15 сентября под Тверью в присутствии губернатора Тверской области Андрея Шевелева, чрезвычайного посла Финляндии в России Матти Анттонена, председателя совета директоров «Паулиг групп» Бертеля Паулига и множества представителей бизнеса и власти состоялось официальное открытие первого завода компании «Паулиг» в России.Кто больше всего на свете любит кофе? Англичане? А может, бразильцы или арабы? Нет. Оказывается, самую сильную тягу к горячему бодрящему напитку испытывают финны. Среднестатистический житель Суоми потребляет 10 килограммов кофе в год.Помните саркастический рекламный ролик? «Настоящий кофе из Европы? — Но в Европе не растет кофе!» Так оно и есть, но зато на нашем континенте научились качественно его перерабатывать. И одним из лидеров в этой сфере пищевой промышленности вот уже 135 лет является финская компания «Паулиг», получающая сырые зерна из Бразилии, Кении, Индии и превращающая их в тот ароматный продукт, которому отдают предпочтение жители тридцати европейских стран.Вообще-то, слово Paulig, которое знакомо российским ценителям настоящего заварного кофе уже 19 лет, означает не всю компанию «Паулиг Групп». Кофе приносит лишь треть общего объема продаж многопрофильной компании. Тем не менее это составляет солидные 300 млн. евро в год. Но доля России в кофейном торговом обороте «Паулига» всего 4%, хотя рынок натурального кофе в стране оценивается в 23 млн. кг. Однако массовый российский потребитель предпочитает растворимый кофе, натуральный составляет лишь 30% отечественного рынка. Проблема? Нет, компания «Паулиг» увидела в нашей стране новые возможности и в 2003 году приступила к работе над проектом строительства кофеобжарочного завода, который располагался бы в России, но действовал по всем тем нормам и правилам, по которым работают такие же заводы еще в 13 странах мира.Динамично развивающийся рынок кофе в России дает обширные возможности «Паулигу» вывести здесь бизнес на новый уровень. В России, в особенности в крупных городах, потребители все более и более обращают внимание на натуральный кофе, и его потребление растет. Да и вкусы россиян, как оказалось, схожи с предпочтениями кофеманов Центральной Европы, что облегчает подбор выпускаемого ассортимента.После прохождения всех административных согласований компания «Паулиг» приобрела в тверской торгово-промышленной зоне «Боровлево-2» около 7 га земли, где осенью 2009 года и был заложен первый камень нового завода общей площадью 5350 кв. м. И спустя всего полтора года он заработал. По внешнему виду и использовавшимся строительным материалам это практически брат-близнец нового завода «Паулига» в Финляндии, построенного в 2009 году.«Система работы завода в России такая же, как и на производстве в Финляндии. Производственный процесс организован по тому же принципу, и оба завода используют систему ISO 22000 в осуществлении контроля безопасности и качества. Все ключевые специалисты, работающие в России, сначала прошли обучение в Финляндии», — говорит директор по управлению производственными процессами кофейного дивизиона Минна Форстром.Производственная мощность кофеобжарочного завода, в который финны вложили свыше 20 млн. евро, составляет 6000 тонн в год, но в случае необходимости может быть увеличена. Новое современное производство будет обеспечивать продуктами рынки России и СНГ. На заводе работает 40 — 60 человек, ну а весь штат компании «Паулиг» в России составляет около 100 человек. На тверском заводе делают кофе для фильтр-кофеварок, эспрессо, продукты заваривания в турке, кофе в зернах и молотый кофе. Продуктовая линейка представлена такими сортами, как Paulig Classic, Paulig President, Paulig Mokka, Paulig Arabica, Paulig Espresso Originale, а также кофе для гостиниц, кафе и ресторанов.В день официального открытия нового завода генеральный директор компании «Паулиг Рус» Александр Колков огласил амбициозные планы предприятия на два ближайших десятилетия: увеличивать продажи на 20 — 25% ежегодно, то есть удвоить сбыт уже к 2014 году.Перед тем как в торжественной обстановке в присутствии множества важных гостей разрезать символическую красную ленточку, губернатор Тверской области Андрей Шевелев в своем приветственном слове перечислил множество сфер, в которых россияне в целом и тверские жители в частности успешно сотрудничают с финнами. Губернатор отметил, что компания «Паулиг» фактически стала первым якорным инвестором промзоны «Боровлево» и в процессе подготовки соглашения с ней тверская администрация получила бесценный опыт работы с серьезным партнером мирового уровня. Работа нового завода, заметил Андрей Шевелев, безусловно, будет содействовать развитию нашего региона.А начиналась история этой мировой марки целых 140 лет назад. В 1871 году 21-летний сын садовника из Любека Густав Паулиг отправился на пароходе в Финляндию, где поступил курьером в компанию «Нокиа». За плечами молодого человека было обучение в ганзейской фирме, поставлявшей в Финляндию колониальные товары, и в первую очередь кофе. Густав научился распознавать и оценивать различные сорта, он собирал данные о кофейных рынках и возможностях сбыта кофе в северных странах, в особенности в Финляндии. К тому времени американец Джон Арбакл уже сколотил целое состояние на обжаренном расфасованном кофе, и Густав Паулиг решил, что подобный бизнес может иметь успех и в Финляндии. Он мечтал основать собственное предприятие.Через пять лет напряженного труда, экономии и учения он подал в газеты первое объявление от имени новой компании, в лавке которой можно было купить «в больших количествах колониальные и привозные товары»: кофе, приправы, изюм, сухофрукты, рис, масла, портвейн и коньяк…Прошло больше века, но миссия компании «Паулиг» остается неизменной: не просто создавать продукты и услуги высочайшего качества, но также вдохновлять потребителей и развивать хороший вкус. «В тот момент, когда начинаются компромиссы в области качества, ворота завода можно закрывать», — говорил уже умудренный опытом, состоятельный и уважаемый коммерсант Густав Паулиг.От себя добавим: чтобы какая бы то ни было фирма просуществовала, как «Паулиг», 135 лет, в первую очередь нужно стабильное государство, которое устанавливает для своего бизнеса вменяемые и одинаковые для всех правила игры.Константин ЧУГУНОВ