На Волге мне довелось побывать в каком-то девяносто последнем году и провести там все лето. Помнится, я была влюблена в Волгу, в Самару-городок, в искренних и дружелюбных людей. На рынке словоохотливые бабушки рассказывали мне, как готовить грибы сморчки, выбирать чехонь зеркальную – рыбка такая... Нарядные набережные радуют поволжских горожан все лето. Волга совсем не похожа на Енисей: шире в несколько раз, глубже и спокойнее. По берегам – кудрявенькие Жигулевские горы, заросшие дубравами, у самой воды – песчаные пляжи.
Ах, белый теплоход, бегущая волна...
Прогулки на катерах – любимое развлечение волжан. Практически каждые выходные берут они билеты на теплоходы-катера и всей семьей отправляются на водную прогулку. "Посмотрите налево... Посмотрите направо, – бубнит в дребезжащий динамик экскурсовод. – А вот на этом самом месте Стенька Разин бросил за борт персидскую княжну!". Отдыхающие послушно смотрят налево, направо, верят, что давняя любовная драма приключилась именно на этом вот самом месте, и даже пытаются что-то разглядеть в темной глубине.
На белые теплоходы с набережных любуются влюбленные парочки всех возрастов – от хохочущих подростков до бредущих, держась друг за дружку, старичков. Ночью с палуб проплывающих судов доносится музыка, и разноцветные огни отражаются в речной глади. А в маленьких ресторанчиках неподалеку от пристани подают свежесваренное "Жигулевское" к судакам и ракам.
Такое вот оно – волжское лето. И в этой идиллии, казалось бы, не должно быть места трагедиям.
Кто виноват
Беда случилась в грозу. Двухпалубный теплоход с двумя сотнями отдыхающих, совершая маневр, накренился на правый борт и от захлестнувшей его волны затонул в течение 2-3 минут, завалившись набок. Случилось это 10 июля на Куйбышевском водохранилище. Теплоход "Булгария", возвращаясь из организованной туроператором поездки, потерпел крушение, унесшее около полутора сотен жизней. Времени провести спасательную операцию, раздать жилеты, выбраться на верхние палубы из закрытых помещений ни у команды, ни у пассажиров просто не было. Упавшая при крушении мебель враз отрезала путь к спасению большинству отдыхающих. Тонули они стремительно в заблокированных каютах.
Лично мне сообщения на сайтах о том, что тонущих людей снимали на фотоап параты проплывающие туристы, доверия не внушают. Зная, как широко судоходное волжское русло, какие волны поднимает на воде непогода и каким неразличимым становится на расстоянии сотни метров одинокий пловец, поверить в такое невозможно. Да и сами снимки были бы слишком низкого качества.
О не оказавших тонущим помощь проходивших мимо места крушения судах тоже наверняка написано много несправедливого. Человек за бортом – это святое понятие для матросов. Только человека этого надо сначала увидеть на водном зеркале, не утопить неповоротливой баржей, не накрыть волной, которая сопровождает движение любого судна, и не зацепить случайно винтом.
На сегодняшний момент допрошен капитана судна "Дунайский 66" Александр Егоров, подозреваемый в неоказании помощи пассажирам и экипажу теплохода "Булгария". С него получена подписка о невыезде. Аналогичные следственные действия планируется провести в отношении капитана судна "Арбат" Юрия Тучина, который также проходил в районе места катастрофы вскоре после затопления "Булгарии". Однако Роман Лизалин, капитан судна "Арабелла", которое подбирало выживших с "Булгарии", заявляет, что сам попросил капитана одного из проходивших мимо судов не мешать спасательной операции, поскольку его плавсредство обладало низкими маневренными качествами.
И все же главный стрелочник тут – существующая действительность. Где-то бесхозяйственность, где-то халатность, а большей частью – элементарное отсутствие денежных средств. Людей вот только уже не вернуть.
