Чуть больше года осталось до того момента, когда, согласно Федеральному закону №261 «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности», плата за потребленные энергоресурсы станет производиться только по показаниям приборов учета. Каковы шансы этой программы быть исполненной в срок? Что делать гражданам, чтобы счетчики гарантировали им экономию семейного бюджета? На эти и другие вопросы сегодня отвечает руководитель Тверской областной общественной организации «Качество жизни», депутат Тверской городской Думы Елена Юлегина.
— Елена Евгеньевна, если я не ошибаюсь, нынешняя кампания по внедрению приборов учета не первая за прошедшие 15 — 20 лет.
— И скорее всего, не последняя. Лично у меня есть все основания предполагать, что вряд ли в течение года удастся провести все мероприятия, связанные с установкой счетчиков.
Прежде всего они должны быть как у потребителей ресурсов, так и у поставщиков. Но на сегодня ни один из видов ресурсов не имеет нормального обеспечения приборами учета, причина тому — колоссальное внутреннее сопротивление ресурсоснабжающих организаций. Почему? Да потому, что установка счетчика — первый шаг на пути к энергосбережению. А это уже противоречит сути коммерческой деятельности, которую ведут такие организации.
«Качество жизни» в течение четырех лет своего существования добивается того, чтобы теплоснабжающие организации Твери установили на своих объектах коммерческие приборы учета. Это необходимо для замера реально потребленной городом энергии и использования полученных данных в расчетах с потребителями. Но одним только путем переговоров без проявления государством политической воли ситуацию не изменить.
В цивилизованных странах сбережением ресурсов занимаются не столько из экономических, сколько экологических соображений. Большинство населения России, к сожалению, имеет смутные представления о необходимости энергосбережения.
— С точки зрения потребителей, панацеей против переплаты за энергоресурсы является как раз прибор учета. Так, во всяком случае, заверяют не только сторонники 261-го ФЗ, но и те, кто уже пользуется счетчиками. Но, насколько мне известно, население сегодня не очень активно стремится к установке приборов учета. С чем, по-вашему, это связано?
— Причин несколько. Прежде всего это материальные затраты, большая часть которых возложена на собственников жилья. Например, средняя стоимость общедомового прибора учета тепловой энергии составляет 150 тысяч рублей. Количество многоквартирных домов в областной столице — около пяти тысяч. Перемножая эти данные, получим 750 миллионов рублей — именно столько необходимо, чтобы оснастить все дома только тепловыми счетчиками. Плюс приборы на холодное и горячее водоснабжение, газ, плюс индивидуальные приборы. Получаются астрономические суммы, собрать которые население за оставшийся год с небольшим вряд ли сможет.
Хотя Федеральный закон №261 предусматривает меры, которые помогут населению поставить общедомовые приборы учета. Это, во-первых, программа капитального ремонта жилищного фонда, в которую городу во что бы то ни стало необходимо попасть на следующий год. А во-вторых — за счет средств ресурсоснабжающих организаций с рассрочкой оплаты в пять лет. Но, учитывая финансовое состояние этих организаций, вряд ли они готовы пойти на такой шаг.
Следующий момент. Учет тепла должен быть экономически выгоден потребителю. Поэтому на домах, где есть ТСЖ и где прибор учета, люди осознают, что за всю потребленную ими тепловую энергию нужно платить. А не установлены счетчики там, где домом управляет управляющая компания, для которой приборов — лишняя головная боль и финансовые убытки: счетчик нужно обслуживать, охранять, поверять, снимать с него показания и предъявлять их каждый месяц ресурсоснабжающей организации. Все это за счет средств компании, а выгоды никакой. По той же, кстати, причине учет тепловой энергии не ведется в социальных учреждениях. Это, опять же, лишние хлопоты для руководителя, а выгоду получает бюджет. Но почему этой выгодой не поделиться с теми, кто ее создает?
