Очень даже возможно, что скоро в Хакасии начнется реализация промышленного проекта федерального масштаба. Этому можно было бы только радоваться, если бы не знать, что совсем недавно этот глобальный план на своей территории фактически похоронило население и руководство Красноярского края. Речь идет о строительстве завода ферросплавов.
Инициатор металлургической барбароссы – компания "ЧЕК-СУ". Она ведет разработку Усинского месторождения марганцевых руд в Кузбассе (крупнейшего в России). Изначально для Хакасии затея, осуществляемая на территории соседнего региона, сулила сплошную социально-экономическую благодать. От месторождения до хронически бедствующего поселка Туим была проложена 40-километровая трасса, по которой автотранспортом планировалось перевозить руду. В самом же Туиме, где с работой, мягко говоря, напряженка, началось строительство терминала. Отсюда кузбасское сырье планировалось переправлять по железной дороге в Красноярск, где "ЧЕК-СУ" желало построить Енисейский ферросплавный завод – самое крупное металлургическое предприятие такого профиля в стране. Возвести его планировалось на бывшей промышленной площадке "Крастяжмаша", которую "ЧЕК-СУ" приобрела в 2008 году. То есть объект должен был вплотную примыкать к спальному микрорайону "Солнечный" – анклаву, который и без того не может похвастаться приемлемой экологической обстановкой.
Летом 2008 года на V Красноярском экономическом форуме было подписано соответствующее соглашение. Тогдашний губернатор региона Александр Хлопонин радовал общественность сладкими речами:
– Для Красноярского края реализация проекта – это более 12 миллиардов рублей инвестиций, сотни миллионов налоговых поступлений и тысячи рабочих мест. Это только прямые выгоды!
Летом 2009 года один из могучих российских банков – инвестор проекта – открыл кредитную линию. Планы компании "ЧЕК-СУ" были включены в перечень основных инвестиционных площадок металлургического комплекса России. Естественно, этому рукоплескало и руководство Хакасии, ведь благодаря ферромарганцевой затее можно было убить трех зайцев сразу – получить мощного инвестора, обеспечить доступ к Кемеровской области не только по железной дороге и, наконец, хоть как-то решить проблему вечно депрессивного Туима. Все вроде бы были довольны, но...
Осенью прошлого года красноярская общественность будто очнулась от спячки. В городе начались волнения по поводу того, что здесь может появиться пускай и замечательный в экономическом смысле, но явно не сулящий экологии ничего хорошего объект. Появилось общественное движение "Красноярск – против!". Вообще, все напоминало абаканские антикремниевые процессы, имевшие место быть в 2010 году. Стекла автомобилей засверкали стикерами "SOS! Красноярск на пороге бедствия!". Против строительства завода ферросплавов проводились многотысячные митинги и велопробеги.
Власти сделали вывод. Губернатор Лев Кузнецов заявил:
– Моя позиция такова: инвесторы должны доказать, что строительство предприятия выгодно для края не только с финансовой, но и с экологической точки зрения. Пока им это доказать не удалось, никакого разрешения выдано не будет.
Представители компании "ЧЕК-СУ" пообщались напрямую и с рядовыми горожанами и, можно предположить, испытали при этом далеко не положительные эмоции. В Красноярском дворце культуры состоялись общественные слушания по вопросу возведения металлургического гиганта. На него явились тысячи жителей столицы края. Представители компании объяснили, почему хотят построить завод именно здесь – из-за доступа к необходимому объему электроэнергии, приемлемых цен на нее, из-за наличия квалифицированных рабочих кадров. Товарищи из "ЧЕК-СУ" произносили яркие речи:
– Что преступного мы совершили? Начали разработку труднейшего Усинского месторождения марганцевых руд, планировали построить в окрестностях Красноярска завод. […] Индустриализация и техническая мощь невозможна без современной стали, а значит, немыслима без ферросплавов. У меня нет сомнений, что все собравшиеся в этом зале – настоящие патриоты Отечества. А Отечество наше порой непросто осуществляет индустриализацию, без которой страна провалится и станет сырьевым придатком Запада.
Собравшиеся в зале патриоты ответили на это злобными криками и свистом до того оглушительными, что ведущему пришлось прервать оратора и напомнить публике, что это не митинг.
– Приступая к реализации нашего, без преувеличения, исторического проекта, мы с самого начала ощущали себя не алчными дельцами, которым неважно ничего, кроме прибыли, а бизнесменами, по-настоящему ответственными и перед обществом, и перед людьми, и перед сибирской природой. Мы сразу сознавали, что абсолютно безвредных производств не бывает – даже свиноферма или мясокомбинат при пренебрежительном требовании к безопасности способны нанести чувствительный урон окружающей среде, – пытался образумить народ выступающий от "ЧЕК-СУ".
Но переломить красноярские настроения патриотичному бизнесмену так и не удалось. В ходе мероприятия организаторам удалось узнать позиции более 3,6 тысяч горожан. Все поданные заявки – против строительства завода.
Кирдык глобальным планам пришел во вторник, 17 января 2012 года. Губернатор Красноярского края Лев Кузнецов заявил:
– Мной окончательно принято решение по закрытию реализации проекта ферросплавного завода в Красноярске. Я расторг соглашение с компанией "ЧЕК-СУ", подписанное в 2008 году, и направил соответствующее уведомление руководству компании.
Можно ли говорить о том, что столь необходимый стране проект вообще пожелал долго жить? Скорее всего, нет. Из достоверного источника стало известно, что строительство ферросплавного завода может начаться в Ширинском районе Хакасии. Это, в общем-то, вполне логично. Между нашей республикой и ЗАО "ЧЕК-СУ" существует соглашение о социально-экономическом сотрудничестве, которое предусматривает создание благоприятных условий для деятельности компании на территории региона. Ко времени пуска ферросплавного предприятия уже окончательно восстановят Саяно-Шушенскую ГЭС, так что проблем с необходимым объемом электроэнергии не будет. К тому же "ЧЕК-СУ" не придется тратиться на доставку дорогим железнодорожным транспортом руды от терминала в Туиме до Красноярска.
– Пару месяцев назад компания "ЧЕК-СУ" направила главе республики обращение рассмотреть вопрос о строительстве завода в Ширинском районе, – фактически подтвердила информацию нашего источника Татьяна Гербертовна. – Насколько я знаю, решение глава еще не принял. Это же не простой вопрос – строительство такого предприятия. Это вопрос федерального уровня.
В общем, теперь все зависит от Виктора Зимина. А потом, наверное, придется взять слово и хакасской общественности.