ОБЗОР РЫНКА НОВЫХ ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ И ЛЕГКОЙ КОММЕРЧЕСКОЙ ТЕХНИКИ В РК
Рост продаж: оптимизм накануне конца света
По итогам ноября 2012 года казахстанский рынок новых легковых автомобилей и коммерческой техники, в том числе импортированных и произведенных на территории Казахстана, увеличился на 107,19% в сравнении с ноябрем 2011 года, то есть практически вырос более чем вдвое. В минувшем месяце официальные дилеры реализовали 10 5.52 единицы автотехники, а в 2011 году за этот же период было продано 5 093 автомобиля.
При этом рекордсменами по росту продаж по отношению к аналогичному периоду 2011 года выступили: Renault – на первом месте (рост в 7 раз), Lexus, SsangYong, Skoda – на втором месте, плечом к плечу (рост в 4,5 раза), Ford – на четвертом месте (рост 3,5 раза), и замыкает пятерку KIA (рост продаж автомобилей 3,2 раза).
Положительная динамика сохраняется с начала года. Так, в ноябре текущего года казахстанцы приобрели автомобилей на 707 единиц больше, чем в октябре этого же года (9 845 ед.). Таким образом, общий рост составил 7% по отношению к предыдущему месяцу.
Лидером продаж по-прежнему остается LADA. В ноябре было продано на 571 автомобиль больше, чем в октябре текущего года. Кроме того, Lada взяла реванш за проигранные позиции октября и отвоевала дополнительно 2,82% доли рынка, тем самым поставив определенный годовой рекорд – 41,5% доли рынка по результатам месяца.
Бренд UZ-Daewoo в минувшем месяце переместился с октябрьского третьего места на почетное второе, потеснив бренд Toyota, который опустился на одну ступеньку (на 122 автомобиля меньше, чем в предыдущем месяце).
В первую пятерку также вошли Chevrolet и Nissan. У Chevrolet стабильно четвертое место второй месяц подряд, а Nissan (5 место) и Hyundai (7 место) драматично поменялись местами.
Показатели Nissan выросли, обогнав GAZ, Hyundai, KIA, и оказались выше итогов октября 2012 года почти на 14%, увеличив долю своего присутствия на рынке на 0,3%. Казалось бы, немного, но на фоне жесткой ноябрьской борьбы за первые места достойно нашего внимания.
Сегмент легковых автомобилей и внедорожников
В сегменте легковых автомобилей, включая SUV, наблюдается стабильное увеличение продаж в ноябре: на 658 авто по отношению к октябрю 2012 года. Количественно рынок вырос на 7,3%.
Наибольшая доля рынка (45,37%) все так же принадлежит автомобильной марке LADA с хорошим плюсом в 3% по доле присутствия.
Вторую строчку закрепила за собой UZ-Daewoo с долей рынка 10,15% (978 ед.), опережая Toyota (7,74% и 746 ед.), и, несмотря на то что Toyota в общем зачете не потеряла своих позиций, личные результаты продаж этой марки несколько упали – на 15% по отношению к октябрю. Соответственно понизилась доля рынка этой марки: она потеряла почти 2% своего присутствия в пользу Daewoo. Также стойко держит позиции марка Chevrolet, повысив продажи на 25 автомобилей против октября и слегка потеряв в общей доле рынка (минус 0,21%). KIA сделала дерзкий рывок с 7-го на 5-ое место, по результатам этого месяца увеличив собственные продажи на 19%, прибавив 0,5% в доле общего пирога и обогнав Nissan (523 ед.) всего на 1 автомобиль, а Hyundai (455 ед.) – на целых 69. KIA и Nissan в ноябре взяли с прибавками почти по 5,5% доли рынка, а вот Hyundai, занимая сейчас лишь 7-ое место, уступил незначительную часть своей доли рынка – 4,72% против 5,01% в октябре.
Бренд Skoda не изменил свою позицию, получив стабильную «прописку» на 8-ой строке, и чуть-чуть улучшил результаты прошлого месяца, но ему далеко до 7-ой позиции, которую занимает (Hyundai): разница составляет 195 автомобилей. Также хороший люфт снизу: до 9-ой строки (Mitsubishi) –71 автомобиль. Чтобы попасть на 7-ую строку, нужно было бы увеличить собственные продажи на 75%. Наверное, это пока невозможно. Хотя в соседней России объявлены планы о покорении 5% доли всего рынка РФ уже в следующем году. Что ж, поживем – увидим.
Стабильно «стоит» на своей 9-ой строчке и Mitsubishi (почти 2% доли рынка), практически не изменив уровень по количеству продаж в ноябре. Также устойчиво держится на 10-ой строчке бренд SsangYong с 2% рынка в этом классе (182 ед.).
