Черный, кровавый, криминальный рынок квартирных махинаций, сформировавшийся у нас сразу после падения СССР и наступления эры свободного предпринимательства, жив и сейчас. Самых разных людей, владеющих жильем, силой либо водкой заставляют поставить свою подпись под нотариально заверенными документами, после чего несчастные оказываются в морге, на улице или, в лучшем случае, в развалюхе на окраине какой-нибудь деревни Безымянной. Правоохранительные органы несколько десятков лет призывают граждан быть бдительными, но с угрожающей периодичностью СМИ "взрываются" очередной статьей о "черных риэлторах".
Грешит ли этим столица Хакасии Абакан как наиболее благополучный с социальной точки зрения город республики?
Анонимно, но честно
Однозначного ответа на этот вопрос нет. Но есть история, которую наш сайт предлагает вашему вниманию. Оговоримся сразу: редакция сочла нужным изменить фамилии главных действующих лиц этого действа по нескольким причинам.
Во-первых, сама история еще не закончена, впереди несколько судов, об итогах которых — уже с настоящими фамилиями и адресами — мы обязательно сообщим.
Во-вторых, очень многое в ней остается неясным, недоказанным, а значит, юридически несовершенным.
И, наконец, в-третьих, существуют просто этические нормы, нарушать которые "ШАНС" тоже не имеет права.
Мы лишь хотим в очередной раз напомнить о существовании "квартирной" проблемы и призвать людей к бдительности на примере чужих ошибок. Кроме того, если материалом всерьез заинтересуются правоохранительные органы, "ШАНС" готов связать их со всеми, так сказать, фигурантами этой попытки журналистского расследования.
Визиты,
поиски и драки
Все началось с прихода в редакцию нашего еженедельника в середине мая абаканца Дмитрия Алтаева. Молодой человек, юрист по образованию, немного смущаясь, рассказал, что у него вот уже три месяца как пропал старый друг Сергей Попов — не появлялся, не звонил и т.д. Алтаев начал осторожные поиски и выяснил, что в последний раз Попова видели около дома по улице Жукова, в котором расположена его двухкомнатная квартира, в окружении каких-то подозрительных личностей. Друг, по словам очевидцев, вел себя довольно неадекватно... Жилье же было уже много месяцев заперто.
Развитию событий помог случай. Алтаев увидел Сергея Попова в машине рядом с неким представителем кавказской народности (будем политкорректны). Он попытался вызвать друга на разговор, но получил отпор от его странного спутника: "Отойди от машины! Ты не будешь с ним разговаривать!". После словесной перепалки Алтаеву все-таки удалось сесть в автомобиль, но Попов лишь улыбался ему в ответ и ничего не мог ответить на простые вопросы типа: "Ты куда, пропал, Серега? Почему на квартире не появляешься? Что происходит?" Еще через некоторое время Алатаеву пришлось все-таки выйти из машины, чтобы избежать драки, но он решил проследить за ней, попросив помочь друзей. В итоге машину увидели у дома по улице Карла Маркса, где, как утверждает Алтаев, нелегально торгуют фальсифицированной водкой...
– Поймите, это мой друг! – уверял автора этих строк Дмитрий Алтаев. – Я не мог спокойно смотреть, как ему не дают со мной разговаривать, как отталкивают меня от машины, как увозят в неизвестном направлении. У парня, у которого проблемы с алкоголем, есть квартира, в которой он живет и которая досталась ему и его отцу после смерти матери. При этом совсем недавно из квартиры были вывезены все вещи. Теперь она пустая и, по сути, готовится к продаже! Что еще я должен был подумать?!
В конце концов, Алтаев с приятелями сумели войти в дом, где, по их предположениям, находился удерживаемый неизвестными Сергей Попов. Однако последнего там не оказалось, а все дело закончилось дракой с ушибами и синяками, которые позже зафиксируют врачи одной из абаканских больниц, а также заявлением Алтаева в полицию, но это уже другая история. Разумеется, в данном случае Дмитрию следовало бы поступить по-другому: вызвать участкового, объяснить ситуацию, рассказать о пропаже друга, его предполагаемом удержании по данному адресу и попросить о помощи представителя "органов". Сейчас Алтаев это тоже понимает, но поезд, как говорится, уже ушел. Чуть позже обычный абаканский парень, живущий в том же доме по улице Жукова, что и пропавший Сергей Попов, несколько раз замечает за собой слежку со стороны неизвестных лиц и возникший у них интерес к его автомобилю...
Сейчас машину приходится прятать у знакомого в гараже.
"У меня все хорошо"
Разумеется, "ШАНС" заинтересовался этой историей, в которой, по мере расследования, всплыли новые интересные факты. Так, некоторое время назад по заявлению Алтаева по поводу исчезновения друга его пригласили на встречу со следователем. Там оказался и Сергей Попов (как уверяет Алтаев, испуганный и немного "заторможенный"), и абаканский адвокат, а одновременно, по словам Дмитрия, и риэлтор Олег Лыжин.
Встреча была более чем странной. Попов заявил, что такого друга у него нет, что квартиру на Жукова он действительно продает и что вопросов у следователя по поводу возможного криминала никаких возникнуть не может. По словам Алтаева, присутствовавший при этом адвокат Лыжин тоже предупреждал своего клиента о его праве не разговаривать со столь ретивым в поисках друга Алтаевым. Затем случайно Дмитрию удалось остаться с Сергеем наедине, и тот поведал, что его постоянно поят какой-то гадостью и убеждают продать квартиру, после чего обещают купить ему домик в деревне и помочь с поиском работы (Попов был ранее судим и не мог трудоустроиться).
