Представьте прямую дорогу, имеющую по одной полосе для движения в каждом направлении. Посередине - прерывистая разметка 1.5. Автолюбители знают, что такая разметка не запрещает выезжать на встречную при выполнении обгона. У левого края такой дороги, расположенной в населенном пункте, разрешается также остановка и стоянка. Ситуация не меняется и при отсутствии какой-либо разметки. Допустим, что ширина каждой из полос не два метра, когда с трудом разъезжаются встречные автомобили, а четыре или около того. И вот автомобиль А приступил к обгону автомобиля В, который в свою очередь совершал объезд припаркованного справа автомобиля С.
Согласно пункту 11.5 Правил дорожного движения (далее - ПДД, Правила) обгон запрещен:
- на регулируемых перекрестках с выездом на полосу встречного движения, а также на нерегулируемых перекрестках при движении по дороге, не являющейся главной;
- на пешеходных переходах при наличии на них пешеходов;
- на железнодорожных переездах и ближе чем за 100 м перед ними;
- транспортного средства, производящего обгон или объезд (Наш случай);
- в конце подъема и на других участках дорог с ограниченной видимостью с выездом на полосу встречного движения.
Описанный выше способ обгона в соответствии с пунктом 11.5 ПДД запрещен. Однако ответственность по части четвертой статьи 12.15 КоАП РФ (её вменяют инспекторы ДПС при совершении запрещенных обгонов) предусмотрена не за обгон, а за выезд на встречную полосу в тех случаях, когда это запрещено Правилами дорожного движения. Как мы убедились, в нашем примере при наличии разметки 1.5 выезд на сторону дороги, предназначенную для встречного движения, не запрещен. Поэтому хотя Правилами запрещается описываемый нами обгон, ответственность по действующему законодательству за него не предусмотрена.
Перейдем к знаку "Обгон запрещен".
Согласно пункту 3.20 приложения 1 к ПДД этот знак запрещает обгон всех транспортных средств. Или со ссылкой на пункт 1.2 ПДД, в котором разъясняется понятие обгона, знак "обгон запрещен" запрещает опережение всех транспортных средств, связанное с выездом из занимаемой полосы. Сравните с толкованием обгона в приведенном примере: запрещается опережение, связанное с выездом из занимаемой полосы, транспортных средств, производящих обгон или объезд. Ни в первом случае, ни во втором ничего не говорится о запрете выезда на встречную. Это означает, что если выезд на встречную полосу ничем не запрещен: ни сплошной разметкой 1.1, ни наличием ограниченной видимости, ни регулируемым перекрестком, то ответственность за нарушение знака 3.20 должна наступать лишь по статье 12.16 КоАП РФ в виде штрафа 100 рублей. Такие ситуации часто встречаются на загородных дорогах при отсутствии разметки. Бывает, что установленный знак "Обгон запрещен" давно позади, но формально не утратил действия из-за отсутствия отменяющих знаков или перекрестка, а водитель уже выехал на прямую дорогу с неограниченной видимостью. Если в это время возникнет необходимость совершить обгон - прячущийся в кустах инспектор непременно составит протокол по части 4 статьи 12.15 КоАП РФ и направит дело в суд для решения вопроса о назначении наказания в виде лишения прав. Теперь вы знаете, уважаемый читатель, что с точки зрения права это незаконно. Кстати Верховный Суд РФ в Постановлении Пленума № 18 от 24 октября 2006 года в принципе подтвердил такую позицию, указав, что по части 4 статьи 12.15 КоАП РФ предусмотрена ответственность за прямо запрещенные действия, связанные с выездом на сторону дороги, предназначенную для встречного движения. Правда в дальнейшем при толковании пределов применения этой статьи он удивительным образом упустил из внимания, что Кодекс об Административных правонарушениях является системным нормативным актом, в котором каждая статья предусматривает ответственность лишь за обозначенный в ней раздел Правил. Поэтому указание Верховным Судом, например, на то, что объезд стоящих перед железнодорожным переездом транспортных средств в нарушение пункта 15.3 ПДД может быть квалифицирован по части 4 статьи 12.15 КоАП РФ, не соответствует закону, поскольку за нарушение правил движения через железнодорожные пути (раздел 15 ПДД) предусмотрена ответственность по статье 12.10 КоАП РФ в виде штрафа 100 рублей.
Кстати, анализируя судебную практику Свердловской области, можно убедиться, что разъяснения Верховного Суда РФ для судов нашего региона не имеют обязательного значения. Иначе как объяснить постоянное игнорирование ими по сути прямого предписания Верховного Суда о том, что для квалификации нарушения по части 4 статьи 12.15 КоАП РФ на дорогах, имеющих четыре и более полосы, необходимо наличие дорожной разметки 1.3 "двойной сплошной"?
P.S. Разъясняя автолюбителям положения действующего законодательства, я не призываю к нарушению Правил дорожного движения, и напоминаю, что в условиях современной действительности во главу угла, к сожалению, нередко ставится не Закон, а какие-то другие соображения.