В детских снах запрятана масса ценных сведений не только о страхах и желаниях ребенка, но и о его здоровье в будущем.
Недавно закончено совместное исследование российских лингвистов и психоневрологов под названием «Рассказы о сновидениях». Ученые записывали на пленку впечатления детей об увиденном во сне, а потом анализировали полученную информацию. Оказалось, в детской дреме запрятана масса ценных сведений. И если правильно расшифровать сон, можно узнать не только о страхах и желаниях ребенка, но и о его здоровье в будущем.
Разговоры по душам
Несколько лет назад отечественные психоневрологи осуществили подробный контент-анализ детских снов, включая их цветовую насыщенность, и пришли к выводу, что одно лишь содержание грез не отражает полной картины психического состояния ребенка. Не менее любопытно и то, как ребенок рассказывает о своих снах. Помощи решили поискать у лингвистов. Сообща они взялись выяснить, насколько речь здоровых детей при пересказе снов отличается от речи больных невротическими расстройствами. Ученые записали и проанализировали 129 услышанных историй. «Мы слушали рассказы детей сразу после их пробуждения, – говорит доктор медицинских наук, профессор кафедры нервных болезней факультета послевузовского профессионального образования врачей ММА им. И. М. Сеченова Елена Корабельникова. – Дело в том, что, слушая детей, особенно маленьких, сложно отличить, где у них сон, а где – фантазия. По пробуждении же у них, с одной стороны, еще свежи образы сна, а с другой – они не успевали добавить к увиденному вымысел».
Если изображать такое повествование графически, то история здорового ребенка, учитывая все компоненты рассказа, будет больше походить на обычное дерево, объясняет доктор филологических наук Вера Подлесская, а у ребенка неуравновешенного получится нечто вроде японских бонсаев.
«Мы с папой ехали по городу, потом мы вышли отдохнуть, и вдруг я пришел к машине, а машины не было. И я пошел дальше искать машину. Вдруг я увидел милиционера и спросил у него, как добраться до дома. И он позвонил домой, и за мной приехали и отвезли домой». Подобному сну 9-летнего мальчишки специалисты найдут простое объяснение. Ребенок спроецировал во сне свой страх потеряться, а мозг смоделировал эту ситуацию, в конце концов разрешив ее благополучным образом.
А вот другой такой сон. «Мы шли с мамой по лесу в магазин. Это был день. Не лес был, а какой-то проселочек. И вот когда мы с мамой шли, я вижу, к одному толстому дереву привязан какой-то старец, у него длинная борода, он седой. И он не привязан, а прибит гвоздями не за руки, а за рукава пальто. Пальто было клетчатого, серого цвета. И голова у него была наклонена вниз, так что я не смогла посмотреть точно его черты лица. И я испугалась... » По этому отрывку описания сна 12-летней девочки специалист четко определит чрезмерное увлечение ребенка конструкциями с противопоставлением «не это, а то». А оно указывает на отступление от нормы в психическом развитии.
Сон в руку
В последние годы количество детей с диагнозом невротических расстройств неуклонно растет: по некоторым данным, ими страдают до 65 процентов подрастающего поколения. И сновидения могут быть именно той почвой, на которой могут произрастать первые отклонения от нормы в виде неприятных, а то и страшных для ребенка образов.
Одно дело, если ребенок единожды испугался волка из сказки, и совсем другое – если страшный зверь появляется в его снах постоянно. Тут уже пора бить тревогу. «Нераспознанное в детстве отклонение угрожает перерасти в затяжное невротическое, – объясняет Елена Корабельникова. – А кроме того, неприятные сновидения могут быть также проявлением соматического заболевания со стороны внутренних органов. Об этом вообще мало кто задумывается».