– такой была тема очередного заседания пресс-бизнес-клуба журнала «Карьера»
На сей раз гостями клуба стала группа литовских предпринимателей, активно осваивающих латвийский рынок: президент Литовской торговой палаты в Латвии Кестутис Люткус, член правления BITE GSM Дариус Монтвила, член правления Novaturas и Novatours Ритис Шумакарис, генеральный директор SBA Mзbeles Кестутис Пикчирнис и другие.
Открывая встречу, главный редактор журнала «Карьера» Валерий Тер-Оганесов отметил, что Литва и в советское время славилась своей продукцией. Телевизоры «Шилялис», магнитофоны «Дайна», холодильники «Снайга» и другие товары пользовались заслуженной популярностью. В годы перестройки внимание всей Прибалтики привлекли шяуляйский и другие рынки, куда ездили за покупками многие из Латвии, зарабатывая стартовый капитал, да и продолжают наведываться и поныне. Каким-то чудом литовцы завозят товары, продаваемые там по хорошим ценам.
Но сегодня литовский бизнес – это далеко не эти рынки. И он без особого шума, но уже основательно освоил и продолжает осваивать латвийский рынок. Это сеть магазинов «Максима», заграничные электротовары, одежда и обувь известных мировых производителей, и никто не знает, что за всем этим – литовский след. Прекрасно известны в нашей стране и качественные дешевые литовские продукты, мебель. В Латвии сейчас работает около 900 литовских компаний, которые являются надежными партнерами и, рынок есть рынок, конкурентами некоторых наших фирм.
А потом, как обычно, началась пресс-конференция, на которой гостям задавали вопросы не только журналисты, но и присутствующие в зале предприниматели. Не будем вдаваться в чисто специфические термины и цифры, но в итоге полуторачасового общения выяснилось, что отличительные черты бизнеса по-литовски – это качество обслуживания и поставляемых товаров и услуг, их количество и, конечно же, доступные цены. Тем более что ныне даже в Латвии некоторые литовские фирмы вынуждены конкурировать не только с местными, но и со своими компаниями. Литовские предприниматели немногословно, но достаточно откровенно отвечали на вопросы и даже делились некоторыми планами на будущее.
В свою очередь К. Люткус отметил, что и латвийский Бизнес достаточно уверенно чувствует себя в Литве. И что в этой стране знакомы не только с банковскими услугами соседей, но и с кондитерской продукцией, алкогольными и прохладительными напитками, молочными продуктами из Латвии. Что касается литовского предпринимательства, то государство активно поддерживает развитие среднего и малого бизнеса. В определенной степени уверенному положению производителей способствует и то, что как во времена перестройки, так и в годы независимости в Литве не была разрушена промышленность и сельское хозяйство, что позволило после перепрофилирования и технического переоснащения успешно решать новые задачи.
Следует заметить, что и во время пресс-конференции, и потом, в кулуарах, прозвучали конкретные предложения от предпринимателей обеих стран о возможном сотрудничестве. Думается, вскоре мы услышим о некоторых новых совместных проектах.