Мой знакомый живет в Вашингтоне. Работает недалеко от Белого дома и изредка присылает мне интернет-ссылки со своими комментариями. Странно, но волнует его преимущественно жизнь в России, хотя, имея гринкарту, возвращаться в родной Харьков вроде не собирается. На днях он отправил мне следующую информацию: "Российское министерство обороны продолжает перевооружение армии. На этот раз оно решило арендовать 553 машины на 3 года за 10 млрд. рублей. Для решения военных задач потребуются 114 иномарок, в том числе BMW 525, BMW 740, Mercedes Benz S600 и S500, Porsche Cayenne, Toyota Land Cruiser и три бронированных автомобиля для перевозки высшего руководства".
И здесь же позволю себе привести комментарий моего американского друга: "Откровенно говоря, в такие моменты я думаю, что отлично, что я покинул "совок". Мне было бы очень тяжело ощущать себя под дебилами, которые даже не напрягаются сделать иллюзию, закрывающую их безумные распилы баблоса. Все-таки это неуважение к своему народу, как ни крути".
Я не собираюсь никого обвинять или оправдывать. У каждого свое мнение. Другое дело, что люди, "распиливающие" пресловутый баблос, – далеко не дебилы. На своих местах они чувствуют себя, как рыба в воде, умело используя несовершенство и неповоротливость законодательства. Тема госзакупок (особенно в последние годы) одновременно болезненна и соблазнительна. Наши местные начальники с их редкими "хочухами" в виде Ford'ов Mondeo спокойно курят в сторонке по сравнению с недавними МЧС-овскими позолоченными торшерами и шторами за 2 миллиона рублей. Проблема здесь в том, что механизма, который регулировал бы приобретение предметов роскоши чиновниками за счет госбюджета, в России не существует ни на законодательном уровне, ни на практике.
В данном случае мне, например, прекрасно понятно, зачем минобороны бронированные автомобили: они действительно необходимы для перевозки высших чиновников класса "А". А вот что касается "шестисотых", "кайеннов" и прочих "лэнд крузеров" – тут речь уже идет об области, которая не только никак не объясняется, но и практически не регулируется. На вопрос, зачем в служебном авто нужен именно кожаный салон с аудиосистемой, воспроизводящей все известные форматы, министерство не даст ответа – но, главным образом, потому, что по закону у него никто и не может спросить. Единственное основание для контролирующих инстанций "влезть" в госзакупку – это "подозрение в нецелевом использовании приобретения". Но и тут ожидает засада – критерии основания для таких подозрений не выработаны. Все, замкнутый круг.
И пусть Владимир Владимирович рассекает на желтой "Калине", культивируя интерес к отечественному автопрому. Госструктуры как закупали дорогие иномарки, так и будут это делать, изредка "самораскулачиваясь" лишь в случае скандалов в СМИ. Ведь что не запрещено – значит разрешено.