В первом чтении депутатами Госдумы был одобрен законопроект, который предлагает ввести водительские удостоверения нового образца. Согласно новому законопроекту будет введено большее количество водительских категорий, а также подкатегорий. Законопроект призван внести необходимые поправки в закон "О безопасности дорожного движения", а также в КоАП РФ с целью соответствовать последним изменениям Венской "Конвенции о дорожном движении", ратифицированным нашей страной.
Игра по новым правилам
В случае одобрения и принятия законопроекта существующие пять водительских категорий дополнятся новыми. В итоге, произойдет дифференциация водительских прав по принципу максимальной массы, мощности двигателя и габаритных размеров ТС, а также количества пассажиров. В результате, появятся 9 категорий и 6 подкатегорий. Таким образом, водительские удостоверения нового образца будут напоминать европейские аналоги.
Напомним, что на сегодняшний день водительские права предусматривают 4 основные категории, 3 дополнительные и 2 добавочные (для водителей трамваев и троллейбусов). Депутаты отмечают, что все водительские права, полученные до вступления в действие нового закона, будут признаны действительными до окончания указанного в них срока.
Итак, перейдем непосредственно к самим нововведениям. Согласно новому законопроекту компании-перевозчики не имеют права нанимать на работу иностранных граждан, не имеющих водительских прав российского образца. Водительские удостоверения, выданные им в их стране, будут считаться недействительными, а сами водители понесут штрафные санкции.
Вводятся ограничения и для водителей, предпочитающих автомобили с АКП машинам с "механикой". Так, водители, управляющие машиной с "автоматом", после сдачи экзаменов, получат водительские права с соответствующей отметкой. Данная отметка в водительском удостоверении будет свидетельствовать о том, что водитель не допускается до управления автомобилем с механической коробкой передач. Нарушители будут наказаны штрафом в размере 20 тысяч рублей.
Однако, водители, сдавшие экзамены и получившие право на управление автомобилем с "механикой", смогут ездить на машинах с АКП. Данное положение будет закреплено в новом законопроекте. Таким образом, после принятия закона автошколы начнут обучение по двум направлениям: управлению автомобилем с автоматической и механической коробками передач.
Согласно новым поправкам, водители маршруток не смогут работать на автобусах с большим количеством пассажирских мест, если у них нет тому подтверждения (соответствующей категории). Это закреплено в новом законопроекте, так как он дифференцирует право на управление грузовым транспортом по тоннажу и количеству пассажиров.
Еще одно нововведение - ограничение прав водителей пенсионного возраста. Теперь водительские удостоверения нового образца водителям в возрасте 65 и старше будут выдаваться сроком действия на 5 лет вместо нынешних 10. Это обусловлено тем, что физическое состояние водителей, получивших водительское удостоверение в возрасте 65-70 лет, через определенный промежуток времени может не соответствовать требуемым нормам безопасности во время вождения.
После принятия законопроекта станет невозможной самостоятельная подготовка водителей на получение водительских удостоверений категорий "А" и "В". А к сдаче экзаменов на получение водительских прав категорий "В" и "С" перестанут допускаться граждане, не достигшие 18 лет. Новый законопроект вводит аккредитацию автошкол на право участия в проверке теории и практики водителей при сдаче экзаменов.
"Клонирование"
Согласно новому регламенту будут введены не только новые категории, но и их подкатегории. То есть водительские категории "А", "В", "С" и "D" будут "клонированы". В результате, появятся "А1", "В1", "С1" и "D1". При этом, получив право на определенную категорию, можно будет управлять и транспортными средствами, выделенными в подлежащую подкатегорию. Теперь обо всем подробнее.
Водительская категория "А", дающая право на управление мотоциклами, дополнится подкатегорией "А1". Новая подкатегория дает право на управление легкими мотоциклами с рабочим объемом двигателя не более 125 см³ и максимальной мощностью 15 л. с. Категорию "А" можно получить с 18 лет, а ее подкатегорию "А1" - с 16.
