Если верить сообщениям некоторых СМИ, то где-то с месяц назад президент Медведев высказался по поводу стратегии развития российского спорта до 2020 года, упоминая при этом и «школьный спорт». Сочетание «2020 год» и «школьного спорт» кажется мне довольно опасным, и эти мои опасения лишь усилились после того, как один наш видный парламентарий заявил о желательности такого положения дел, чтобы спортом занимались процентов восемьдесят российских школьников.
Спорт — это замечательно, школьный спорт — это прекрасно. Но что требуется для появления у нас настоящего школьного спорта? Как минимум следующее.
Во-первых, нужна эффективная пропаганда здорового образа жизни, спортивного образа жизни. Во-вторых, необходимо обеспечить регулярный, высококачественный и бесплатный контроль за состоянием здоровья школьников. В-третьих, надо, чтобы практически во всех школах работали высококвалифицированные учителя физкультуры. Ну и разумеется, все те, кто решит вести здоровый и спортивный образ жизни или (и) воспитывать в соответствующем духе своих детей, должны иметь финансовые и иные возможности для реализации своего решения.
Допустим, все это произойдет. Но когда оно принесет свои плоды? Полагаю, что в лучшем случае в те годы, когда в наших школах будут учиться внуки нынешних первоклассников. Какой уж тут 2020 год…
Что касается сегодняшней ситуации, то нет ни малейших оснований считать, что она существенно лучше, чем у наших украинских соседей. Там же, по большому счету, для занятий спортом подходят лишь 11 — 14 процентов школьников — так называемая первая группа здоровья (здоровые дети с нормальным физическим и нервно-психическим развитием, не имеющие врожденных аномалий и функциональных отклонений, требующих коррекции). Некоторые украинские специалисты убеждены («Зеркало недели» от 1 ноября), что правильная методика определения уровня здоровья дает результат в 11 процентов здоровых ребятишек, а зачисление в число здоровых еще трех процентов ведет к беде. В действительности к беде ведет нечто большее.
Мои наблюдения показали, что спортивными упражнениями в украинских школах занимаются не те, кто должен, а те, кто хочет ими заниматься (если, конечно, они не освобождены от физкультуры вопреки своему желанию). В итоге далеко не все потенциальные олимпийские чемпионы появляются на школьных стадионах и спортплощадках, в школьных бассейнах и спортзалах, а в то же время влюбленные в Спорт дети с патологиями нередко получают явно неподходящие спортивные нагрузки. Иногда это ведет к трагическому исходу: в одном только этом году на уроках физкультуры умерло четверо украинских школьников.
Учителей (тем более высококвалифицированных учителей) физкультуры в украинских школах не хватает, никакого серьезного медицинского контроля нет, а ведь даже самые лучшие педагоги далеко не всегда способны определить уровень здоровья того или иного школьника. В таких условиях учителям приходится делать выбор: отдавать ли предпочтение выполнению требований по сдаче школьниками контрольных нормативов и участию в соревнованиях или вести занятия лишь в оздоровительном режиме. И тот и другой варианты явно нехороши, но первый, несомненно, большее зло.
Возможно, наши школьники поздоровее своих украинских ровесников, но в остальном, видимо, серьезных отличий не найти. О каком там, например, высококачественном медицинском контроле в наших школах может идти речь, когда его нет даже в российском большом спорте. Так, в частности, проверку здоровья молодых хоккеистов-профессионалов у нас решили провести лишь после того, как один из этих ребят умер во время матча. Для медосмотра нескольких десятков хоккеистов нашлись и суперсовременная аппаратура, и медики экстра-класса, и время на тщательную проверку физического состояния «пациентов»… Но где все это найти для миллионов наших школьников?
Так что если к развитию школьного спорта подходить с толком, то ориентироваться надо не на 2020 год, а на гораздо более дальнюю перспективу. И вести работу по этому самому развитию методично и комплексно, без спешки и показухи, которые в данном случае чреваты самыми печальными последствиями.