Послание губернатора к Законодательному Собранию региона
Губернатор Тверской области Андрей Владимирович ШЕВЕЛЁВ выступил со своим первым Посланием к Законодательному Собранию Тверской области. Ежегодное Послание Губернатора - это главный региональный стратегический документ, который обозначает основные пути развития Верхневолжья на ближайший год и среднесрочную перспективу.
Подводя итоги первого года работы на посту Губернатора, А. В. Шевелёв отметил:
- Основные достижения года: выход экономики региона на докризисные показатели; наметившийся рост производства в промышленности и сельском хозяйстве, реализация ряда крупных инвестиционных проектов; снижение уровня безработицы, создание основ современной системы государственного управления, обеспечение стабильной ситуации в ЖКХ в период отопительного сезона; повышение уровня оплаты труда учителей, воспитателей, медицинских и социальных работников; сохранение и развитие самой крупной в ЦФО системы социальной поддержки населения.
Но мы только начали работу по превращению Тверской области в благополучный, процветающий регион. Перед нами стоит немало многоплановых, сложных вопросов. СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПОДХОД должен быть реализован во всём - от перспективных планов развития региона до организации работы администраций сельских и городских поселений. Мы начали работу по созданию стратегического плана развития Тверской области до 2030 года и Программы социально-экономического развития Верхневолжья до 2020 года. Такая же работа должна быть развёрнута в муниципальных образованиях.
На стратегический подход нас ориентирует и политика федерального центра. Программа Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина даёт ключевые ориентиры: новое качество жизни граждан, инновационное развитие и модернизация экономики, эффективное государство.
С 2013 года основой государственного управления должен стать программно-целевой подход, при котором региональный бюджет финансирует государственные программы. В Тверской области их будет 24, они заменят долгосрочные, ведомственные и региональные целевые программы.
СОЦИАЛЬНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ. Власть должна работать без отрыва от населения, его мнений, инициатив. Важнейшую роль здесь должно сыграть гражданское общество, общественные организации, - ветеранские, молодёжные, профессиональные, по защите интересов граждан, национальные и многие другие. Общественное движение региона находится на подъёме - мы должны использовать его энергию.
Акцент в наших действиях сделан на социальной составляющей, на удовлетворении потребностей человека, обеспечении достойного уровня и качества жизни.
ЖКХ. В регионе разработан план модернизации сферы ЖКХ на ближайшие пять лет. Это пример стратегического подхода, который продиктован, в том числе и пониманием, что за меньший срок решить огромное количество проблем, которые накапливались десятилетиями, не удастся. Наша задача - за этот период полностью модернизировать отрасль, переложить коммуникации, обеспечить её современной техникой и технологиями. Привлечение инвестиций на основе частно-государственного партнёрства, разработка и реализация инвестиционных программ - ключевая задача всех муниципалитетов на 2012 - 2013 годы. Региональная власть не останется в стороне.
ПЕРЕСЕЛЕНИЕ ИЗ ВЕТХОГО И АВАРИЙНОГО ЖИЛЬЯ, КАПИТАЛЬНЫЙ РЕМОНТ ДОМОВ - важная составляющая обеспечения должного качества жизни граждан. Нам удалось добиться того, что сотрудничество Тверской области с федеральным фондом содействия реформированию ЖКХ в ближайшие годы будет продолжено. Задача текущего года - привлечение средств фонда в размере не менее 400 млн. рублей на ремонт многоквартирных домов. Необходимо в 2012 - 2013 годах создать региональный фонд содействия капитальному ремонту многоквартирных домов, что позволит решить вопросы привлечения финансовых средств. Первоочередная задача - обеспечить проведение паспортизации зданий в течение ближайших двух - трёх лет. В пятилетней перспективе мы должны сформировать региональную систему капитального ремонта.
