«Общественные организации и объединения» — излюбленная избирательная технология прошлых лет. Ее последние конвульсии мы наблюдаем в нынешней избирательной кампании в Тверскую городскую Думу.
Становление реальной демократии в нашей стране шло неразрывно с совершенствованием избирательного процесса. Всем известно, насколько этот путь был нелегким и ухабистым. А потому все гримасы и эксцессы нашей неразвитой демократии напрямую отражались в используемых политическими игроками избирательных технологиях. Но при всем при этом необходимо констатировать, что на всех этапах общество было заинтересовано в легитимности выборов, то есть в том, чтобы их результаты признавались большинством граждан. В противном случае над социумом маячит призрак анархии и нестабильности, социальных конфликтов и потрясений.
Даже при незрелой демократии у общества нет никаких рычагов регулирования избирательного процесса, кроме закона. В те времена — в начале 90-х, когда нарождающееся российское общество искало оптимальные формы своей самоорганизации и закладывались основы публичной политики в стране, наше законодательство допустило к участию в выборах и политические партии, и общественные организации и объединения, и общественные движения. Такая норма была принята в 1993 году.
К настоящему времени, учитывая богатейший российский опыт последних 15 лет и практику развитых зарубежных демократий, наш зконодатель с неизбежностью пришел к выводу, что субъектами политической жизни должны быть именно политические партии. То есть такие общественные объединения, которые создаются специально для участия в политическом процессе, а не для поощрения, скажем, любительской рыбалки или экологического пчеловодства. Соответствующий закон, исключающий возможность участвовать в муниципальных выборах всякого рода общественных объединений, в первом чтении на днях был принят Государственной Думой.
Однако выборы у нас в Тверской области успевают состояться до вступления этого закона в силу. Поэтому наряду с четырьмя партиями — «Единая Россия», КПРФ, ЛДПР и «Справедливая Россия» — в избирательных бюллетенях 1 марта окажутся общественная организация «Союз тверских народных депутатов 21-го созыва (1990 — 1993 годы)», Тверская региональная общественная организация «Союз избирателей» (регистрация на прошлой неделе была аннулирована) и Тверское региональное общественное движение «Родители против наркомании».
Можно задаться вопросам: а чем не угодили законодателю общественные организации? Ведь это так демократично. Ответ прост — полной дезориентацией избирателя относительно истинных целей и задач кандидатов от таких объединений. И речь идет не только о том, что партии находятся под жестким контролем по части законности и прозрачности их деятельности. Их ответственность и перед государством, и перед избирателями крайне велика. Максимально закрыты лазейки для всякого рода махинаций, в том числе финансовых.
Но главное, что партии, обладающие своей идеологией, дают возможность каждому избирателю найти что-то близкое именно ему, отвечающее его мировоззрению. Партии узнаваемы. Их лозунги — нравятся они кому-то или нет — ясны и понятны. «Единая Россия» — за сильное единое государство, ЛДПР — «за бедных, за русских», КПРФ — за реставрацию социализма и СССР и так далее.
Иное дело — наши общественные организации. Кто-нибудь слышал что-нибудь о них в период между выборов? Вряд ли. А ведь многие из них на бумаге существуют долгие годы. Но ни акций, ни социальных проектов, ни законодательных инициатив. Наверное, такая активность и не нужна их лидерам. Для них — это лишь инструмент для голосования, предвыборная технология. Соберут голоса для «нужных людей» — и опять в спячку до следующих выборов. А с кого потом спрос за качество таких народных избранников?
Кстати, именно отсутствие идеологического стержня у таких объединений объясняет тот факт, что их выдвиженцы с такой легкостью прыгают из одной организации в другую, из одного избирательного списка в другой. Какая разница, как называться, если за организацией все равно нет никакой идеи? Главное — получить заветную депутатскую корочку, а потом хоть горшком назови.
Зато в амбициях таким объединениям не откажешь. Неизвестно, на каком основании они приписывают себе право говорить от имени всего общества. Вот, например, «Союз избирателей», регистрация которого была аннулирована. В нем по документам меньше ста человек. А десятки тысяч других тверичей это что, не избиратели что ли?! Но главное, что в их избирательных списках немало людей, которые в этих организациях даже не числятся. Очевидно, что не общественная организация формирует свой избирательный список, а ушлые политики подбирают под себя общественную организацию как таран, чтобы пробиться во власть. И уже само собой разумеется, встает вопрос о весьма вероятном теневом, то есть незаконном, финансировании избирательных кампаний таких вот структур гражданского общества.
Российское законодательство положило конец этой безответственной политической практике. Наша область практически единственная, где в последний раз в предвыборный забег отправятся эти «темные лошадки», погоняемые искушенными игроками. Их судьбу решать нашему избирателю.