В Абакане, на улице Чехова, построили дом. Многоквартирный, кирпичный, повышенной комфортности. И пообещали построить еще один. Не менее комфортный. Пообещали, заключили предварительные договоры, собрали деньги на строительство с желающих иметь собственность в новостройке... А потом руководителя компании-застройщика осудили за мошенничество и определили пожить некоторое время там, откуда руководить строительством проблематично, а заключать новые договоры — нереально.
Об этой истории наш человек уже писал неоднократно. Тем не менее, она до сих пор напоминает о себе. Главным образом потому, что причиненный дольщикам ущерб никому не возмещен, а стоимость потерянных заинтересованными лицами средств довольно внушительна.
Подводные камни
долевого
строительства
Квартира — это то, без чего нормальная жизнь совершенно немыслима. Если она не досталась по наследству и не подарена родителями, ее необходимо купить. Но квартира — не пирожок, стоит она подороже. Впрочем, это не проблема. Существуют разные формы оплаты. Та же ипотека, к примеру, когда банк предоставляет для покупки жилья заемные средства. Правда, успевшие поучаствовать в этой схеме собственники сетуют на высокий банковский процент, отсутствие свободных средств на обустройство домашнего уюта и длительный период выплат. Так что другая форма приобретения жилища — так называемое "долевое участие" в строительстве – многим кажется предпочтительнее.
Долевое участие в строительстве практикуется довольно давно, практически с начала 90-х годов прошлого столетия, и к сегодняшнему дню достаточно серьезно оформилось законодательно. В декабре 2004 года, казалось бы, все нюансы при заключении договоров на долевое участие в строительстве были предусмотрены федеральным законом РФ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости" за №214. Одним из основных таких нюансов стала возможность заключения подобных договоров только после официального опубликования компанией-застройщиком проектной декларации на вновь возводимый объект, при наличии разрешения на строительство и документов на земельный участок. Ранее этого никаких договоров с инвесторами — будущими собственниками жилья – застройщик заключать не вправе. Данные нормы были предусмотрены с целью оградить граждан от разного рода мошенников, которые к тому времени серьезно активизировались в крупных городах. Нечистые на руку "бизнесмены" предлагали желающим проинвестировать строительство собственного жилья и даже показывали расчищенные строительные площадки. После чего заключались договоры, люди вкладывали свои кровные, а стройки замораживались либо возведение квадратных метров осуществляли уже совершенно другие строительные компании, на другие средства. Ухватив крупный куш, мошенники исчезали из офисов и отключали контактные телефоны, а несостоявшиеся "дольщики" устраивали пикеты у зданий администраций и правительств.
Случались и другие казусы. Например, компания-застройщик поручала продавать жилье в строящихся домах компании-продавцу, а та показывала и продавала одну квартиру сразу нескольким дольщикам. Впоследствии же благополучно съезжала из съемного офиса, оставляя в недоумении и застройщиков, и невероятное количество "инвесторов".
Порой, по причине объективных финансовых трудностей, строительство объекта замораживалось – деньги, внесенные дольщиками, вроде и были в полном объеме благополучно освоены, вот только объект строительства оказывался незавершенным. И никто при этом вроде как и не был виноват.
Что нам стоит
дом построить...
Первоначально радости ныне оказавшихся обманутыми дольщиков, проинвестировавших строительство нового дома по улице Чехова в Абакане, не было предела. В 2008 году они заключили с ООО "Стройинвест и К" так называемые "предварительные договоры", предметом которых было заключение впоследствии договоров на долевое участие в строительстве, и передали по 200-800 тысяч рублей в момент подписания предварительного договора. Оставшуюся сумму планировалось вносить ежемесячно 15 числа вплоть до окончания строительства. Ну, а основной договор с ними "Стройинвест и К" обещал заключить в течение двух месяцев со дня получения разрешения на строительство.
Так или иначе, разрешение на строительство несколько припозднилось, что не помешало ряду дольщиков выплатить всю стоимость обещанных квартир (составляла она на тот момент более 2 миллионов рублей за квартиру из расчета 40 тыс. рублей за кв.м). А в июне 2010 года дольщики, вместо того чтобы праздновать новоселье или хотя бы гордо осматривать окрестности из еще не застекленных окон своих новых квартир, выступали в суде в качестве потерпевших. Абаканским городским судом было установлено, что директор фирмы ООО "Стройинвест и К" В.Н. Соколов, являясь единственным учредителем предприятия и его руководителем, заключил предварительные договоры, не имея на то правовых оснований (речь шла о так и не полученном разрешении на строительство 2,3, 4,5, 6 блок-секций многоквартирного жилого дома со встроенно-пристроенными объектами соцкультбыта). Заключенные договоры были признаны не соответствующими нормам 214 ФЗ, а сам Соколов, учитывая общественно опасный характер своих действий, получил срок, который и отбывает в настоящее время.