ЗДРАВООХРАНЕНИЕ стоит на первом месте в повышении качества и уровня жизни людей. Завершается реализация программы модернизации здравоохранения Тверской области. Все запланированные в ней мероприятия должны быть выполнены. Первоочередные задачи - своевременное и качественное проведение капитального ремонта и закупка современного медицинского оборудования. В 2012 году должно быть капитально отремонтировано 120 зданий, на эти цели направляется более 660 млн. рублей. В медицинские учреждения будет приобретено более 4000 единиц медицинского оборудования, около 30 единиц современного медицинского транспорта. Планомерно идёт и строительство медицинских учреждений. Особое внимание будет уделено завершению строительства 2 очереди хирургического корпуса Областной детской клинической больницы. Ключевых направлений развития медицины несколько. Тверская область по праву является лидером в Российской Федерации по открытию офисов врачей общей практики - их у нас 235.
Важная задача - развитие медицины высоких технологий. Мы будем расширять возможности в этом направлении областных учреждений здравоохранения. В 2012 году будет завершено формирование системы сердечно-сосудистых центров. С помощью Национальной программы мы обеспечим модернизацию онкологической службы. Областной онкологический диспансер получит дополнительные помещения и оборудование
Ключевая проблема, которая стоит не только в сфере медицины общей практики, но по здравоохранению в целом - дефицит кадров. Главные его причины - низкий уровень оплаты труда и отсутствие жилья для специалистов в муниципалитетах. Внедрение государственных стандартов оказания медицинской помощи, повышение тарифных ставок позволили повысить уровень оплаты труда медиков на 28,5%. Задача этого года - выполнение планов по внедрению стандартов на 100%.
РЕШЕНИЮ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ ПРОБЛЕМЫ необходимо уделять особое внимание. В 2011 году в Тверской области наметились положительные изменения демографической ситуации: естественная убыль населения снизилась более чем на 15%. Но наш регион остаётся одним из сложных в России. В первую очередь, мы должны стимулировать рост рождаемости. Важнейшие направления - охрана материнства и детства, поддержка семьи. В 2012 году нужно завершить формирование единой службы поддержки здоровья матери и ребёнка, стержнем которой является областной перинатальный центр.
Очевидно, что назрела необходимость создания областного центра поддержки семьи. Современная система выплаты ежемесячного детского пособия показала свою неэффективность. Нужно реорганизовать её, чтобы сосредоточить усилия на поддержке малоимущих семей, а также семей с детьми в возрасте до трех лет. Важная часть решения демографической проблемы - ликвидация очередей в детские сады. Задача - сократить очередь на 1600 человек в 2013 году и в минимально возможные сроки ликвидировать её полностью.
ПОДДЕРЖКА СЕМЬИ должна стать центром региональной социальной политики. В 2012 году началась реализация такого важного проекта, как бесплатное предоставление земельных участков многодетным семьям. Несколько тысяч семей во всех районах области встали в очередь на получение участков. Но пока только отдельные муниципальные образования приступили к их предоставлению. Все муниципалитеты должны начать предоставление участков в текущем году! Это задача государственного значения.
Поддержка семьей с детьми - это инвестиции в будущее региона. Важнейшей частью этих вложений должно стать РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ. Наши дети и молодёжь должны иметь равные возможности для получения качественного образования, вне зависимости от того, где они проживают. Хотел бы отметить важный момент - Правительство Тверской области считает необходимым сохранение малокомплектных сельских школ там, где у детей нет других возможностей учиться
С текущего года начальное и среднее профессиональное образование перешло в ведение регионов. Это даёт Тверской области шанс решить застаревшую проблему, когда учебные заведения готовят не тех специалистов, которые нужны нашей экономике. Уже начался процесс объединения системы начального и среднего профессионального образования. До конца 2012 года не менее 20% учебных заведений должны перейти на двухуровневую систему подготовки специалистов.
СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ населения по праву считается одной из наиболее развитых в Центральном федеральном округе. Но её нужно сделать более адресной, чтобы помощь получали те, кто в ней действительно нуждается. В центре внимания социальной политики останутся люди с ограниченными возможностями. Особое внимание необходимо уделять детям-сиротам. Наша общая задача - ежегодно увеличивать количество помещений, предоставляемых детям-сиротам.
