Что-то пробило меня написать отзыв об автомобиле, давно проданном семьёй и давно снятом с производства заводом «Коммунар».
Ну, начну с начала.
«Для того, чтобы продать что-нибудь ненужное, надо сначала купить что-нибудь ненужное» /«Трое из простоквашино»
Случилось сие в голодные девяностые, когда ориентированный на переработку урана и оборонку городок, в котором я жил, начал медленно хиреть. Большие при Союзе зарплаты сожрала инфляция, вклады — бывший Сбербанк, любой автомобиль считался роскошью, а редкий тогда хлам немецкого производства — недосягаемой роскошью.
И тогда отец, научившись ездить на 968ом 1971 года, стал перед выбором: Москвич или ЗАЗ?
На более или менее нормальные Жигули денег не хватало. Кроме того, наездившись в дедушкиной «копейке» (см. отзыв), намучились с обезьяньей посадкой. Многие юные автомобилисты не знают, но Жигули — это автомобиль для коротконогих длинноруких физически сильных водителей, причём желательно, чтобы одна рука (правая) была телескопической — руль установлен со смещением к центральному туннелю, а при включении третьей передачи наоборот требуется вся длина руки «и ещё чуть-чуть». О том, что можно поменять сидения и руль, у нас в ту пору ещё не ведали, да и без того Жигули считались очень комфортной машиной.
Самара была гораздо предпочтительней и по расходу топлива, и по удобству посадки, но денег стоила и того больших.
Иномарок было мало, и хотя можно было купить, скажем, 131й ФИАТ, или 305й Пежо, запчастей на них не было и в помине, и за ремонт тоже мало кто брался.
Итак, к выбору.
АЗЛК-2140/ИЖ 412
Плюсы — 4х дверный кузов, приличная (в сравнении с Запорожцем) динамика, большой багажник и большая по тем временам статусность.
Минусы — очень узкий салон, как правило убитая ходовая, худшая проходимость по грунтовке (напомню — были девяностые и огороды с картошкой кормили не только сельских жителей, но и половину городского населения) и ужасная устойчивость на скорости.
ЗАЗ-988М
Плюсы — лучшая устойчивость на трассе, более широкий салон, куча запчастей по ценам мусора, проходимость на уровне танка, изученная отцом конструкция (вместо лирического отступления: Запорожец двумя людьми разбирается до винтика за одни выходные. Тремя — ещё и собирается) и очень живучий кузов.
Минусы — две двери, шум, отсутствие любой статусности, символический багажник, 38 секунд до сотни, ну и отсутствие таких ненужных опций, как обогрев заднего стекла (НА Космичах попадается) и т. д.
ТАВРИЯ
Плюсы — передний привод, 3 двери, лучшая динамика, самая удачная эргономика, самая экономичная из трёх.
Минусы — Качество! Уплотнители стёкол текут, электроника чаще не работает, чем работает, кузова ужасно гниют, сварные швы разрушаются, салон гремит — ужас!
ТАВРИЮ-НОВУ тогда ещё не придумали…
В общем вариантов было немного и в результате за 800 у. е. (тогда половина стоимости нормальной «копейки») был приобретён относительно свежий (1991 года, ещё советской сборки) запик революционного красного цвета. Кроме в целом неплохого состояния, в нём действительно ВСЁ РАБОТАЛО!!!! Только резина лысовата.
На задние колёса великолепно подходила жигулёвская (немного уменьшался клиренс, но машина шла устойчивее, тише и мягче), но что делать с передними? Широкие шины будут тереть по аркам при вывороте руля, а ставить оригинальные, дубовые, не хотелось. И нам за 30 долларов (по тем временам половина зарплаты почти!!! ) привезли «почти новую» резину Michelin, причём нужной размерности! Говорят, такая стояла на Renault-4 и Citroen 2CV и Visa. Не знаю, не проверял, но это была, наверное, первая пара импортной всесезонной резины, установленной на Запорожец. Но далеко не последним усовершенствованием. Имея высшее техническое образование, многолетний опыт и пытливый ум, не разобрать двигатель отец не мог. В процессе поменяли кучу мелочей вроде прокладочек, сальничков и пыльничков, поршни (вроде, жигулёвские), и залили нормальное масло. Могу сказать, всего этого можно было не делать, но результат того стоил — динамика улучшилась, двигатель стал работать тише, чем у иных Жигулей, что такое перегрев мы не знали до конца эксплуатации.