С точки зрения закона справедливость восторжествовала. Только вот деньги, выплаченные за не построенные квартиры, граждане так и не получили.
На счастье, на защиту прав дольщиков встало министерство регионального развития РФ, заявившее о намерении к середине 2012 года завершить строительство всех "проблемных объектов" и удовлетворить требования всех "обманутых дольщиков". В связи с этим субъектам РФ предложено предоставить в минрегион соответствующие сведения, а также создать координационные советы с обязательным участием в них представителей обманутых граждан. Правда, на какие средства планируется достраивать незавершенные и несуществующие объекты, пока непонятно. Но это, как говорится, уже их проблема.
Наши же дольщики, прослышав об этой инициативе, попробовали решить свои проблемы на правительственном уровне. Однако понимания по причине несоответствия заключенных ими договоров действующему законодательству, увы, не нашли. С этой проблемой они в очередной раз и обратились в редакцию нашего издания.
Не все те обманутые, которых обманули...
С вопросами, касающимися долевого строительства в Хакасии, наш корреспондент обратился к начальнику отдела государственного строительного надзора министерства по градостроительной и жилищной политике РХ
Геннадию Жихареву.
– Сегодня строительство многоквартирного жилья в Республике Хакасия осуществляется, в основном, за счет привлечения средств граждан в рамках долевого участия в строительстве. По этой схеме, на основании Федерального закона РФ №214 от 30.12.2004 г. "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости…", в республике работает 13 застройщиков, которыми осуществляется строительство 20 жилых домов.
"Обманутые дольщики" в Республике Хакасия отсутствуют. Граждане, которые отдали деньги директору компании "Стройинвест и К" господину Соколову, пострадали в первую очередь от его противоправных действий, а не от участия в долевом строительстве. Есть "проблемный" объект, расположенный по адресу: проспект Дружбы Народов, 52, город Абакан, РХ, срок сдачи которого нарушен на шесть месяцев. Но застройщик, которым является ООО "Доступное жилье", не прекращает работы, и, по официальному заявлению гендиректора В.А. Манирова, жилой дом будет сдан в эксплуатацию до конца 2011 года.
Хотелось бы сказать, что некоторые застройщики переносят сроки сдачи объектов на более позднее время, тогда как в договорах на долевое участие в строительстве окончательный срок устанавливается сторонами еще на этапе заключения такого договора, и последующее перенесение сроков стороны должны согласовывать дополнительно. В противном случае с застройщика может быть взыскана неустойка, штрафные санкции и суды в большинстве случаев принимают такие решения в пользу граждан.
Мы в свою очередь внимательно следим за соблюдением сроков сдачи объектов в эксплуатацию и за использованием денежных средств. Также нами применяются штрафные санкции к недобросовестным застройщикам на основании ст. 14.28 КоАП РФ – за нарушение требований законодательства об участии в долевом строительстве многоквартирных домов. Правда, делаем мы это с большой осторожностью, поскольку прекрасно понимаем, что эти штрафы покрывать в конечном итоге будут те же дольщики.
– Могут ли граждане, пострадавшие от мошенничества компании "Стройинвест и К", сейчас ожидать помощи от республиканских властей?
– Предварительные договоры, которые были ими заключены в 2008 году, по сути, являются не договорами на долевое участие в строительстве, а некими договорами о намерениях. Сегодня нами готовится перечень проблемных объектов строительства для минрегионразвития РФ, так вот об этом объекте мы не можем сообщить ничего. При подготовке к строительству дома, о котором идет речь, не был надлежащим образом сформирован земельный участок, соответственно, нет адреса объекта, не получено разрешение на строительство. Одним словом, никакой реальной информацией об объекте мы не располагаем. Единственное, что нам известно – информация о пострадавших гражданах. По их просьбе нами в министерство регионального развития РФ отправлено письмо с описанием проблемы и просьбой оказания помощи пострадавшим гражданам. Примет ли минрегионразвития РФ решение о финансировании такого объекта, судить сложно.
– Так насколько актуальна такая форма работы застройщиков, как привлечение граждан к долевому участию в строительстве жилья?
– Во всяком случае ликвидация долевого строительства сильно ударит и по застройщикам, и по всей строительной отрасли Хакасии. Сегодня благодаря такой форме работы многоквартирный жилой дом строится в среднем за два года. А возможность финансировать строительство позволяет гражданам за это время обзавестись жильем. Причем его приобретение происходит поэтапно. При отказе от долевого строительства можно смело прогнозировать отток покупателей с рынка недвижимости, который негативно скажется и на строительстве многоквартирных жилых домов в регионе.
– Насколько остро в Хакасии стоит проблема "обманутых дольщиков"? Дом на Чехова – это единственный проблемный объект в Абакане?