Осваивать государственные деньги вовремя и полностью
Осваивать государственные деньги вовремя и полностью
Как показала внешняя проверка контрольно-счетной палаты Законодательного Собрания, нормы бюджетного законодательства при исполнении бюджета 2007 года были в основном соблюдены. Однако не обошлось и без нарушений. Но, как известно, не ошибается только тот, кто ничего не делает. И работа над ошибками в этой сфере так же полезна, как и в любой другой. О результатах внешней проверки и о перспективах бюджетного процесса — наш разговор с председателем контрольно-счетной палаты Законодательного Собрания Тверской области Людмилой ЖЕЛТОВОЙ.
— Людмила Дмитриевна, расскажите о перспективах бюджетного реформирования.
— Не вызывает сомнения, что реализация стратегически значимых задач социально-экономического развития региона во многом зависит от эффективности использования финансовых ресурсов. И переход Тверской области на среднесрочное планирование дает бюджетному процессу новые возможности для оптимального распоряжения ресурсами. Важными задачами перехода на новый принцип планирования, ориентированный на результативность, являются направленность бюджетной политики области на улучшение качества жизни, обеспечение позитивного развития экономики и социальной сферы, совершенствование межбюджетных отношений, решение проблем сбалансированности.
Законодательно закрепленные принципы контрольно-счетной палаты — законность, системность, объективность, независимость, гласность — предоставляют все полномочия для плодотворной работы над повышением эффективности, результативности расходования бюджетных средств. Поскольку сегодня значение имеет не только объем ресурсов, но и способность эффективно ими распорядиться: аудит эффективности входит в повседневную практику нашей работы. Определение результативности дает возможность системно подойти к оценке происходящих событий, что является действенным инструментом в подведении итогов достигнутого и выработке дальнейшей стратегии.
— Каковы же результаты проверки исполнения бюджета 2007 года? На какие слабые места необходимо обратить внимание?
— В ходе внешней проверки исполнения бюджета 2007 года проанализированы основные параметры бюджета (доходы, расходы по разделам функциональной классификации), государственный долг Тверской области в части ограничений, установленных Бюджетным кодексом РФ, дефицит, объем расходов на обслуживание государственного долга, причины отклонения при исполнении расходной части бюджета.
Учитывая тот факт, что в бюджет прошлого года семь раз вносились изменения, корректирующие доходную часть на 25,2% (4,9 млрд. рублей), расходную — на 22,7% (4,8 млрд. рублей), имеются все основания для предъявления требований по повышению качества составления прогноза, поскольку он является основой формирования бюджета. Необходимо обратить самое пристальное внимание на его составление и принять соответствующие меры по повышению точности прогноза. Это особенно актуально сегодня, когда в формирование и реализацию бюджетной политики заложены стратегические цели, переход на среднесрочное и долгосрочное планирование при безусловном учете критериев эффективности и результативности.
Доходы в бюджете 2007 года исполнены на 101,6% и составили 23,9 млрд. рублей. Основная доля поступлений — это налог на прибыль, НДФЛ, акцизы и налог на имущество. Расходы исполнены на 96,2% — 25 млрд. рублей. 977,2 млн. рублей не было освоено. Таким образом, доходная часть бюджета по некоторым показателям была перевыполнена. При этом ни по одному разделу не было обеспечено исполнение расходной части бюджета в полном объеме, что, в свою очередь, привело к нарушению по некоторым из них статей 230, 231 Бюджетного кодекса. При неисполнении расходной части более 10% не приняты меры по блокировке бюджетных средств с последующим перераспределением.
Ряд нарушений действующего законодательства был выявлен при реализации адресной инвестиционной программы.
По состоянию на 1 января 2008 года остались неиспользованными на расчетных счетах заказчиков-застройщиков значительные суммы бюджетных средств. При этом часть объектов, по которым сроки строительства или реконструкции закончились в 2007 году, включены в программу на 2008 год.
Есть вопросы к главным распорядителям и получателям бюджетных средств. Отсутствие надлежащего контроля со стороны главных распорядителей, отсутствие меры ответственности получателями бюджетных средств за несвоевременное и неполное освоение бюджетных средств привело к недостижению намеченных целей и снижению эффективности. Департаменту финансов, как органу исполнительной власти, ответственному за использование бюджетных средств, необходимо значительно ужесточить контроль за исполнением принятых бюджетных обязательств.
Дефицит исполнен на 8,5% в сумме 125,9 млн. рублей при планируемой сумме 1,4 млрд. рублей.
