Гонка в Спа очередной раз доказала, как быстро может меняться ситуация в современной Формуле-1. Сочетание различных факторов вдруг выводит в лидеры пелетона ранее не блиставших пилотов, а традиционных фаворитов вынуждает пробиваться с последних мест.
Хорошенько отдохнув, отгуляв две обязательные недели отпуска, команды вернулись к работе. Вторая половина чемпионата стартовала в Спа. Гонка, традиционно требовательная ко всем ходовым качествам болидов, должна была проверить новинки, которые участники подготовили в августе. Всех волновал вопрос о том, кто же будет задавать тон в оставшихся девяти гонках. Ответ мы еще не получили, но определенные намеки все же появились.
Начался уик-энд с проливных дождей, зарядивших в пятницу, и это порядком испортило тренировки командам. За два получасовых отрезка гонщикам удавалось проехать, в лучшем случае, пять кругов. Вся подготовка к гонке была перенесена на субботнюю тренировку, это, возможно, и стало причиной столь необычных итогов квалификации. Началось все с того, что во второй сегмент не пробился Нико Росберг, и, учитывая, что после проблем, случившихся на утренней субботней тренировке, ему сменили коробку передач, его шансы в гонке выглядели сомнительно, потому что к 18-й завоеванной позиции ему прибавили 5 мест за вышеупомянутую замену. Такой же штраф получил и Уэббер, который квалифицировался лишь седьмым. Но, в отличие от своего напарника Феттеля, он хотя бы попал в третий сегмент.
Выиграл же квалификацию Дженсон Баттон – впервые за время своих выступлений в McLaren. Еще более необычно выглядела стартовая решетка следом за ним. Второе и третье места заняли Кобаяши и Мальдонадо. Четвертым стал Райкконен, а замкнул первую пятерку Перес. Команда Sauber в этом гран-при немало порадовала своих фанатов. Правда, после квалификации стюарды наказали Мальдонадо за блокировку на трассе машины Хюлькенберга в первом сегменте квалификации. Венесуэлец потерял три позиции, пропустив вперед Райкконена, Переса и Алонсо. В таком порядке пилоты и вышли на старт.
Заполнив стартовую решетку, болиды выглядели обычно, лишь Sauber Кобаяши привлекал к себе внимание дымящимися тормозными колодками. Однако совсем не это стало главным зрелищем. На подъезде к первому повороту Роман Грожан зацепил колесом своего болида McLaren Льюиса Хэмильтона. В результате британец не смог затормозить и оба врезались в Фернандо Алонсо. Француз и вовсе перелетел через испанца. В инциденте пострадал еще и Перес. Но гораздо больше опасений вызвало состояние Алонсо, который долго не покидал свой кокпит. В итоге все обошлось. Через четыре круга, когда были убраны все обломки с трассы, гонка была возобновлена.
Несмотря на такое обилие событий, Баттон и Райкконен сохранили свои лидирующие позиции. За ними следовали пилоты Force India и Михаэль Шумахер. Именно они стали главными участниками борьбы за подиум. Хотя, как показала практика, совсем не позиции, а тактика была главным фактором, повлиявшим на исход гонки. Большинство гонщиков выбрали вариант с двумя остановками, и лишь двое пилотов, Дженсон Баттон и Себастьян Феттель, останавливались в пит-стопах по разу. Благодаря выбранной тактике, под конец гонки они смогли занять лидирующие позиции. Хотя, конечно, не только это привело их к столь высокому результату. Дженсон с первых метров гонки наращивал свой отрыв от конкурентов и, благодаря этому, не потерял лидерство после дозаправки. А если бы ему удалось показать еще и лучший круг, то для него это был бы первый «Большой шлем» в карьере. Пока же пришлось довольствоваться лишь дублем. Что до Феттеля, то его выступление стало одним из самых ярких. Немец боролся на протяжении всей дистанции, выкладываясь по максимуму. И, несмотря на то что из-за случившейся на старте аварии он ничего не отыграл, его усилия были вознаграждены. От занявшего третье место Райкконена победа вновь ускользнула, и в Lotus наверняка сожалеют о неправильно выбранной тактике двух остановок. Впрочем, стоит признать и то, что скорость его болида не позволяла реально бороться за лидерство. Соперником его уровня в этой гонке был Михаэль Шумахер, которого он с успехом опередил.
После гонки стюардам и маршалам было не до отдыха – пришлось разбирать множество эпизодов, заслуживающих внимания. В первую очередь, конечно же, стартовый завал. Изучение деталей аварии привело к выводу, что именно Грожан стал виновником инцидента. Такую же точку зрения высказывали и многие обитатели паддока. В итоге Роман получил штраф в 50 000 евро и, что особенно «больно», дисквалификацию на одну гонку. Это значит, что этап в итальянском Монце пройдет без него. Полностью признав вину, команда даже не стала подавать протест. Очередному наказанию подвергся и Пастор Мальдонадо. Пять позиций на старте гран-при Италии он потеряет за фальстарт в Бельгии и еще пять – за столкновение с Тимо Глоком.
Гонка в Бельгии очень хорошо продемонстрировала, как быстро может измениться ситуация в чемпионате. От преимущества Фернандо Алонсо в 40 очков осталось лишь 24 зачетных балла. А значит, подводить итоги чемпионата еще слишком рано. Все может быть.
О трассе
Спа – это легенда. Пожалуй, только этим словом можно наиболее полно охарактеризовать знаменитый трек. Если гонщикам задать вопрос: «Какая ваша любимая трасса?», то абсолютное большинство ответит: «Спа.» Если спросить: «Какой ваш любимый поворот?», они заверят: «O'Руж (Красная вода)». И это неслучайно. Трасса в предгорьях Арден славится своей неповторимой конфигурацией со времен зарождения Формулы-1. Первый этап здесь прошел уже в 1950 году. И хотя сейчас от шестнадцатикилометрового кольца осталась лишь половина, уникальность Спа не подвергается сомнению. Полный набор разнообразных поворотов от шпилек до скоростных прямых, перепады высот, боковые и даже вертикальные перегрузки – все это и есть бельгийский автодром. Немаловажную роль играет здесь и погода. Несмотря на то что гонка проходит летом, ночью температура может опускаться до 0 – так дает о себе знать горный климат. Дождь предсказать практически невозможно, но даже если он пойдет, то не стоит сразу бросаться в боксы за дождевой резиной: трасса так растянулась, что на одном ее конце может бушевать ливень, а другой будет согрет лучами солнца. Таким разнообразием гонщикам придется наслаждаться в течение 44-х кругов. Именно столько нужно, чтобы преодолеть 308,052 километров по самому длинному в чемпионате автодрому, протяженность которого составляет 7004 метра.