Семья Лаптевых, о которой сегодня пойдет речь, в меценатах никогда не нуждалась. Но и миллионерами их назвать, конечно, нельзя. Обычная российская семья, каких в нашей необъятной стране – тысячи. Мама Виолетта Климентьевна покоряет вершины бизнеса, ее супруг Александр Николаевич, летчик, – просторы "голубого эфира". С их плотным графиком работы времени на детей остается не так уж много. Но супруги Лаптевы научились использовать это время по-максимуму и достичь в конечном счете самой главной и заветной для всех родителей цели – воспитать умных и талантливых детей.
Сегодня им есть чем гордиться. Старший Василий с красным дипломом окончил бакалавриат, а теперь ведет свой бизнес и параллельно учится в магистратуре Красноярского аэрокосмического университета (на логиста). Средний Дмитрий отлично учится в Новосибирском университете потребительской кооперации. Еще со школы братья учились на одни "пятерки" и "четверки", активно занимаясь спортом, увлекаясь большим теннисом, горными лыжами, сноубордингом, плаваньем, футболом и баскетболом.
Четырехлетний Илья еще только ходит в детский сад, но уже радует воспитателей небывалой смышленостью. Он неплохо рисует, щелкает логические задачки словно орешки, разбирает трехзначные числа, спокойно считая до тысячи, и – вы не поверите – отлично играет в боулинг и свободно катается на коньках!
Хорошая учеба нужна не маме и не папе
Как часто заложенные способности подрастающих чад подчас губят сами родители. Своим равнодушием и безответственностью, тиранией и грубостью, оправдываясь чрезмерной занятостью на работе и не очень защищенной в социальном отношении жизнью. Супруги Лаптевы хоть и живут как обычные люди, то есть работают и не отказываются от каждодневных насущных дел, но главным педагогическим принципам следуют скрупулезно.
– Немногих мальчишек заставишь делать уроки, не говоря о том, чтобы мотивировать на хорошие оценки. Как вам это удалось? – задала я вопрос Виолетте Климентьевне.
– Когда они были совсем маленькими, мне удалось объяснить, что хорошая учеба нужна ни для мамы, ни для папы – она нужна им самим, – ответила Виолетта Лаптева. – Я говорила: "Если вы хотите быть дворниками, никто запрещать не будет – такие люди стране нужны. Но если вы хотите достичь в жизни чего-то большего, надо учиться и напрягать мозги". Они мне поверили.
– То есть школьные домашние задания всегда выполняли сами?
– Нам повезло. Около шести лет Василий и Дмитрий учились в частной школе – Российско-Американском колледже. И осваивали программу с английским уклоном, благодаря чему они теперь знают этот язык в совершенстве. В школе дети находились полный день, с 8 утра до 6 вечера, успевая пообедать и поужинать, выучить уроки и даже погулять на улице. Мне заниматься с детьми было некогда. Я платила деньги, все остальное делали специалисты. Вот с маленьким в этом отношении будет сложнее. Благодаря моей постоянной занятости дети выросли более самостоятельными. Они всегда сами готовили, наводили чистоту в доме и даже придумали семейный закон: "Поел – сразу помыл посуду", чтобы никому груды тарелок не доставались. Сейчас мальчишки, приезжая домой, готовят для всей семьи.
Сломал игрушку?
Какой молодец!
– Приходилось ли вам наказывать ребят или просто ругать? – продолжаю разговор с мамой троих сыновей.
– Иногда проще высмеять какой-то поступок: "Какой ты молодец, сломал игрушку. И колеса в разные стороны разлетелись. Какая прелесть! Теперь нет машинки. Молодец!" В этом случае ребенок больше расстроится, нежели в том случае, если бы я сказала: "Ах ты какой паразит! Я деньги потратила!"
Еще старалась воспитывать их собственным примером. Если у меня были какие-то просчеты в работе, я всегда делилась с сыновьями, а они меня успокаивали: "Мамочка, главное, что ты поняла свою ошибку! В следующий раз так не сделаешь!" Благодаря этому, наверное, у детей сформировалось более терпимое отношение к людям – и ко мне, и к близким друзьям. Они учились прощать.
– А насколько важна для вас дисциплина?
– Что вы имеете в виду? Строем ходить?
– Ну, вовремя ложиться спать, приходить домой в определенное время...
– Нет. Я всегда сыновьям доверяла. Если они отправлялись гулять, я просила, скажем, позвонить или сбросить смс, что с ними все в порядке. Я никогда не проверяла их уроки, не смотрела дневники, поскольку изначально дала установку: "Хочешь быть успешным – будь им!" И мне было удивительно, когда на одном из родительских собраний (которые я, правда, посещала регулярно) учительница сказала: "Сразу видно, что с Васей или Димой мама дома занимается". Не поверите, я даже не знала, что они проходят. Также я хотела, чтобы они сами были заинтересованы в том, чтобы вести здоровый образ жизни. Может, поэтому они в школьном возрасте, в отличие от других мальчишек, не пробовали курить и выпивать. Когда сыновья из частной школы пришли в обычную, одноклассники их подначивали посмолить за гаражами. В ответ на это они только округляли глаза: "Я что похож на дурака? Зачем?" Я им советовала: "Какое бы ты дело не замыслил, прежде подумай: а оно тебе надо?" Они сделали свой выбор и по сей день ведут здоровый образ жизни. Может быть, глядя на нас с мужем. Мы раздельно питаемся, обливаемся ледяной водой, не курим и не употребляем спиртное даже по праздникам.
