Указом Президента РФ № 1124 от 29 августа 2011 года, опубликованным 30 августа в "Российской газете", дан официальный старт избирательной кампании по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва. Выборы назначены на 4 декабря 2011 года. В этот день гражданам страны предстоит избрать 450 депутатов нижней палаты российского парламента - высшего представительного и законодательного органа власти нашей страны.
Государственная Дума обладает широким спектром полномочий. Большинством голосов от общего числа депутатов (если иное не предусмотрено Конституцией РФ) российские парламентарии принимают федеральные законы, представляют интересы своих избирателей в высших органах государственной власти нашей страны, участвуют в работе международных структур.
Конституция Российской Федерации (статья 103) определяет следующие полномочия Госдумы и даёт право выносить постановления по ним:
- дача согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации; заслушивание ежегодных отчётов Правительства Российской Федерации о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой; решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации; назначение на должность и освобождение от должности председателя Центрального банка России, председателя Счётной палаты Российской Федерации и половины состава её аудиторов; Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом.
Также в ведении Госдумы находятся объявление амнистии, иные важные вопросы государственного значения.
Согласно Конституции РФ, новый состав Государственной Думы впервые будет избран не на четыре года, как раньше, а на пять лет. От работы депутатского корпуса Госдумы во многом будут зависеть основные направления внутренней и внешней политики, социально-экономического развития и стабильности гражданского общества нашей страны.
Выборы всего состава Государственной Думы проводятся на основе пропорциональной системы, в соответствии с которой кандидаты выдвигаются только в составе федеральных списков кандидатов, а право их выдвижения предоставлено только политическим партиям.
Право принимать участие в выборах депутатов Госдумы имеют семь политических партий, зарегистрированных Министерством юстиции РФ. Это партии "Единая Россия", "Справедливая Россия", КПРФ, ЛДПР, "Патриоты России", "Правое Дело" и "Яблоко".
Депутаты Государственной Думы Российской Федерации шестого созыва избираются по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за федеральные списки кандидатов. Федеральный избирательный округ, по которому избираются депутаты, включает в себя всю территорию страны. Федеральные списки кандидатов, с которыми они пойдут на предстоящие выборы, политические партии формируют самостоятельно. Однако если ранее федеральный список могли возглавить не более трех человек, то теперь - не более десяти. Во главе списка может стоять и один человек; однако максимальное количество лидеров - десять человек.
В свою очередь, федеральные списки должны быть разделены на региональные группы. Центральной избирательной комиссией Российской Федерации уже определены границы территорий, которым могут соответствовать региональные группы. Что касается Тверской области, то на ее территории может создаваться самостоятельная региональная группа кандидатов.
Каждая политическая партия в составе собственного федерального списка кандидатов может выдвинуть не более шестисот человек. Поскольку десять из них - это общефедеральная часть, остальные 590 кандидатов будут делиться на региональные группы. Минимальное число региональных групп, которое может создать политическая партия - 70. Таким образом, в среднем каждая региональная группа политической партии будет состоять из восьми человек. Сколько кандидатов включить в ту или иную региональную группу, и кто будут эти люди, решает сама политическая партия на своем федеральном съезде - в период с 9 по 29 сентября.
Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах. При этом депутат Государственной Думы не может одновременно быть членом Совета Федерации, депутатом иных представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью (кроме научной, преподавательской и иной творческой деятельности).
Есть у предстоящих выборов и другие важные особенности, предусмотренные федеральным законодательством. Несмотря на то, что процентный порог, по которому распределяются депутатские мандаты, по-прежнему составляет 7%, те политические партии, которые в ходе выборов наберут менее 7%, но не менее 5% голосов, также получат депутатские мандаты.
Федеральному списку партии, получившему на выборах менее 6%, но не менее 5% голосов избирателей, передается 1 депутатский мандат. Федеральному списку, получившему менее 7%, но не менее 6% голосов избирателей, передается 2 депутатских мандата.
Поскольку каждый депутат Госдумы обладает правом законодательной инициативы и может внести на рассмотрение Думы любой закон, для политических партий важно даже одно место в российском парламенте. Не менее важно это и для каждого из нас: у избранного депутата Государственной Думы будет в наличии весь правовой инструментарий и спектр полномочий, позволяющий эффективно представлять интересы своих избирателей в российском парламенте.