Все мы в процессе жизни бываем водителями, пассажирами, пешеходами – то есть субъектами дорожного движения. А пешеходы, создавая основные потоки живого организма города, являются самыми многочисленными участниками.
Получается, что водитель, управляя автомобилем, который является средством повышенной опасности, передвигаясь по дороге, должен быть не просто осторожен, а постоянно должен ожидать провокации на дороге. И не только со стороны водителей различных транспортных средств, но больше всего от непредсказуемых движений пешеходов.
Дело в том, что пешеходам внушили, что они имеют преимущество перед авто-, мототранспортом на дороге, и больше они ничего не знают о безопасности дорожного движения. В крайнем случае, знают правила дорожного движения на уровне средней школы, не более. А если вспомнить, когда это было, и всего один раз в жизни, то тогда становится понятно, какие познания.
И я уверен, что не каждый знает, что пешеходу запрещается: б) внезапно выходить, выбегать на проезжую часть, в том числе на пешеходный переход;
И вообще, согласно тем же правилам, пешеходу запрещается: а) выходить на проезжую часть, не убедившись в отсутствии опасности для себя и других участников движения.
А другими участниками дорожного движения являются водители. И пешеход так же, как и водитель, должен знать, что автомобиль остановить мгновенно невозможно. При самых идеальных условиях, при скорости всего в 30 км/час, при экстренном, то есть резком аварийном торможении, с полностью заблокированными колесами легковой автомобиль продвигается на 7-7,5 метров. А ширина пешеходного перехода в среднем 3 метра. Это значит, что автомобиль при таких условиях юзом протянет через пешеходный переход. И это приведены расчеты тормозного пути легкового автомобиля. А к нему ещё нужно добавить различные факторы, увеличивающие остановочный путь: это время реакции водителя, время срабатывания тормозов, сам тормозной путь, который зависит от скорости, погодных условий, массы и исправности автомобиля. Так, если учесть, что в городской черте скорость движения автомобиля разрешена 60 км/час, то при идеальных условиях остановочный путь легкового автомобиля более 40 метров. А теперь представьте себе, чем закончится встреча пешехода и автомобиля на дороге. Да, будет повреждён автомобиль, да, будет нести ответственность водитель, ну а жизнь и здоровье пешехода, т. е. человека, не сравнима ни с чем. Вот и подумайте, в чём преимущество пешехода. Железо можно восстановить, а жизнь и здоровье?
Я призываю быть не только взаимно вежливыми на дороге, но и взаимно уступчивыми. Думать о том, что дорога в первую очередь рабочее место водителя. И труд водителя нужно уважать, так же как и водитель должен терпеливо ждать, когда перейдут пешеходы.
Надо помнить: когда вы стоите на бордюре, то есть на тротуаре, это значит, что вы пропускаете близко идущий транспорт, и водитель надеется на вас. Пропустив транспорт, вы, собравшись в группы, спокойно переходите проезжую часть, и тогда будет меньше шокирующей статистики.
А статистика действительно шокирующая. Представьте себе, в 2010 году в 51 дорожно-транспортном происшествии 55 человек ранено, 3 человека убито. Из 51 происшествия в 32-х случаях виноваты пешеходы.
В 2011 году в 35 дорожно-транспортных происшествиях 31 человек ранен, 7 человек убито. Из 35 происшествий в 24-х виноваты пешеходы. И это далеко не предел, было время, когда за год погибало до 20 человек.
В те далёкие времена в обязанности ГАИ входило обучение пешеходов правилам дорожного движения. Это ежемесячное проведение лекций и беседы в школах, техникумах, институтах, в цехах предприятий. Учили и напоминали основные положения закона, приводили различные примеры. На улицах города, в местах массового скопления пешеходов, через громкоговорящие установки предупреждали пешеходов о грубых нарушениях. Но тогда о нас заботилось государство, а теперь мы обязаны сами о себе позаботиться. Будьте крайне осторожны, не забывайте о смертельной опасности.