Позже поменяли карбюратор (по-моему, всё-таки удалось адаптировать жигулёвский, уже не помню), руль — от первого Гольфа, и от него же вроде бы гологенные лампочки в фары. Тогда же поменяли пару резинок в тормозных механизмах, колодки и маятник рулевого механизма, кинули пару дополнительных «плит» шумоизоляции, зеркала от ТАВРИИ – в общем, произвели тюнинг.
С кузовом проблем не было — он не гнил, краска радовала свежестью цвета, и тонна тыкв или картошки перевозилась с небывалой лёгкостью. А однажды ДТП (скорость — около 30 км/ч, препятствие — дом) показало, что кузов действительно ОЧЕНЬ крепкий (заменили пластмассовый «рог» бампера и фару… и всё! ).
Более того, это была первая машина, на которой я позволял себе лихачить. Бывало, сядешь за руль утречком, и если у отца хорошее настроение — едешь в школу за рулём. Правда, осторожно, медленно — зато важно так выходишь из машины, берёшь рюкзак и на уроки… в восьмом классе! Круче только молотком по яйцам, но тогда этого ещё не знали. А когда пошли в поход, убегали от дождя и в машину влезло чуть не пол-класса! В общем, это было не просто транспортное средство, а член семьи. Историй про запик вспоминается множество, но расскажу одну.
Возвращались мы как-то от родственников из Одессы, а ехать почти 450 км. Выехали поздно, машина гружёная, а родителям на следующее утро на работу. Что делать?! Отец, человек, в общем-то, спокойный, едет 90. Разгоняется. 100. Полёт нормальный. Бензиновая печка воет как турбина МиГа на взлёте. 110(! ). Свист от открытой форточки – будто подходим к скорости звука… 120(!!! ). Смеркается… 125. Потоком воздуха форточку закрыло, причём на фиксатор. 130(!!!!!!! ) ощущение реальности потеряно. (Лирическое отступление: лет 10 спустя я разогнался по недостроенному автобану Одесса-Киев на Скайлайне до 240 км/ч. Ощущения даже близко не те). Впереди со скоростью километров 80-90 едет микроавтобус Тойота. Отец идёт на обгон. Но оказывается, что микроавтобус — замыкающий в колонне перегонщиков, едущих с одесского авторынка. То есть обгоняем мы ещё и Ауди 80(бочку), Форд Скорпио и ещё пару вполне приличных машин…
У мужика в «девятке», едущего навстречу, челюсть упала на сиденье. Он хотел моргнуть фарами, но… ГАИ. Наверное, тот молодой парнишка в форме уже давно не лейтенант, а минимум майор, но подозреваю, что картина эта ему снится до сих пор. Со взлётной скоростью 130 км/ч мимо него проносится Запорожец, а следом со скоростью 90 тихо проезжает десяток иномарок. Радар выпал из рук…
Перед Николаевом скорость пришлось сбросить — стрелка датчика температуры масла почти дошла до правой риски. Но до темноты мы его проехали.
Была ли скорость таковой на самом деле? Или дело в шинах «жигулёвской» размерности? Или в «заводском тюнинге» спидометра? Сказать сложно. По техпаспорту исправный Запорожец ЗАЗ-968М разгоняется до 118 км/ч. Учитывая то, что двигатель был доработан, и бензин был не 76й (под новые поршни, изменившие степень сжатия, идеально подходил микс 80го с 92м в пропорции от 50/50 до 70/30 в зависимости от регулировки карбюратора), можно допустить, что 130 – скорость реальная.