В общем, подозрительного было более чем достаточно.
Без бумажки букашка
И подозрений этих не убавилось после встречи в редакции "ШАНСА" с отцом Попова, Валерием Ивановичем. Тот рассказал, что сына не видел уже очень давно, что в квартиру зайти не может, потому что там заменены все замки, и что все его вещи выкинуты оттуда на помойку. На резонный вопрос: "А что вы делаете для того, чтобы ситуация изменилась, куда вы обращались?" – оказалось, что и здесь не все так просто. Так, по словам Попова-старшего (живущего по другому адресу на улице Пирятинской), злополучная квартира на Жукова, где жил его сын, ранее принадлежала его жене. После ее смерти прошло около трех лет, но заявление о вступлении в наследство никто из Поповых почему-то подавать и не думал. Более того, не так давно какие-то люди кавказской наружности, познакомившись с Валерием Поповым, напоили его до бесчувствия, после чего у него пропал паспорт – а значит, предпринять что-либо он просто не в состоянии...
Уже позже Дмитрий Алтаев, обескураженный развитием ситуации, предположил, что, может быть, Попов-младший никем и не удерживается, а просто хочет "кинуть" отца с квартирой, чтобы продать ее самому, не учитывая интересов другого собственника, хотя и ближайшего кровного родственника.
Таким образом, согласитесь, что связать воедино всю эту цепочку событий под соусом криминала вокруг дорогой (около 2 миллионов рублей) квартиры в Абакане никому из читателей нашего сайта не составило бы труда. Но...
Квартира-призрак
Последним аккордом этой детективной истории стала встреча журналиста нашего издательства с адвокатом Олегом Лыжиным в конце мая этого года. Тот попытался профессионально, с точки зрения дипломированного юриста и адекватного человека, все объяснить.
Итак, как считает адвокат, ничего криминального в данной истории нет.
Во-первых, Дмитрий Алтаев никаким другом Попову не является — а таковым Лыжин считает себя сам, поскольку рос с ним в одном и том же дворе и примерно равен с ним по возрасту. Сергей Попов обратился к адвокату с просьбой о помощи при оформлении наследства на квартиру. Лыжин согласился — и выяснил, что квартира-то, по сути, не принадлежит пока никому! Дело в том, что это жилье является кооперативным, и еще предстоит выяснить, заплачен ли по нему так называемый "паевой взнос", чтобы вообще считать ее чьей-то собственностью (кооператив, кстати, назовем его, к примеру, "Май", по-прежнему существует). И только после всех судебных процедур можно будет вести речь о наследстве на данные квадратные метры кого-либо из Поповых, так сказать, по факту постоянного проживания.
Выяснив все это (Олег Лыжин имеет при себе все необходимые документы), адвокат и по совместительству друг Попова соглашается помочь парню, после чего тот оформляет на него доверенность на право ведения его досудебных дел. Итогом всего этого, как уверяет Лыжин, должен стать июньский суд, после которого определится собственник квартиры. Все же истории о попытках споить и заставить Попова переписать квартиру на каких-то кавказцев, о его жалобах про давление, о краже паспорта у Попова-старшего и прочем криминале адвокат называет, мягко говоря, фантастическими и намекает уже на заинтересованность в "квартирном вопросе" самого Дмитрия Алтаева...
На просьбу "ШАНСА" устроить встречу с самим Поповым Олег Лыжин сообщил, что не знает, где сейчас находится его клиент, но то, что он получит повестку в суд и явится туда по первому требованию, у него сомнений нет. Что же касается "домика в деревне", то адвокат подтвердил такое намерение Сергея Попова в будущем. Согласитесь, что и в этом случае приходится признать право на существование версии господина адвоката...
Вот, как говорится, какие дела. Еще раз заметим, что "ШАНС" обладает всеми координатами фигурантов этого дела и при необходимости готов предоставить их правоохранительным органам. Пока не поздно.
Вопросы без ответов
Нам, откровенно говоря, неизвестно, кто в этой истории говорит правду, кто лжет, а кто чего-то не договаривает. В ней масса вопросов, ответы на которые, можно надеяться, все-таки смогут прояснить, что происходит в центре Абакана вокруг довольно недешевой недвижимости.
Почему семья Поповых только сейчас, спустя годы, вспомнила о своем праве на наследство, вокруг которого опять-таки только сейчас появилось множество странных людей? Какой резон Дмитрию Алтаеву ввязываться в неприятную возню вокруг квартиры друга, если он действительно "положил на нее глаз", да еще и заявляться к нам в редакцию? Где находится сейчас сам Сергей Попов (по нашим данным, его не так давно видели на приусадебном участке в пригороде Абакана, где он работал под присмотром какого-то человека далеко не славянской внешности)? Кто-нибудь расследовал историю с исчезновением паспорта Попова-старшего, и если да (по нашей информации, отец все-таки подал заявление в прокуратуру обо всем случившемся), то каковы сейчас результаты? Что происходит на улице Карла Маркса в доме, где торгуют фальшивым спиртным, и почему эту "точку" до сих пор не прикроют? Связан ли этот дом с "делом Попова"? Кто вообще в этой ситуации жертва, кто мошенник, а кто просто решил погреть руки на всем произошедшем? Не получится ли так, что "ШАНС" в конце концов будет вынужден констатировать окончательное и полное исчезновение Попова с одновременным появлением у квартиры на Жукова нового и, что интересно, законного собственника со всеми необходимыми документами? Или все-таки все благополучно выяснится?
В общем, как говорят в таких случаях, история еще не окончена.