Ниву покупают в 2-х случаях: осознанно и случайно. Если осознанно, то это любовь на всю жизнь. Очень часто покупают из-за проблемы последнего километра при поездках на дачу.
Во многом уникальная машина, весьма революционная для конца 70-х годов. Исходя из этого не нужно требовать от автомобиля много, ведь ему уже почти 30 лет! А схема полного привода пришла из мира грузовиков 50-х годов.
Основные проблемы связаны с унификацией Нивы с Жигулями. К сожалению, не рассчитаны были ни рулевое управление, ни трансмиссия на внедорожник.
А теперь подробнее о плюсах и минусах.
Нива съест столько, сколько вы в нее зальете (нивоводская мудрость). А если серьезно, то расход 11-15 литров на сотню считается нормой, но бывает и все 30! Велики эксплуатационные расходы (Жигули в квадрате). Тяжелый, смещенный вправо относительно водителя, руль, который лечится только установкой ГУРа. Дубовые педали. Но педаль газа (дефицит) легко ломается, обычно после этого ее заменяют тросиком, попутно избавляясь от клевка при трогании.
Еще одна особенность это постоянное самораскручивание всевозможных гаек, болтиков и винтиков. Частично можно устранить установкой подрамника на раздатку и «отрывом» переднего редуктора от двигателя. Пустая короткая нива склонна к козлению и заносам. Короткая Нива строго 4-х местная машина… вернее 2 взрослых и 2 детей + 2 чемодана в крохотный багажник. Не очень понятно, почему базу сделали 2. 2 метра, когда уже тогда было известно, что база 2, 4 метра — это оптимал. Отсутствие этих 20 см постоянно чувствуется. Кстати, есть вариант 21218 «Фора» — она удлинена на 20 см, но запчасти это эксклюзив.
Не отличается живучестью (5-20 т. к. ) 5-ступенчатая коробка передач. Основной причиной ее кончины является самораскручивающаяся гайка хвостовика вторичного вала.
«Чем круче джип, тем дальше идти за трактором». Но как раз трактором дергать Ниву сзади нельзя — задняя буксировочная петля вварена в стык 3-х кузовных панелей. Есть риск разворотить всю заднюю часть кузова.
Разваливающиеся передние сиденья, которые зачастую меняют на иномарочные (я поставил от BMW E30).
А теперь о плюсах.
Нива отличается феноменальной живучестью. Весьма крепкий кузов, бампера (особенно у 2121). Вы никогда не увидите ниву со сломанной шаровой и вывернутым колесом. Высокая посадка и большая площадь остекления. Самый доступный внедорожник. Идеальный городской автомобиль вследствие малых размеров, постоянного полного привода и большого дорожного просвета.
За долгую конвейерную жизнь прекрасно изучена механиками, а владельцами накоплен огромный опыт доведения до ума ВАЗовского конструктора под названием Нива.