Тверской велоспорт: путь возрождения будет трудным
Тверской велоспорт: путь возрождения будет трудным
Велосипед, как общедоступное и экологически чистое средство передвижения, не требующее природных энергоресурсов, верой и правдой служит человеку многие века. Он очень популярен почти во всех странах мира но особенно на азиатском континенте. В наше время, когда автотрассы мира заполнены миллионами автомобилей различных марок, когда иметь его стало повсеместно престижным явлением, велосипед отодвинут, особенно в городах, даже не на второй, а на третий план. А ведь все знают о больших минусах автотранспорта для здоровья людей. Это и отравление воздуха выхлопными газами, колоссальное количество которых мы вдыхаем ежечасно, и загрязнение атмосферы продуктами сгорания автомобильного топлива, и огромные, зачастую сравнимые с военными действиями, цифры погибших и искалеченных водителей и пешеходов на наших дорогах, и рост заболеваний в связи с резким ограничением двигательной активности. В то же время количество автотранспорта растет, и можно представить, какой еще больший кошмар будет на дорогах лет через десять. В то же время велосипед в городах стал крайне редким явлением, он поглощен морем машин; к тому ж ездить на нем по улицам, забитым автомобилями, стало крайне опасно, т.к. у нас велосипедисты едут в общем потоке автотранспорта, для них нет специальных трасс, стоянок и т. д.
В этом отношении нам давно нужно брать пример со стран Азии — Китая, Кореи, Японии, Малайзии, Вьетнама и т.д. там наряду с развитием автоиндустрии, автотранспорта и шоссейных дорог велосипед остался удобным и важным для укрепления здоровья средством передвижения для десятков миллионов людей. Отношение к велосипедистам самое уважительное. Для них созданы специальные многокилометровые трассы, велостоянки, техническое обслуживание. Широко пропагандируется роль езды на велосипеде для здоровья населения, а по всему этому неудивительно, что за рулем велосипеда здесь колоссальное количество людей от мала до велика.
Теперь о велоспорте. В Советском Союзе у велосипедистов были неплохие достижения. Сборная команда страны неоднократно выигрывала крупнейшее ежегодное соревнование велосипедистов-любителей — многодневную велогонку мира Варшава — Берлин — Прага. Наши велосипедисты завоевывали золотые медали на Олимпийских играх, чемпионатах мира, Европы, будь то шоссейные гонки или соревнования на треке. Виктор Капитонов, Сергей Сухорученков, Анатолий Черепович, Гайнан Сайдхужин, Алексей Петров, Евгений Клевцов, Юрий Мелехов, а также многие другие велогонщики прославили наш велосипедный спорт в те годы.
И в этой плеяде великолепных велосипедистов заслуженный мастер спорта, заслуженный тренер Советского Союза, первый олимпийский чемпион нашей станы по велоспорту в Риме в 1960 году, победитель велогонок Мира, неоднократный чемпион страны, Спартакиад народов СССР, старший тренер сборной команды СССР по велоспорту с 1970 года уроженец Калинина Виктор Арсеньевич Капитонов. Кандидат педагогических наук, полковник, почетный гражданин Твери, почетный гражданин Ниццы, отмеченный высшими наградами своего государства и зарубежных стран. Это был безо всякого преувеличения великий спортсмен и тренер. Он совершил самый настоящий спортивный и исторический подвиг на летних Олимпийских играх 1960 года в Риме. Вот как вспоминал сам Виктор Капитонов ту самую главную в его жизни далекую велогонку: «Это был ад. 45 градусов в тени, ни алейшего ветерка и бесконечная лента шоссе. Квартет наших гонщиков сражался отчаянно, вызывая удивленные вопли итальянской публики, знающей толк в скорости, в стране, где велосипед является национальным видом спорта, где он затмил все, кроме футбола. А мы дали бой корифеям велосипеда, настоящий, жестокий». В итоге этой непостижимой по накалу, мужеству и немыслимой жаре Виктор Капитонов всего на полколеса опередил главного своего соперника, боровшегося до последних метров, итальянского гонщика Трапе и стал первым олимпийским чемпионом, представителем нашей страны, покорившим в этом пекле дистанцию в 175 километров и всех соперников.
После окончания выступления в большом спорте Виктор Капитонов 18 лет руководил сборной командой страны по велоспорту, которая под его руководством добилась триумфальных побед. И все победы были обеспечены его самоотверженностью, самоотречением, подвижническим служением своему делу. На вершине спортивной славы стояли и его ученики. 13 олимпийских чемпионов за период, когда он возглавлял сборную команду страны. Феноменальный результат!
Теперь о прошлом и настоящем велоспорта в нашей области. Если говорить объективно, то на Верхневолжье в советское время массового развития велосипедного спорта не было и в помине. Спортивных секций в огромной Тверской области было единицы. Велоспорт развивал в нашем областном центре спортивный клуб «Планета». Считанное количество спортсменов занималось этим видом спорта при некоторых учебных заведениях. В области велоспортом занимались в Лихославльском районе при поддержке энтузиаста этого вида спорта директора колхоза «Прожектор» Альберта Смирнова. В то же время в области регулярно проводилась велогонка на приз молодежной газеты «Смена». С 1974 года в Твери традиционно сильнейшие велосипедисты страны разыгрывали приз Виктора Капитонова. В 90-е годы велосипедный Спорт в стране, как и многие другие виды спорта, пришел в упадок. В тверской области он практически прекратил свое существование. Перестали проводиться велосипедные соревнования, на которых стало некому выступать. Несколько лет подряд в велогонке на приз Капитонова не участвует ни один тверской велогонщик. Как говорится, приехали…
В последнее время наметились позитивные подвижки по возвращению тверского велоспорта из небытия. По инициативе администрации области было решено реанимировать этот прекрасный вид спорта. В августе прошлого года в Твери открыта специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва (СДЮСШОР) по велоспорту имени Виктора Капитонова. Школа находится на территории стадиона «Центральный». Здесь три отделения: шоссейных гонок, кросс-кантри и маунтинбайк-МТВ. Занимаются в основном мальчики в возрасте от 10 до 16 лет. Тренируют детей бывшие спортсмены-велосипедисты, такие как мастер спорта по велогонкам Александр Торбин. Небольшие велосипедные секции работают сейчас в Лихославле, поселке Калашниково Лихославльского района, Ржеве, поселке Медном Калининского района.
Сделан всего-навсего первый шаг в возрождении велосипедного спорта в нашем огромном регионе. Для того же, чтобы велоспорт у нас был хотя бы мало-мальски развит, надо сделать во многие разы больше, поскольку в подавляющем большинстве городов Тверской области его нет сегодня и в помине, а перспективы развития крайне призрачны. Причины же этого: сложная экономическая обстановка, дорогостоящий качественный спортинвентарь, отсутствие спортивной базы, источников финансирования, квалифицированных тренеров и т.д. однако первые ростки возрождения велоспорта на Верхневолжье сегодня уже есть, и можно выразить сдержанный оптимизм по этому поводу.