Могу только сказать, что заводские показатели разгона – не предел.
Что ещё написать о машине? О проходимости Запорожцев ходят легенды. «Ушастые» ещё и плавают, у «эмок» конструкция кузова несколько иная.
Салон, в отличие от Жигулей, рассчитан на рослых водителей: места для ног на передних сиденьях более чем достаточно. На задних не так просторно, но 2 человека могут усесться с комфортом не хуже тех же Жигулей. Эргономика, естественно, на уровне 70х годов: подголовников нет, сидения как в «копейке», отделку можно охарактеризовать одним словом: «убожество». Бензиновая печка, конечно, гудит, но греет так себе — стёкла запотевают, а ноги задних пассажиров всё равно мёрзнут. Зато грузопассажирские возможности впечатляют. Трансформация салона на 5: какой ещё двухдверный седан позволяет снять переднее сидение за 5 минут, а вместо него перевозить бочки с водой, ящики с рассадой, мешки с цементом и всё это одновременно?! Какая ещё машина потянет тонну картошки под горочку, не цепляя днищем камни, трубы и торчащие из земли прутки?
Двигатель — отдельная песня. Как по характеристикам удельной мощности (30-35 л. с. на 1 л объёма), оборотов максимального крутящего момента и мощности (движок низкооборотный), так и по характерному звуку, мелитопольский двигатель напоминает дизель рубежа 70х-80 х гг прошлого века. И «везёт» соответственно. На малых оборотах двигатель тянет неплохо, но «крутить» его нет никакого смысла. Зато трогаться можно хоть с третьей передачи. При обучении это огромный плюс. Ресурс до капремонта составляет от 30 до 100 тысяч в зависимости от масла, топлива и манеры езды. Зато ремонтируется движок «на коленке» — конструкция проста до безобразия. Кстати, вопреки расхожему мнению, масло движок не гонит, если прокладки в нормальном состоянии.
Правда, для ремонта двигатель снимается не вверх, как на нормальных автомобилях, а вниз. Зато задок без двигателя можно поднимать одному физически здоровому человеку.
Дизайн… на кой танку дизайн? Вот его в принципе и нет. Стайлинг тоже соответственный — минимум всего.
Ходовая часть при нормальных шинах и исправных амортизаторах допускает раскачку, но зато сглаживает выбоины и не приносит на руль излишних вибраций. Руль благодаря развесовке очень лёгкий, как будто с усилителем, но зимой лучше возить в багажнике что-нибудь увесистое, иначе разгруженные передние колёса на скользком покрытии слишком быстро сносит. Ресурс ходовой невелик, но зато стоит всё буквально копейки.
А главное — машина ведёт себя как ранние «Порше». К сожалению, я на них не ездил, но судя по журналистским охам-вздохам… они просто никогда не ездили на Запорожцах — принцип тот же. J
Кстати, на советской машине образца 1978 года рулевая колонка сделана травмобезопасной. Одному знакомому это спасло жизнь.
Тормоза. Барабанные на всех колёсах. Без усилителя. Стоит об этом помнить, пытаясь побить рекорд скорости.
Ну, вот, собственно, и всё. Запик был продан спустя 2 года за 650 вечнозелёных американских долларов… а спустя месяц цены на машины в Украине упали в 2–2, 5 раза.
Вывод? Мне непонятно, зачем их сняли с производства. Просто не стоило пытаться продавать их как легковые автомобили. Сертифицируют же как-то репликары, раритеты и самоделки… Ну а для желающих приобщиться хорошая новость: исправный жужик стоит в пределах… 250 долларов!
Совет покупателю:
Как единственный и полноценный автомобиль не годится.
Покупать как альтернативу мопеду, мотоциклу или вездеходу. Другой вариант — как тренажёр для получения навыков вождения.
Opel Insignia! Экономия до 90 000 руб при покупке в кредит! Подробнее >>