– В нашей стране к правильным, непьющим людям относятся немного настороженно. Наверное, непросто противостоять общественному укладу жизни?
– Мой муж в таких случаях говорит: "А давайте встретимся через лет десять и посмотрим друг на друга". Младший сын, Илюша, появился у нас поздно, его нужно вырастить, на ноги поставить. Потому здоровье для нас важно.
Хотите быстро научить считать – играйте
в карты!
– Ваши парни обладают не только высоким интеллектом, но и атлетическим телосложением. Любовь к спорту тоже вы прививали? И повлияли ли вы как-то на профессиональные ориентиры своих детей?
– Еще когда старшие сыновья были маленькими, мы всей семьей частенько выезжали за город – катались на горных лыжах, сплавлялись по горным рекам и ездили на рыбалку. И продолжалось это в течение 15 лет. Ориентировал в спорте сыновей, конечно, папа – как мужчина и глава семьи. Правда, любовь к профессии летчика привить сыновьям ему так и не удалось.
– У вас в доме и сейчас стоит детский спортивный уголок. Илюшу тоже растите спортсменом?
– Пока об этом рано говорить. Посмотрим!
– А в чем он уже успел себя проявить?
– Он с трех лет читает, считает – в этом деле мы упражняемся по вечерам, прежде чем лечь спасть. Для того, чтобы ребенка чему-то научить, не нужно целый день над ним "издеваться", что-то впихивать в его маленькую голову. Достаточно 20-30 минут, чтобы полистать букварь или почитать какие-то сказки. Сейчас очень много развивающей литературы, которой я с удовольствием пользуюсь. К трем годам ребенок уже многое понимал, я сама удивлялась – читал всевозможные вывески, номера машин и свободно пользовался компьютером. Он и сейчас без проблем может проверить на компьютере статистику интернета. Папа только разводит руками: "Боже мой! Какие дети пошли!" Он растет в других условиях, нежели старшие, впитывает огромное количество информации, и его, конечно, проще развивать. И заниматься этим мы старались еще до того, как ему исполнилось три года. Оказывается, очень хорошо развивают сообразительность у ребенка обычные игральные карты, я даже не предполагала – мы с ребенком частенько играли в банальную "Пьяницу", по принципу где больше очков, а где меньше (например, Туз у нас – дедушка), и ребенок, умудряясь меня обыгрывать, быстро научился считать.
У детей своя логика
– Есть ли у вас какие-то табу в воспитании? Чего делать ни в коем случае нельзя?
– Дети очень остро чувствуют несправедливость, потому на них нельзя вымещать свои проблемы. Мы запрещали своим сыновьям лишь то, что опасно для их жизни. Все остальное – познавательно. Даже если, скажем, ребенок захочет камень облизать. Как говорится, "Больше грязи – шире лицо!" Все равно мы живем с определенным набором микробов в организме. Если ребенок совершил какой-то нехороший проступок, мы не спешили кричать: "Ах ты растакой, получи!" – а пытались выяснить, почему он так сделал. У детей порой своя, неподвластная нашему разуму, логика. Нужно их выслушать и попросить сделать выводы. С ребенком всегда нужно разговаривать и отвечать на тысячу "почему". Даже если я, к примеру, говорю со взрослым, обязательно остановлюсь и объясню ребенку то, что он просит. Ну и, конечно, я никогда не прибегала к физической силе – это бы говорило о том, что я не могу что-то объяснить сыну словами и что я недалекий человек. А с ребенком надо говорить на равных – загляните к нему в глаза, и вы увидите столько ума! Но этот ум можно потерять, если кричать на него, бить – малыш по-другому вас уже не сможет понимать.
– Чем бы вы хотели, чтобы Илья занимался в ближайшем будущем?
– Хочу, чтобы всем занимался: и плаваньем, и хоккеем (недалеко от нашего дома есть секция для малышей), и рисованием. Но начнем только со следующего года.
– А ты сам что больше всего любишь, Илья? – обратилась я к симпатичному мальчику с удивительно смышлеными и живыми глазами.
– Рисовать. Правда, медведей и жирафа рисовать не умею. Еще в садике люблю играть с друзьями и сидеть на занятиях. У нас можно ходить на английский, но я пока не хожу – когда будет пять лет, тогда и пойду.
– На этой штуке любишь заниматься? – показываю на спортивную установку.
– Ну да. На кольцах и качелях. Правда, один раз не удержался и головой упал на пол.
– Кем хочешь стать в будущем?
– Врачом и еще продавцом. Ну кем стану, тем стану. Когда вырасту, я не знаю, что там будет.
– Все может измениться?
Малыш утвердительно кивнул головой и после нескольких наводящих вопросов отрезал: "Ладно, я наговорился".
Такие они, люди будущего. Смышленые, не по годам развитые и амбициозные. Философски настроенные и при этом чувствующие себя как рыба в воде в мире развития технологий. А еще очень добрые, честные и не любящие лишних вопросов, и с ними в обозримой перспективе почему-то не страшно. Про таких действительно хочется сказать: "Они могут все!"