Как пригодился опыт саяно-шушенских
водолазов
На этой неделе из командировки в Татарстан вернулись привлеченные к поисковым работам водолазы Саяно-Шушенской ГЭС. Во время ликвидации последствий аварии на Саяно-Шушенской ГЭС в августе 2009 года ими был приобретен уникальный опыт работы на глубине в ограниченном пространстве при колоссальных разрушениях. Поэтому Сергей Шойгу лично распорядился использовать поисково-спасательные технологии хакасских специалистов и привлечь их к работам на Куйбышевском водохранилище наравне со специалистами МЧС России. Спустя три часа после указания министра в 19.00 11 июля вертолет МЧС России произвел посадку в Хакасии близ Саяно-Шушенской ГЭС. Борт забрал четырех водолазов, врача-физиолога, руководителя группы и необходимое водолазное снаряжение. Из Красноярска наши водолазы вместе с группой водолазов Байкальского поисково-спасательного отряда МЧС России вылетели в Казань самолетом МЧС России. Оттуда на автобусе были доставлены в поселок под названием Затон имени Куйбышева. Там, разместившись на всем известной "Арабелле", спешно переоборудованной из туристического судна в "штаб-квартиру" спасателей, выполняли поставленные МЧС задачи. Ночью 18 июля вернувшихся из командировки спасателей торжественно встретили в Абаканском аэропорту, а вечером 19-го без особой помпезности прибыло в Хакасию и габаритное оборудование, которое наши парни брали с собой.
Рассказ очевидца
Наш корреспондент встретился в поселке Черемушки, где располагается ремонтно-строительная организация, обслуживающая СШ ГЭС, с руководителем группы водолазов Дмитрием Поповым. Вот что он нам рассказал:
– В Татарстан были командированы четверо водолазов водно-транспортного участка цеха технического обслуживания зданий и сооружений Михаил Варчук, Вадим Махнев, Игорь Зинченко и Юрий Сальников. С нами вылетел и доктор Владимир Буялов. Именно он проверяет самочувствие спасателей перед погружением и артериальное давление после подъема. У нас было тяжелое оборудование, поэтому нашу группу задействовали только в технических работах при заводке троса для подъема судна. Внутрь мы не заходили: возможности такой с нашей техникой не было. Трупы нам поднимать тоже не разрешалось – этим занимались другие специалисты, которые освобождали разбухшие в воде тела, поднимали их на поверхность и загружали так называемый "груз-200" для транспортировки. Мы же четко выполняли поставленные перед нами руководством МЧС задачи – производили подводно-технические работы на глубине.
– Какая там все-таки глубина? Сведения информагентств очень противоречивы.
– По нашим замером получилось 17 метров. Интересно, что буквально в паре метров от места затопления, в бухте где стоит "Арабелла", глубина не более 4 метров. Если бы "Булгария" тонула немного ближе к берегу, жертв было бы значительно меньше. Да и верхняя палуба под воду бы не ушла. Конечно, страшно смотреть, как поднимают детей. Это очень тяжелый психологический фактор. Кроме того, на месте трагедии сейчас невероятный ажиотаж, много спасателей, МЧС, журналистов, родственников погибших. Водолазы и "эмчээсники" делают свою работу, журналисты пытаются что-то сфотографировать, с родственниками работают психологи.
– С вами психологи не работали? Ведь какими бы профессионально стрессоустойчивыми вы ни были, не каждый день приходится бывать на месте трагедии.
– Нет, с нами психологи не работали, хотя мы с ними летели в Татарстан. Впрочем, авария на СШ ГЭС была в этом отношении гораздо жестче. Растерзанные тела вперемешку с обломками турбинных агрегатов и водовороты. На Волге течение спокойное. Проблема в том, что большая глубина, а само судно очень габаритное. К тому же плохая видимость. От малейшего движения со дна поднимается ил, и практически ничего не видно.
– Наверное, были и технические проблемы?
– Конечно. Но нам сильно помогли ребята с Зеленодольского судостроительного завода имени Горького. У них оказался водолазный бот-теплоход, на котором была возможность установить наше тяжелое водолазное оборудование, и они предоставили судно в наше пользование. Всю неделю мы на нем и проработали. Первые два-три дня работы производились в ускоренном режиме, затем все основные работы по монтажу на глубине были выполнены, и наша командировка закончилась.
***
Я долго уговаривала Дмитрия сфотографироваться для газеты. Прикидывая в уме, как этот красивый мужчина мужественно будет смотреться на фоне Саянских гор. Отказался наотрез. Мол, вот если бы вместе с ребятами, тогда конечно. А чего я один-то, не такой уж я и герой. Одним словом, не стал, как теперь модно говорить, пиариться. Зато обещал передать снимки с места событий. Где несет свои воды величественная река, а на дне в мутном иле виднеются очертания затонувшего судна.