Далее, даже из уст чиновников можно услышать о том, что платить за тепловую энергию по нормативу дешевле, чем по прибору учета. Совершенно беспардонный подход. Ведь если человек потребил ресурс в том или ином объеме, то он должен и заплатить за фактическое потребление. Иначе кто это сделает?
Допустим, температура в помещении составляет 23 градуса. По нормативу температура равна 18 градусам, за них и взимается плата. А за разницу в пять градусов кто заплатит? Правильно, никто, и эта разница впоследствии выливается в убытки для ресурсовиков, скандалы, аварии на сетях.
— Но и сами ресурсоснабжающие организации не стремятся переводить своих потребителей на оплату по приборам учета. Известны случаи, когда люди устанавливали индивидуальные счетчики на холодное водоснабжение, а ООО «Тверь Водоканал» выставлял им счет по нормативам.
— Это так, наша организация ведет уже длительные переговоры с водоканалом. Существует постановление Правительства РФ №307, пункт 16 которого гласит, что при наличии индивидуальных приборов учета оплата услуги производится по показаниям приборов. А ООО «Тверь Водоканал» требует от управляющих компаний и ТСЖ оплаты по нормативу, ссылаясь на пункт 7 этого постановления, который приемлет наличие только лишь коллективных счетчиков.
На прошлой неделе администрация города выступила перед водоканалом с соответствующим заявлением, но вопрос все равно не решен.
— Что в таком случае делать и собственнику, и ТСЖ, которому выставляют счет по нормативу? И не проще ли будет, если человек, поставив индивидуальный счетчик, станет платить по отдельной квитанции, а не по общей?
— Для этого нужно соответствующим образом составить договор, чтобы управляющая компания начисляла с тех квартир, где есть приборы учета, плату по показаниям этих приборов, а с тех, где приборов нет, по нормативам. А собственникам, имеющим счетчики, в свою очередь, отследить, чтоб эта процедура была соблюдена.
Помимо потребления воды в квартире существуют и общедомовые расходы. И при отсутствии коллективного прибора учета собственники, имеющие индивидуальный счетчик, должны бы вносить плату согласно показаниям своего прибора плюс какую-то часть общедомовых затрат. Но это не прописано в 307-м постановлении, такой пробел в законодательстве тоже, мне кажется, дает ответ на вопрос, почему водоканал предпочитает выставлять счета по нормативам.
— Можно привести примеры, когда люди отказывались от использования счетчиков: экономия получается небольшая, а хлопот много.
— Что касается меня, то я не стала бы настаивать на поквартирных счетчиках. Пока. Я рекомендую вначале позаботиться об общедомовых приборах, их наличие само снимает споры с поставщиками ресурсов. Как распределить потребление внутри дома, можно решить между собой на собрании собственников. А уже после устанавливать и индивидуальные приборы учета. Идеального варианта не существует, поэтому не будем забывать о требовании закона.
— Может ли в перспективе быть облегчена процедура, связанная с эксплуатацией приборов учета?
— Могу посоветовать приобрести хороший счетчик, который и от качества воды не зависит, и срок поверки у него не год, а, допустим, пять лет. Хотя стоить такой прибор будет дороже, но скупой, как известно, платит дважды.
Установка приборов учета — целая процедура, прописанная законодательством. Существуют специализированные организации, которые разрабатывают проект, устанавливают счетчик и впоследствии берут его на сопровождение. Они и проконсультируют людей о том, какие есть приборы учета и чем они отличаются друг от друга.
— Где в Твери можно получить подобную информацию?
— Для начала необходимо пойти в ресурсоснабжающую организацию и запросить технические условия. Там же им назовут лицензированные структуры по установке и сопровождению прибора учета.
— Предположим, собственники готовы установить в доме коллективный прибор учета, но управляющая компания со своей стороны тормозит процесс. Что делать людям в таких случаях?
— Прежде всего решить, нужна ли им такая управляющая компания, которая тормозит выполнение федерального закона. И постараться таким образом выстроить отношения с компанией, чтобы она получала какую-то часть от сэкономленных собственниками квартир средств. И оговорить, на какие общие нужды эти средства можно использовать.