Особого внимания требуют ветераны. Обеспечение жильём участников войны, сохранение социальной поддержки, расширение возможностей для получения субсидий по медицинской помощи, газификации, оптимизация работы центров социального обслуживания, домов-интернатов для престарелых и инвалидов - ключевые задачи на текущий год.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА - это не только патриотическое воспитание и организация культурно-массовых мероприятий. Хотя, разумеется, принижать значение этой работы нельзя. Говоря о юном поколении, хочу подчеркнуть: необходимо обеспечить по-настоящему комплексную поддержку молодёжи, особенно молодых семей. Мы должны сделать всё, чтобы молодые люди смогли раскрыть свой потенциал здесь, на родной земле. А не искали счастья в мегаполисах. Необходимо в первую очередь обеспечивать поддержку в решении жилищного вопроса - через социальное строительство, специальные ипотечные программы, предоставление государственных субсидий семьям с детьми.
Второе важное направление - трудоустройство. Нужно развивать взаимодействие с работодателями, чтобы выпускники могли находить работу по профилю, чтобы первый профессиональный опыт они получали во время производственной практики.
ФИЗКУЛЬТУРА И СПОРТ. Как для молодого поколения, так и для всех людей нужно обеспечить возможности для здорового образа жизни, занятий физкультурой и спортом. Сейчас каждый четвёртый житель Тверской области регулярно занимается спортом.
В 2012 году должно начаться сооружение универсальных спортивных площадок в тех муниципальных образованиях, где их нет. Планируется завершение строительства ряда спортивных центров в муниципалитетах и в Твери. Необходимо развивать те виды, которые пользуются массовой популярностью.
ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ имеет не меньшее значение для формирования здорового образа жизни. Для системной работы по этому направлению необходимо провести экологическую паспортизацию всей Тверской области. Следует начать работу в текущем году и не позднее 2013 года представить экологический паспорт региона и рекомендации по решению значимых экологических проблем, завершить разработку и приступить к реализации региональной программы "Окружающая среда". Хочу напомнить - и лес, и водоёмы, и всё, что в них находится, принадлежит государству и должно быть в равном доступе для всех жителей Тверской области и России.
ПОВЫШЕНИЕ ДОХОДОВ БЮДЖЕТА - главная задача в финансовой сфере области. Ключевых направлений два. Первое - повышение собираемости налогов и неналоговых поступлений в бюджеты. В минувшем году удалось обеспечить рост доходов консолидированного бюджета Тверской области на 9%. Но возможностей для дальнейшего увеличения достаточно. Необходимо обеспечить рост налоговых поступлений в торговле, строительстве, связи, операциях с недвижимостью, производстве и распределении электроэнергии, газа и воды. Ключевая задача на ближайшую перспективу - увеличение эффективности финансовой работы органов государственной власти и местного самоуправления, обеспечение максимальной результативности расходования бюджетных средств.
Для стабильного наполнения и увеличения областного и местных бюджетов необходимо стимулировать РОСТ ЭКОНОМИКИ. Сейчас мы находимся на 6-м месте в ЦФО по таким показателям, как темпы роста промышленного и сельскохозяйственного производства, объём инвестиций в основной капитал. Но по ряду показателей наши позиции ниже. Задача на ближайшую перспективу - обеспечить стабильный рост экономики по всем ключевым направлениям.
ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА. Самая актуальная задача - привлечение средств, которые обеспечат достаточно быстрое создание нового, современного экономического комплекса в регионе. Тверская область является одной из наиболее инвестиционно привлекательных в России. К концу 2011 года реализовано почти 50 крупных инвестиционных проектов с объёмом инвестиций 35 млрд. рублей, создано около 8000 рабочих мест. К середине 2012 года действует 90 инвестиционных проектов, объем планируемых инвестиций - более 140 млрд. рублей, количество создаваемых рабочих мест - 22 тысячи. Разрабатывается более 50 новых проектов. При этом не могу сказать, что ниша "якорных" инвесторов заполнена. Мы должны продолжать привлечение крупных инвесторов во все отрасли нашего хозяйства.