Следует отметить, что при планировании бюджета наблюдалась тенденция роста дефицита с 2005-го — 2007 год при необходимости его минимизации согласно ст. 33 БК РФ. Причина — темпы роста расходов превышают темпы роста доходов.
Как альтернатива кредитам, не исполняются взятые обязательства по выпуску государственных ценных бумаг Тверской области. Поскольку этот механизм более трудоемкий и затратный, к нему следует приступать с начала года. Обеспечить инвестиционный климат региона, его привлекательность возможно при снижении долговых обязательств.
И если заглянуть в принципы государственной долговой политики РФ в 2008 — 2010 годах, то ее проведение будет исходить из целей развития рынка государственных ценных бумаг.
— Растет социальная направленность бюджета. Каково исполнение бюджета в этой части?
— Сегодня можно с уверенностью говорить о соблюдении принципа социальной направленности бюджета, продекларированного в послании губернатора Законодательному Собранию, так как основная часть расходов направлена на социальную обеспеченность и оказание финансовой помощи бюджетам муниципальных образований. Остановлюсь на некоторых моментах.
Так, главной задачей на протяжении последних лет остается снижение уровня бедности. В послании приведен показатель доли бедных — 16%, в планах — снижение его до 14% в 2008 году и в течение пяти последующих пяти лет до 10%. Уже в 2007 году доля населения жителей с доходами ниже прожиточного минимума составила 14%, таким образом, можно говорить об опережении темпов, заявленных в послании.
Губернатор отмечает необходимость адресной социальной помощи. В бюджете 2007 года были заложены средства на реализацию закона Тверской области «О государственной социальной помощи в Тверской области». По областной целевой программе (ОЦП) «Социальная поддержка населения Тверской области на 2007 — 2009 годы» были предусмотрены отдельные мероприятия по адаптации инвалидов. Однако в систему они были приведены лишь в 2008 году — была разработана самостоятельная ОЦП «Реабилитация и социальная адаптация граждан с ограниченными возможностями на 2008 год».
— Прозрачность бюджета, безусловно, является одним из главных его достоинств. Каким образом она обеспечивается?
— Сделать бюджет прозрачным — это серьезная задача, над которой нам еще предстоит работать. Традиция проведения публичных слушаний по бюджету, обнародование результатов внешней проверки использования бюджетных средств — все это важные шаги в этом направлении.
Обеспечить прозрачность расходования бюджетных средств призван программно-целевой метод. Стоит отметить тенденцию увеличения количества областных целевых программ за три года (с 2005-го по 2007 год) с 15 до 22, которая, безусловно, является положительной. Однако средства, выделенные на реализацию ОЦП, осваиваются не в полном объеме, и, соответственно, не всегда обеспечивается достижение поставленных в них целей.
Так, в 2007 году на реализацию 22 областных целевых программ было предусмотрено 1,69 млрд. рублей, исполнение составило 1,55 млрд. рублей. Неосвоенными остались 136,5 млн. рублей.
В нарушение статьи 89 Устава Тверской области не представлен в Законодательное Собрание отчет о выполнении программ. Таким образом, результативность программ и достигнутые цели остались необнародованы.
— Какие меры, на ваш взгляд, следует принять, чтобы изменить тенденцию неосвоения бюджетных средств?
— Необходимо определить государственные задания по предоставлению государственных услуг; разработать методики планирования и прогнозирования бюджетных показателей, обоснованных нормативом финансовых затрат; определить измеримые критерии (индикаторов) определения результативности произведенных расходов бюджета; в рамках действующего законодательства предусмотреть меру ответственности за безусловное исполнение принятых бюджетных обязательств.
— Сейчас ведется активная работа над принятием закона «Об областном бюджете Тверской области на 2009 год и на плановый период до 2010-го и 2011 года». Каким образом отразится начавшийся кризис в этом важном документе?
— Контрольно-счетная палата Законодательного Собрания Тверской области уже представила свое заключение на этот законопроект. В складывающейся экономической ситуации встает вопрос о необходимости более взвешенного подхода к формированию бюджета области. Многие его показатели нуждаются в значительной корректировке. В условиях кризиса необходимо расставить приоритеты расходов с сокращением некоторой его части, так как реалистичность доходной части вызывает сомнения. Кроме того, с целью обеспечения прозрачности бюджета необходимо учесть требования отдельных статей Бюджетного кодекса Российской Федерации о необходимости в разработке и представлении ряда нормативно-правовых актов.