В среду, 25 апреля, в Абакане прошла очередная сессия Верховного Совета Хакасии. Уложившись в четыре с половиной земных часа и отказавшись от обеда, депутаты выяснили, кого стоит бояться больше — нашествия шестизубчатого короеда или появления в России наркотрафика, финансируемого НАТО. Парламентариев послушал Наш корреспондент.
Парламентская скука
О том, что предстоящая сессия хакасского парламента окажется несколько более скучной, чем предыдущие, косвенно говорили две детали. Во-первых, впервые за последние, как минимум, полгода обошлось без традиционного превью — пресс-конференции председателя Верховного Совета Владимира Штыгашева, на которой Владимир Николаевич, по традиции, анонсирует важнейшие вопросы повестки, а также высказывается на многие отвлеченные, но от того не менее интересные темы. На этот раз пресс-конференцию решили не проводить в связи с Днем поминовения усопших, а без комментариев мудрого председателя все события, связанные с сессией, автоматически потеряли существенную часть рейтинга.
Во-вторых, депутаты на славу повеселились и повеселили на прошлой сессии: голосовали за то, как голосовать, а после обеда кое-как собрали кворум, поставив сессию на грань срыва.
В этот раз, очевидно, сработал закон сохранения человеческой энергии, и парламентарии на протяжении всего заседания вели себя до безобразия сдержанно и организованно. К тому же сырая и ненастная погода в Абакане, казалось, абсолютно не располагала к жарким парламентским дебатам и бескомпромиссным дискуссиям. В итоге в какой-то момент заседание превращалось в рутинный рабочий процесс: законопроекты принимались за основу, к ним принимались поправки, и все это принималось в целом, а после повторялось по следующему вопросу повестки. Даже надежда и опора хакасской гонзо-журналистики депутат Олег Альбертович Иванов на этот раз сохранял несвойственное для себя молчание, ограничившись лишь замечанием в адрес министерства финансов, мол, нужно более эффективно планировать бюджетные расходы, а то сельское хозяйство в 2011 году, видишь ли, "перефинансировали", а, к примеру, медицину — недофинансировали.
Минфин исполняет,
в Верховному Совету — предстоит
Подобную ремарку Олег Альбертович отпустил после доклада заместителя министра финансов Семена Аешина, который отчитался об исполнении бюджета Хакасии за 2011 год. Докладчик привел массу цифр и продемонстрировал несколько красочных диаграмм, подробное содержание которых приводить не имеет смысла. Основная идея сводилась к тому, что все главные бюджетные показатели за 2011 год, как то: доходы, расходы, вложения во все отрасли народного хозяйства, по сравнению с 2010 годом заметно выросли. Содокладчик Аешина из Верховного Совета Сергей Комаров добавил, в принципе, в том же ключе, отметив, что, например, ипотеку в 2010 году взяли около 1500 человек, а в 2012-м — уже около 2500 жителей Хакасии, что, несомненно, говорит о росте благосостояния народа.
Во время презентации в слова докладчиков периодически вклинивались ремарки Владимира Штыгашева: "Нормально", – то ли он хвалил минфин, то ли председатель Верховного Совета просто не выключил микрофон.
Впрочем, остальные депутаты более четко похвалили ораторов за качественный, а главное, оптимистичный по настроению доклад, однако пожелали впредь изыскивать побольше средств на развитие туризма, массовой физической и прочей культуры. Финансисты ответили в духе: будем стараться.
Далее рассматривался закон, касающийся будущего самого Верховного Совета: следующий созыв будет меньше нынешнего на треть, а 50 человек-депутатов будут избираться по смешанной системе, половина – по партийным спискам, половина — по одномандатным округам. Во время доклада Владимир Штыгашев больше "нормально" не говорил, а когда председатель избиркома Хакасии Александр Чуманин закончил презентацию законопроекта, председатель ВС пообещал, что сегодняшний закон далеко не последний, связанный с изменением республиканской конституции и уставов государственных органов Хакасии, который придется рассматривать в ближайшие полгода. Причина тому — федеральный закон о выборах губернаторов, который будет, предположительно, принят до 1 июня. Это означает, что до 1 июля парламенту Хакасии придется приводить все местное законодательство в соответствие с федеральным. А это в свою очередь означает, что закон о последних изменениях в Верховном Совете нужно принять как можно быстрее, то есть во втором чтении на следующей сессии. Принять изменения, чтобы через месяц принимать новые — рутина парламентская.
НАТО и короед
Когда к докладу приступил начальник Абаканского линейного отдела полиции со звучной фамилией Кайзер, казалось, что рутина поселилась в зале заседаний безвозвратно. Однако в последний час, когда все законопроекты были рассмотрены, а остались вопросы, которые "нужно принять к сведению", депутаты оживились. Сначала с заявлением от имени своей фракции выступил глава местных коммунистов Владимир Керженцев. Выражая солидарность, он озвучил протест своего партийного руководства по поводу того, что в Ульяновской области собираются создать базу НАТО, которая может служить перевалочным пунктом при перевозке наркотиков из Афганистана. "Впервые за всю историю страны может появиться база военного блока, который большинство нашего населения воспринимает как откровенно враждебный", – обрисовал нерадужную перспективу товарищ Керженцев. Владимир Штыгашев задумчиво заметил, что, по сути, Верховному Совету о коварных планах беспринципного противника пока ничего не известно, поэтому сообщение принято к сведению, не более.
По большому счету, абсолютно такая же резолюция ожидала и еще один вопрос, менее глобальный, чем аспекты международной безопасности, однако для Хакасии более близкий, что ли. При его обсуждении депутаты не то чтобы рвали и метали, но все же устроили небольшую полемику.
О том, почему в тайге Таштыпского районе рубят кедр, рассказал председатель госкомлеса Хакасии Сергей Абрамов. Позиция ведомства озвучивалась уже не раз: по данным специалистов, в тайге свирепствует насекомое под названием "шестизубчатый короед", поэтому нужно проводить санитарные вырубки леса, чтобы неразборчивый короед не погубил тайгу полностью. "Непринятие мер может привести к массовой гибели леса в последующие 5-6 лет", – предупредил Абрамов и, пользуясь случаем, упрекнул абазинское телевидение в манипуляции общественным мнением, а также пообещал, что там, где кедр вырубили, его посадят вновь.
– Надо продолжить работу, Сергей Михайлович, я уже 73-й год человек тайги, я вырос там, о короеде я услышал в этом году первый раз. 30 лет назад у нас также сказали, надо карандашную дощечку, карандаши выпускать, начали, условно, по 60 тысяч "кубиков" заготовлять, вершину Томи почти вырубили. Сказали, все это будет восстановлено: ни одного насаждения в том месте не было сделано. Мы все эти сказки уже 20 лет слышим, – козырнув жизненным багажом, выразил скепсис по поводу вреда короеда Владимир Штыгашев. – Лес действительно вызывает пристальное внимание. И информировать надо население, а то создается информация, что короед этот уже завтра нас всех съест. СМИ можно как угодно обвинять, но другой вопрос, что ни одной машины больного кедра не представили, лесовозы идут все со здоровым кедром.
Некоторые депутаты предложили не ограничиваться обсуждениями, а предпринимать что-либо, однако Владимир Штыгашев остудил пыл энтузиастов, посоветовав подождать выводов прокурорской проверки. Словом, под конец сессии "погнать во весь" опор у парламентариев не получилось. Видимо, буйная энергия выплеснется в следующий раз.