ПРОМЫШЛЕННОСТЬ - важнейшее направление развития экономики. В регионе это почти 4300 предприятий и 115 тысяч человек. Задача государственной власти, местного самоуправления - обеспечить широкую поддержку всех действующих производств. В первую очередь в расширении рынков сбыта и подготовке кадров. Особое внимание нужно уделить ключевым отраслям - машиностроение, энергетика, химическая промышленность, лесной комплекс, пищевое производство, информационные технологии. Назрела необходимость разработки и реализации концепции промышленного развития Тверской области. Её разработка должна быть завершена в текущем году. Основой экономики региона остаётся машиностроительный комплекс. Это треть всей нашей промышленной продукции, почти сорок тысяч работников. В машиностроении активно идёт модернизация, как во внедрении новых технологий, так в организации производства, возрождается внутриобластная кооперация. Реализация единой промышленной политики позволит поддержать эти процессы.
В ОБЛАСТИ ЭНЕРГЕТИКИ, третьего ключевого направления экономического развития, в прошлом году произошло важное событие - физический пуск 4-го энергоблока Калининской АЭС. Нам предстоит пройти сложный путь переговоров с Росатомом на предмет того, чтобы область могла пользоваться определенными преференциями от наличия на её территории такого объекта. Тут есть общий стык федеральных и региональных интересов. При удачном развитии событий область получит дополнительный миллиард рублей налогов в бюджет, десятки рабочих мест, возможности увеличения лимита электроэнергии для производственной сферы экономики.
В то же время мы должны обратить внимание на малую энергетику. Уже много лет говорится о возрождении торфяной промышленности, о перспективах использования торфа. Перевод части котельных на торф - важнейшая задача для ряда районов. Помимо торфа, на всех не газифицированных территориях необходимо в этом году перевести в практическую плоскость использование отходов деревообрабатывающего производства. Опыт Торопецкого, Западнодвинского, Максатихинского и некоторых других районов подтверждает, что современные котельные успешно работают на этом виде топлива.
ГАЗИФИКАЦИЯ является важнейшим условием успешного развития экономики региона. Ключевых задач в этой области на ближайшие годы четыре. Первая - запуск газораспределительной станции "Калинин-3", реконструкция станции в Бежецке и строительство новой станции в Торжокском районе. Вторая - газификация западных районов области и подготовка к старту работ в северо-восточных. Третья - увеличение лимитов газа, которые обеспечат необходимые условия для развития инвестиционных проектов на существующих и перспективных промышленных площадках. Четвёртая - упорядочение управления нашим газовым хозяйством. Создана "Региональная газовая компания", задача которой - принятие на баланс, содержание и эксплуатация бесхозных и муниципальных газовых систем.
СТРОИТЕЛЬСТВО - следующее ключевое направление развития региональной экономики. В 2011 году объём работ, выполненных в отрасли, вырос на 9%, введено в эксплуатацию более 630 тысяч квадратных метров зданий, в том числе около 422 тысяч квадратных метров жилья. Но в целом темпы роста отрасли не отвечают потребностям региона. Предпринят ряд мер по ликвидации этой проблемы. В текущем году и ближайшей перспективе строительная отрасль должна сосредоточиться на следующих ключевых направлениях. Первое - это ввод в строй незавершённых объектов. Второе - создание и реализация единого плана строительства и капитального ремонта социальных объектов. Третье - разработка и реализация программы строительства социального жилья.
У нас есть хороший опыт поддержки граждан с помощью социальных выплат при получении ипотеки. В текущем году более тысячи семей заключили такие договоры. По количеству выданных ипотечных кредитов на 1000 жителей Тверская область занимает 2 место в ЦФО.
Необходимо переходить от точечной застройки городов к планированию и строительству микрорайонов, включая социальную и транспортную инфраструктуру. Решение этой задачи упирается в отсутствие градостроительной документации. В течение 2012 года градостроительной документацией необходимо обеспечить все муниципальные образования! В 2012 году также должна быть завершена работа по схеме территориального планирования Тверской области.
