В ходе же наступления, говорилось далее, наша авиация не смогла завоевать господства в воздухе. В приказе отмечалось также отсутствие четкого взаимодействия пехоты с артиллерией и танками, а также оперативной маскировки при подготовке операции, что не позволило достигнуть внезапности. Указывалось и на то, что управление войсками было неустойчивым, причем штабы соединений плохо знали обстановку и не реагировали своевременно на ее быстрые изменения.
Действительно, бои 12—15 августа показали, что для прорыва вражеской обороны северо-западнее Воронежа нужна более тщательная подготовка, хорошая разведка, организация четкого управления частями и соединениями, всестороннее обеспечение войск.
Эвакуация раненого с поля боя заключалась в том, что операция готовилась в спешке. Именно потому и не было налажено тесное взаимодействие стрелковых войск с артиллерией, авиацией и танками.
Не менее важным обстоятельством, отрицательно сказавшимся на ходе боевых действий, являлось отсутствие достаточного опыта использования крупных танковых соединений в наступлении, относительно малая плотность артиллерии для надежного подавления обороны противника.
Гитлеровцы, длительное время стоявшие
Этим были обусловлены и предпринятые противником усиленные меры с целью удержания города. Гитлеровцы, длительное время стоявшие здесь в обороне, сильно укрепили этот город.
На подступах к нему с северо-востока они создали предмостное укрепление, опиравшееся на о. Лука на р. Псёл, представлявший собой по существу удобную природную крепость. С востока город прикрывался мощным узлом сопротивления в районе Васильевки, куда подходили железная и несколько грунтовых дорог.
Причем гитлеровцы основательно укрепили господствовавшую над этой местностью возвышенность.
Далее на юг линия обороны шла вдоль берега р. Псёл, поросшего лесом. Генералу Н. Е. Чибисову было известно из данных разведки и показаний пленных, что командование 7-го армейского корпуса надеялось, опираясь на такую систему обороны, надолго задержать продвижение советских войск на этом направлении. Но изучая обстановку, командарм пришел к выводу, что расчет противника мог оправдаться лишь в том случае, если наши войска предпримут лобовую атаку на город с востока.
Это, действительно, могло потребовать значительного времени для освобождения г. Сумы, да и привести к большим потерям.