Это вынуждены признать в своих послевоенных воспоминаниях и бывшие гитлеровские генералы. Так, К. Типпельскирх отметил: «... Русские, чтобы облегчить положение своих войск на юге, оказывали постоянное давление на позиции немцев в районе Воронежа и севернее.
Летом и осенью 1942 года в этих районах шли тяжелые бои, которые потребовали большого напряжения сил немецких дивизий, не позволили осуществлять переброску войск в интересах наступающих армий, а в район Воронежа даже заставили немецкое командование спешно перебросить из-под Сталинграда одну дивизию». А вот оценка боевых действий советских войск в районе Воронежа, данная английским буржуазным историком Дж.
Фуллером, и непосредственно относящаяся также к Землянской операции 38-й армии: «Русские войска, сосредоточенные к северу от Воронежа, прибыли вовремя, чтобы спасти положение, возможно, они спасли русским всю кампанию».
Ломая сопротивление противника
Конечно, налицо был еще один чрезвычайно важный фактор. Речь идет о значительном упадке духа окруженных войск, связанном как с их собственной незавидной участью, так и с общим резким ухудшением положения противника на всем советско-германском фронте.
Однако вместе с тем отчаявшийся враг в поисках спасения предпринимал крайние усилия с целью вырваться из кольца. И в этих условиях отсутствие у наших войск необходимого превосходства в силах и средствах препятствовало созданию сплошного фронта окружения, расчленению и быстрому уничтожению противника.
Последний же имел возможность не только оказывать сильное сопротивление, но и предпринимать более или менее организованные действия в поисках слабого звена в кольцо окружения.
29 января все это еще не сказалось в полной мере.
Ломая сопротивление противника, 38-я армия продолжала наступление навстречу 40-й армии в общем направлении на Горшечное.
В тот день 167-я и 240-я стрелковые дивизии вышли на рубеж Никольско-Ключевское, Ольховское Товарищество, 206-я заняла Долгуши и частью сил продвигалась на Плоское, 237-я разгромила ранее окруженный ею гарнизон противника в Старой Ведуге и начала наступление на Орехово, 248-я стрелковая бригада завязала бон за Нижнюю Ведугу.