Экономическая теория гласит, что регион развивается нормально, если МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ Бизнес создаёт не менее трети рабочих мест. В Тверской области этот показатель достигнут. Но оптимально, чтобы в этом секторе работало не менее половины экономически активных людей. Поэтому развитие малого и среднего бизнеса - пятое направление экономической политики. В настоящее время большая часть малого и среднего бизнеса сосредоточена в сфере торговли и услуг. Нам нужно усиливаться за счёт производственных направлений, фермерских хозяйств, инновационных предприятий. В поддержке малого и среднего предпринимательства необходимо сосредоточиться на ликвидации барьеров на пути развития бизнеса; информационной поддержке, расширении деловых информационных центров; помощи малым формам производства и начинающим предпринимателям; поддержке инновационного малого бизнеса.
ДОРОЖНАЯ ОТРАСЛЬ И ТРАНСПОРТ - следующее направление. В 2011 году был создан региональный дорожный фонд, его бюджет превышает 4 млрд. рублей. В 2012 году в Тверской области запланировано отремонтировать такое же количество дорог, как за предыдущие четыре года. Особое значение имеют ближайшие месяцы: мы должны устранить те недочёты и ошибки, которые были допущены в предыдущие годы.
Задача этого года - разработать и внедрить в практику работы дорожно-строительных и коммунальных предприятий технологии оперативного ремонта дорожного покрытия, обеспечить качественную работу подрядных организаций. Ремонт, реконструкция и строительство дорог должны вестись в плановом порядке. В сфере транспорта приступаем к оперативному решению нескольких вопросов. Один из основных - создание единой транспортной системы региона. Сегодня два основных вида транспорта - железнодорожный и автомобильный - никак не связаны между собой. Это несёт ущерб экономике, ухудшает социальную обстановку.
СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО. Меры государственной поддержки необходимо сосредоточить на наиболее перспективных направлениях. Это мясное и молочное животноводство, растениеводство, развитие льняной отрасли. Каждая из этих отраслей должна стать единым региональным производственным комплексом. Особое внимание необходимо уделить молочному производству: по надоям на одну корову в 2011 году мы оказались на предпоследнем месте в ЦФО. В текущем году, после многолетнего перерыва возобновлено субсидирование производства молока. Выпуск высококачественной молочной продукции, расширение ее ассортимента - ключевая задача для пищевой промышленности региона.
Отдельно необходимо выделить развитие фермерства. К сожалению, прогресс в этом направлении не так заметен, как хотелось бы. Главная проблема - сбыт продукции. Задача - организовать работу с торговыми сетями по расширению преставленности тверской продукции в продаже. Особое значение имеет реализация социальных программ на селе. Необходимо расширять число молодых специалистов и семей, участвующих в программах по обеспечению жильём, максимально информировать о них.
ПОДДЕРЖКА ИННОВАЦИЙ и процессов модернизации, использование потенциала региональной науки. Те разработки вузов, которые можно использовать в нашей промышленности, на конкретных предприятиях, должны получать региональную поддержку. И положительные примеры есть. В конце мая принято решение о создании совместно с Тверским государственным техническим университетом малого инновационного предприятия, ориентированного на производство продукции на основе торфа. Это уже третий инновационный проект, поддержанный Правительством области.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ. Ключевое направление - работа на самом близком к людям уровне - в органах территориального общественного самоуправления и управления многоквартирными домами. Люди должны видеть, что их участие позволяет решать волнующие всех проблемы. Задача текущего года - организовать работу общественных советов регионального и муниципального уровня таким образом, чтобы они были встроены в процесс решения значимых вопросов. Процедуры общественных слушаний и экспертиз нужно сделать максимально открытыми, приглашать к участию в них всех желающих.
Во взаимодействии власти и общественности мы должны решать задачу воспитания регионального самоуважения, гордости за свою землю. Ведущую роль в воспитании самоуважения и гордости должна сыграть РАБОТА ОРГАНИЗАЦИЙ И УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ. Необходимо в течение ближайших пяти лет обеспечить проведение капитального ремонта тех муниципальных и региональных учреждений культуры, где он требуется. Повысить обеспеченность техникой, транспортом, организовать работу мобильных киноустановок, клубов, библиотек. Особого внимания требует кадровый вопрос. Повышение уровня оплаты труда должно быть распространено и на сферу культуры.
ТУРИСТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ. Сейчас Тверская область по количеству посещающих регион туристов находится на 4 месте в ЦФО, за пять лет ежегодное количество туристов в Верхневолжье выросло с 980 тысяч до 1 млн. 386 тысяч человек. Но качество предложений в этой сфере, информированность о них жителей России, не говоря об иностранных туристах, низки́. Необходимо повышать уровень сервиса, разрабатывать современные туристические проекты не только в Твери, Осташкове, Старице и Весьегонске, но и в Калязине, Кашине, Торжке, Вышнем Волочке, Торопце, Западной Двине. И снижать цены на туристические услуги, чтобы отдых в Тверской области стал привлекательным.
СОХРАННОСТЬ ПАМЯТНИКОВ. Тверская область гордится тем, что у нас большое число памятников, находящихся под охраной государства. В то же время мы не обеспечиваем должный уровень их сохранности. Считаю вопиющим случай уничтожения археологических памятников в Рамешковском районе, после чего было возбуждено уголовное дело. Или выставление на продажу храмового здания в Кашинском районе. Задача - провести инвентаризацию, оставить на государственной охране действительно ценные памятники истории и культуры. Здания, от которых практически ничего не осталось, не должны мешать развитию муниципалитетов. В то же время необходимо обеспечить привлечение средств частных инвесторов в реставрацию, передавая здания в долгосрочную аренду с обязательством по проведению комплексной реставрации
НОВЫЕ ПОДХОДЫ В ТЕРРИТОРИАЛЬНОМ УПРАВЛЕНИИ. В минувшем году были сделаны важнейшие шаги по формированию вертикали власти в регионе. Задача текущего года - завершить формирование эффективной системы управления Тверской областью, усилить ответственность за принимаемые решения и их последствия. Основные принципы работы такой системы - ориентированность на результат, компетентность, открытость.
На федеральном уровне начата работа по передаче ряда полномочий и финансирования в регионы. Это накладывает на нас дополнительные обязательства по взаимодействию с территориальными подразделениями федеральных органов государственной власти. Решение любых вопросов развития региона должно быть оперативным, чтобы жители Тверской области получали необходимые государственные услуги своевременно и надлежащего качества.
Для решения задач, стоящих перед регионом, особое значение имеет продуктивное взаимодействие исполнительной и законодательной власти. Мы будем развивать возможности органов местного самоуправления, повышать их компетентность и эффективность. В текущем году будут сформированы предложения, исходя из которых, структура администраций городов и районов будет находиться в прямой зависимости от численности жителей. Ведётся работа по оптимизации управления сельскими поселениями.
СИТУАЦИЯ В ТВЕРИ очень не простая. И во многом проблемы стали результатом умышленного политического коллапса, который парализовал работу муниципальной власти, городских служб. Этой болезни уже много лет. Лекарство от неё - создание на территории Твери нормальной системы власти, которая понимала бы степень своей ответственности перед людьми, жила интересами города. И создавать ее мы будем через изменения, принятые в Избирательный кодекс Тверской области, которые позволят людям голосовать не только за партийный список, но и выбирать своего депутата, знать его в лицо и иметь возможность спросить с него персонально. В Твери будет создана нормальная система власти. Но сформировать её волевым решением или приказами сверху нельзя. Она появится благодаря нашим совместным, обдуманным действиям.
Такая работа должна развернуться во всех муниципалитетах. В связи с этим, особая ответственность ложится на региональные отделения политических партий. Политическая система России серьёзно меняется - упрощаются условия регистрации партий, возвращаются выборы глав регионов. Время политических дрязг и провокаций должно остаться в прошлом. Я обращаюсь к представителям всех партий. Перешагните через свои политические амбиции. Люди ждут от вас инициатив по улучшению жизни земляков.
ТВЕРСКАЯ ОБЛАСТЬ - это наша родина. И я не сомневаюсь, что мы сможем сделать ее успешным, процветающим регионом. Для этого нам нужно обеспечить всего одно, но важное условие: мы должны работать вместе, в интересах людей. Наши земляки должны чувствовать уверенность в том, что перемены наступают уже сегодня. Я уверен, что совместными усилиями мы этого добьёмся. По материалам сайта http://vesvladivostok.ru