Водительская категория "В", позволяющая управлять легковыми автомобилями, будет дополнена соответствующей подкатегорией "В1", дающей право на управление квадроциклами и трициклами. Если водитель сдает экзамены на водительскую категорию "В", то он сможет управлять как легковым автомобилем, так и трициклами и квадроциклами. Правда, в этом случае, обучение будет более длительным и дорогостоящим. Но прежде чем опрометчиво отказываться от получения расширенных прав, стоит посмотреть квадроциклы Сfmoto на этом сайте, чтобы потом не пожалеть о упущенной возможности.
Водительская категория "С", допускающая до управления грузовыми автомобилями массой более 3,5 тонн, а также с прицепом массой не более 750 кг, прирастет подкатегорией "С1". К подкатегории "С1" будут относиться грузовые автомобили массой 3,5-7,5 тонн.
Водительская категория "D", позволяющая управлять автобусами вместимостью более 8 человек и прицепом массой не более 750 кг, также дополнится подкатегорией "D1". В эту подкатегорию войдут маршрутные такси пассажировместимостью 8-16 человек. При этом водитель, получивший подкатегорию "D1", не будет допущен до правления автобусом. Кроме того, появятся 2 отдельные новые водительские категории "Tm" и "Tb" для трамваев и троллейбусов.
Также депутатами обсуждалась еще одна категория "М", куда должны были войти мопеды, скутеры и легкие квадроциклы с рабочим объемом двигателя не более 50 см³ и максимальной скоростью 50 км/ч. Однако, после длительных обсуждений, все пришли к единогласию, что к управлению данными ТС могут допускаться все без исключения граждане, достигшие 16 лет.
Согласные и несогласные
Инициаторы идеи единодушно ратуют за принятие нового закона, так как, по их мнению, система водительских прав и категорий давно уже изжила себя и требует обновления. С введением же прав нового образца чиновники надеются на повышение безопасности дорожного движения. Для каждой категории водительских прав будет разрабатываться индивидуальная программа по обучению. Однако, водители получат возможность пройти курс обучения и сдать экзамены сразу на несколько водительских категорий.
Обрадовались этому нововведению и автошколы, ведь внедрение и разработка новых программ требуют дополнительного финансирования. А обучение и сдача экзаменов принесут дополнительные доходы. К тому же, запретили самоподготовку к экзаменам на водительские категории "А" и "В". Это значит, что количество учащихся в автошколах в разы увеличится, а вместе с этим увеличится и прибыльность организаций.
Сотрудники ГИБДД во время сдачи экзаменов также смогут сорвать куш. К тому же может развернуться большая подпольная кампания по продаже липовых водительских прав нового образца. Тем не менее, чиновники не собираются отказываться от своей идеи, ведь это требование нового времени.
Сами же водители введению нового законопроекта не очень обрадовались. Во-первых, это излишние расходы, связанные с получением категорий и подкатегорий. Во-вторых, ведомствам прибавится работы, а потому сей процесс получения водительских прав нового образца станет длительным и мучительным. В-третьих, дифференциация водительских удостоверений по принципу работы коробки передач кажется многим водителям неуместной. Теперь, чтобы пересесть с АКП на "механику" придется переучиваться, а значит, раскошеливаться.
Не особо рады новому законопроекту и жители различных регионов страны, особенно отдаленных, где автошколы имеются только в крупных городах и областных центрах. К примеру, в Архангельской области не у всех сельских и деревенских жителей есть возможность получить новые водительские категории и подкатегории. Это связано с недоступностью обучения, плохим транспортным сообщением и финансовой несостоятельностью. Как быть этим гражданам?
Совсем скоро станет ясно, когда вступит в силу новый законопроект, а вместе с ним и водительские права нового образца. Что даст это гражданам и стране в целом, покажет время.