На первый взгляд радостная весть пришла с Саяно-Шушенской ГЭС. Не прошло и двух лет после августовского апокалипсиса 2009 года, как стало очевидным, что самый грандиозный гидроэнергетический объект России (если сравнивать его с раненым человеком) не просто идет на поправку, он почти уже здоров. По крайней мере, по выработке электроэнергии СШ ГЭС приблизилась к доаварийному показателю.
На протяжении многих лет станция за первые пять месяцев года в среднем вырабатывала 8,6 млрд. кВт/час электроэнергии. В 2011-м же эта цифра составила – 7,38 млрд. кВт/час. То есть еще немного, и "на-гора" пойдет столько же электричества, что и до катастрофы. Это при том, что сейчас на ГЭС работают лишь четыре гидроагрегата, тогда как до августа 2009-го функционировало десять. Как же такие чудеса стали возможны? Каким образом четыре машины фактически заменили десять?
– Проектный режим работы гидроагрегатов предполагает изменение нагрузки в течение суток, так как потребление в энергосистеме неравномерно, – объясняет главный инженер СШ ГЭС Тимур Юсупов. – До аварии агрегаты работали на полной мощности в утренние и вечерние пики нагрузки и на пониженной мощности в ночные часы. Сегодня в целях стабильности технологического режима агрегаты несут неизменную нагрузку в течение суток.
То есть турбины теперь гоняют без остановок. Вот это и настораживает. Напомним, что в 2009 году одной из причин катастрофы стала нещадная, безостановочная, прямо-таки стахановская нагрузка. Энергетики утверждают, что теперь (цитата) "в связи с повышенной интенсивностью эксплуатации оборудования запланирован учащенный график ремонтно-профилактических работ на восстановленных агрегатах". Но как-то не шибко это убаюкивает. В 2009-м за несколько месяцев до армагеддона злосчастный гидроагрегат, с которого все и началось, тоже ремонтировали-проверяли. И чем все это дело кончилось?
На минувшей неделе пришла еще одна новость, касающаяся всяких там киловатт часов. С одной стороны, СШ ГЭС вырабатывает почти столько же тока, как и до аварии, но, как констатирует республиканский госкомитет по тарифам, за последний месяц объем потребляемой электроэнергии в Хакасии "значительно снизился". В буквальном выражении в промежутке с 6 мая по 6 июня спад обозначен цифрой – 10 млн. кВт/час. Что стало причиной такой метаморфозы? Неужто посыл различного руководства (начиная от президента, заканчивая городским и сельским начальством) к хозяевам промышленных структур, предпринимателям, фермерам, да и просто к рядовым гражданам – возвести "энергосбережение" в ранг главных жизненных принципов – заставил обитателей Хакасии чаще жать на рубильник, а по ночам пользоваться свечками?
Нет, дело здесь совсем в другом. Примерно 80% потребляемой республикой электроэнергии приходится на долю имеющихся здесь предприятий "РУСАЛа". А у САЗа и ХАЗа в последнее время, как известно, были большие проблемы. Из-за злосчастного железнодорожного моста, рухнувшего в мае в реку Абакан на границе Аскизского и Бейского районов, металлурги были вынуждены сократить объем энергозатратного производства алюминия. Доставлять сырье на предприятия (около сотни железнодорожных вагонов в сутки) и вывозить готовые чушки стало невозможно. И, хвала Всевышнему, а также губернатору, военным и прочему трудолюбивому люду, что к 5 июня железнодорожное сообщение в этом нехорошем месте удалось восстановить. А то энергопотребление в Хакасии вообще бы рухнуло.
Правда, такой вариант развития событий теоретически еще возможен. Восстановленный мост – это все-таки временное сооружение. Этакий гибрид из капитальных элементов и кусков армейского моста РЭМ-500. Ясно, что по такому "конструктору" долго глинозем, алюминий и уголь возить рискованно. Так что, по крайней мере, до осени о мостостроении местные власти будут говорить долго и упорно. К 1 октября планируется все-таки восстановить рухнувшее полтора месяца назад сооружение. Поскольку после случившегося надежд на эту переправу мало, то есть планы провести резервный железнодорожный путь от станции Подсинее до Кирбы и далее до САЗа.
По мостостроительному поводу в Подсинем сейчас не только геологи и железнодорожники толпами ошиваются, но и товарищи в камуфляже. Несколько подразделений железнодорожной бригады соорудили в этом районе полевой городок и парк для техники. В сентябре военные планируют провести здесь аж стратегические учения "Центр-2011". По задумке, полупаромы соберут в единую конструкцию – полукилометровый наплывной железнодорожный мост через Енисей. По нему армейцы пустят железнодорожный состав и автомобильную технику. Как отмечает Серый дом (цитата), "учитывая скорость реки и быстрое течение, задача, поставленная командованием перед военными, требует серьезной проработки и взаимодействия с органами исполнительной власти при решении организационных вопросов, связанных с подготовкой учений".
Будем надеяться, что все у российской армии в районе Подсинего получится. Что не повторится история, случившаяся в мае на месте рухнувшей переправы, когда взаимодействующие с органами исполнительной власти военные довели свой РЭМ-500 до середины реки Абакан, и тут три его пролета смыло бурными потоками. Конечно, паводок-собака виноват. Но если завтра война? С супостатом ведь надо учиться воевать при любых погодных и гидрологических условиях. В общем, удачи вам, товарищи армейцы!