Из второй десятки можно отметить стабильно движущийся вверх бренд Renault – 11 строка. Renault продал 169 ед. и занял 1,75% доли рынка, потеснив ZAZ. Видимо, этому способствовал тот факт, что Renault испытывает нелегкие времена в Европе и прилагает усилия на растущих и перспективных рынках России и Казахстана. В дальнейших обзорах мы проследим динамику продаж этого бренда.
Итоги продаж легковых автомобилей и внедорожников (по уточненным данным октября и ноября 2012 года) показали, что наиболее продаваемыми были автомобили В-класса (малолитражки) с долей рынка в 43,67%, а это 4 208 единиц. На долю автомобилей С-класса (гольф-класс) приходится 19,13% всего казахстанского рынка легковых автомобилей и внедорожников. А-класс (миникары) в минувшем месяце «отвоевал» себе 3,46% рынка. «Семейные» авто (D) сдали свои позиции – 1,05%, та же картина у «бизнес-класса» (Е) – 3,66%. По-прежнему высоки продажи внедорожников: их доля составляет 28,3%, при этом лидирует класс «паркетников» (1 617 ед.), универсально сочетающих полезные качества повышенной проходимости и городского комфорта.
Сегмент коммерческой техники
Значительная часть рынка по-прежнему принадлежит GAZ (44,60%). Хотя его продажи упали (минус 61 авто), соответственно сократилась и доля присутствия на рынке на почти 10%. Зато UAZ удвоил свои продажи по сравнению с уровнем октября, присовокупив дополнительный увесистый кусок рыночного пирога (плюс 18%), и занял 39,37% рынка коммерческой техники. За ними следует Isuzu (32 ед.), неожиданно прыгнувший на 8 строчек вверх и прибравший 3,5% доли рынка. Toyota осталась на 4-ом месте (3,38%), завоеванном в прошлом месяце, продав на 3 автомобиля больше, чем в октябре (31 ед.). Hyundai (2,73%) опустился на 2 строчки с катастрофическим падением продаж (25 ед. против октябрьских 110 ед.). Шестая позиция теперь за Volkswagen с минусом в 1 ед. На 7-ой строчке стоит Mitsubishi (плюс 3 автомобиля к октябрьским показателям – 19 ед.), а китайский Wuling опустился ниже на 2 строки всего лишь с 8-ю проданными авто (1,31%). Далее следуют Nissan (3 ед., 0,33%), Mercedes-Benz (1 автомобиль) и Ford (тоже 1) с одинаковыми долями рынка 0,11%.
Около 40% рынка коммерческой техники в ноябре по классу занимают грузовые (24%) и грузопассажирские автомобили (15%). Очень мало продалось автобусов – 3 единицы. Пользовались хорошим спросом различные модификации пикапов – почти 4,5% доли сегмента.
Как видно из приведенных данных, ценовая сегментация рынка достаточно предсказуема: в ноябре, как и в октябре, продажи автомобилей росли одновременно во всех сегментах (почти оставаясь в пределах своих долей рынка), исключая авто класса «премиум», стоимостью больше 30 тысяч USD (падение на 11,5%). Коридор положительных изменений по каждому подросшему сегменту– 8–9%. Итоговый оборот казахстанского авторынка новых автомобилей в ноябре оценивается в сумму 194 млн USD, что превышает октябрьский показатель на 3%.
Регионы
Рост продаж в регионах произошел в основном за счет Атырау (+296), Шымкента (+124), Актобе (+102) и Актау (+115). Другие города, кроме обеих столиц, также в основном прибавили в продажах, но сползли со своих строчек вниз. В столичных же мегаполисах динамика отрицательная, хотя положение в таблице рейтингов незыблемо: Алматы, как и прежде, остается автомобильной столицей Казахстана, в ней продано 2 327 автомобилей и доля рынка равняется чуть более 22%. В Астане положение хуже: там купили почти в 2 раза меньше, чем в южной столице (1 468 единиц), и потеряли 2% рынка от октябрьских продаж. Итоговая доля присутствия на рынке астанчан – 14%.
Из тройки лидеров только Атырау прибавил темп в дележке рыночного пирога и отобрал 2% (без малого) доли рынка у ожидающего обещанного «конца света» столичного мидл-класса. Итог: Атырау – 1 169 единиц продаж и 11% доли рынка.
Шымкент (733 ед.) и Актобе (698 ед.) идут, как и всегда рядом, но Шымкент прибавил активности и отвоевал себе дополнительно чуть менее 1% от доли рынка регионов (6,95%) – просто в Шымкенте теплее. Актау и Костанай поменялись строчками в таблице, взяв по 5,6% от долей регионов. Продажи в этих городах составили по 589 и 585 единиц новых авто соответственно. Из аутсайдеров наиболее интересен подъем продаж в Таразе: они удвоились. Не отстает по темпам и Жезказган, что позволило ему встать выше в таблице, чем Кокшетау.
Как видим, тенденция роста продаж присутствует почти во всех городах Казахстана.