Он был осуществлен с севера и запада силами стрелковых батальонов и одного из полков 3-й кавдивизии — 158-го (командир — майор В. М. Горбатенко, военком — старший политрук Н. С. Принь), а с юго-востока из района Григоро-Бригадировка 34-й кавдивизией. Наиболее сильным был удар 34-й кавалерийской дивизии, недавно сформированной в Прилуках, но уже участвовавшей в боях у Канева. Командовал ею тогда полковник А. А. Гречко, военкомом дивизии был старший батальонный комиссар П. И. Козлов, начальником штаба — подполковник И. Д. Беценко.
Полковник А. А. Гречко построил боевой порядок дивизии в один эшелон.
В центре, с западной окраины Григоро-Бригадировки, наносил удар на юг 134-й полк (командир — майор И. В. Хозиев, военком — батальонный комиссар А. М. Трущенко), а уступами за ним, с северо-восточной окраины этого села, — 139-й (командир — подполковник Н. С. Арефьев, военком — батальонный комиссар Н. А. Марченко) и с востока, от с. Солошино на юго-запад, под основание вражеского вклинения, — 142-й (командир — майор А. Д. Павленко, военком — батальонный комиссар С. А. Вайсман).
Поскольку резервы еще не прибыли
Еще более опасное положение сложилось в центре полосы армии, так как именно там, на стыке 300-й и 226-й стрелковых дивизий, в тот же день противник нанес главный удар, нацеленный на Войновку. А поскольку резервы еще не прибыли, то здесь командование армии могло рассчитывать лишь на малочисленную авиацию, остатки подвижных частей и на бронепоезда из дивизиона майора И. А. Крохина, курсировавшие по участку железной дороги восточнее Полтавы с задачей помешать созданию вражеских переправ на притоках Ворсклы — реках Коломак и Свинковка.
Таким образом, ожесточенные бои развернулись по обе стороны шоссе Полтава—Харьков. В течение нескольких суток они не утихали ни днем, ни ночью. Вскоре противник и на участке 5-го кавкорпуса предпринял еще одну попытку прорваться на Харьков ударом из района Байрака через Диканьку.
Но этот замысел был заблаговременно вскрыт нашим командованием на основе данных всех видов разведки. Этому в немалой степени помогли данные, добытые разведчиками 142-й танковой бригады, возглавляемыми лейтенантом В. Г. Куликовым. Он отличился ранее в боях на Волыни, где командовал разведротой 41-й танковой дивизии.
Отважный лейтенант и теперь выполнил приказ столь же успешно.
Во главе своей роты он совершил смелый рейд в район Байрака, где обнаружил скопление значительных сил противника, нацеленных для удара на Диканьку и далее на Харьков. Эти сведения были подтверждены другими видами разведки.
И командир корпуса генерал Ф. В. Камков решил упредить гитлеровцев.