Ценовая удавка на шее горожан затягивается все туже
В своей предвыборной программе Евгений Шаповалов обещал сдержать рост тарифов на коммунальные услуги. Однако за два года его пребывания в качестве мэра Бердянска наиболее затратные составные платежей – а именно тепло и вода – возросли настолько, что легли непомерным бременем на семейные бюджеты горожан.
С водой город вообще «вляпался» в непонятную историю. Отдавая осенью 2008 года водоканал в концессию, Евгений Иванович мотивировал свои действия двумя важными моментами. Первый – это сдерживание тарифа и второй – начало модернизации предприятия. Но что же вышло? Представители концессионера – ООО «Чистая вода», везде говорили о том, что начали работать в апреле прошлого года. То есть, на сегодня еще нет даже 12 месяцев. А в концессионном договоре четко записано, что концессионер брал на себя обязательства не увеличивать стоимость воды на протяжении первого года своей работы. Однако, как известно, ООО «Чистая вода» обратилась в исполком с просьбой изменить тарифы на воду и стоки еще летом прошлого года. И вот, что интересно: исполком, который, по идее, должен стоять на защите интересов горожан, осенью 2009 втихую утвердил концессионеру новые тарифы. Это при том, что еще в мае прошлого года не кто-то, а представитель исполкома – первый заместитель городского головы Сергей Ткаченко – инициировал вопрос расторжения концессионного договора. И городской совет дважды высказался за это решение. Но исполнительная власть не только не выполнила до сих пор данное решение совета, она пошла на утверждение новых тарифов, предложенных ООО «Чистая вода».
Правда, совет это решение отменил. Но ООО «Чистая вода» подала в суд и, при полной пассивности со стороны как совета, так и исполкома, добилась введения новых тарифов через судебные инстанции. О чем и было сообщено на прошлой неделе.
В итоге бердянцев «осчастливили» тем, что они должны платить за куб воды и стоков 9грн 90 коп.
Однако это только одна часть проблемы. Вторая – на протяжении года работы концессионер ни копейки не вложил в модернизацию водоканала, в замену оборудования и сетей. А ведь это также была важнейшая составляющая концессионного договора. Более того, к концу прошлого года ООО «Чистая вода» умудрилась наработать свыше 6 млн. грн. уже своих долгов. И это только перед облводоканалом.
Так возникает логичный вопрос: а что же получил Бердянск и бердянцы от передачи своего коммунального горводоканала в концессию? Хотелось бы сказать, что ничего. Однако колоссальный рост тарифа на воду и стоки, несколько отключений днепровской воды свидетельствует о том, что ситуация ухудшилась, а потребителей нагрузили дополнительным финансовым бременем. К тому же, речь идет не только о гражданах – о нас с вами. Для предприятий и организаций стоимость куба воды вообще возросла почти до 17 грн. А это значит: кто-то эти затраты заложит в стоимость своих услуг, кто-то в стоимость продукции или товара, работники предприятий недополучат заработную плату, а мы с вами будем платить за воду по-новому не только у себя дома, но и приобретая те или иные товары или услуги предприятий.
И во всей этой ситуации возникает еще один логичный вопрос: при всех таких подходах к работе водоканала, какой смысл было отдавать его в концессию? Если проблемы подачи воды по-прежнему решаются не через модернизацию, не через оптимизацию затрат, а через колоссальное увеличение тарифа, то ведь точно таким путем могло идти и коммунальное предприятие, которое было полностью подконтрольно – это раз, а два – имело возможность получать государственные дотации. В прошлом году 7 млн. грн. долгов еще коммунального предприятия «Горводоканал» были ж ведь списаны. Коммерсанты таким правом воспользоваться не смогут. Это невозможно по действующему законодательству.
И еще: в прошлом году на муниципальных слушаниях по вопросу принятия новых тарифов было слишком много эмоций и мало обоснований для столь радикального увеличения стоимости воды. Нам говорят, что подорожала днепровская вода, что вообще тарифы на воду не могут быть везде одинаковыми, потому что в Запорожье воду качают, грубо говоря, из-под ног, а к нам идет водовод длиной 170 км. Хорошо, пусть так. Но при стоимости днепровской воды 2,5 грн., давайте отнимем эту цифру от 9.90 грн. у нас получится 7.40 грн. Почему именно столько? Выходит, если завтра государство возьмет на себя, как обещал бердянцам Виктор Янукович, затраты по транспортировке днепровской воды, то стоимость воды в Бердянске все равно должна быть увеличена?
Мы обзвонили целый ряд городов. В большинстве стоимость воды и стоков не превышает 5 грн. за куб. (смотрите таблицу). Что касается остальных городов, то в Днепродзержинске так вообще куб воды и стоков обходится потребителям в 2,98 грн., а в Киеве – 1,5 грн. Откуда же берется такая стоимость в Бердянске? Почему бездействует городская власть? И какая нас ждет перспектива? Завтра концессионер потребует сделать тариф 20 грн. за куб, власть что - снова молча его утвердит?
В целом, если проанализировать все действия городского головы Евгения Шаповалова за последний год, то создается впечатление, что он действовал четко в интересах не громады, а концессионера. Все прошлое лето Евгений Шаповалов вместе со своим заместителем по вопросам коммунального хозяйства Валерием Харченко уговаривали общественность и городской совет не горячиться и не торопиться разрывать концессионный договор. Когда же совет принял решение о разрыве договора, оно просто игнорировалось. В итоге и пришли к закономерному результату: пока Евгений Шаповалов разъезжает на дорогом автомобиле, появление которого народная молва почему-то связывает именно с приходом в город концессионера, народ Бердянска вынужден платить за воду одну из самых дорогих цен в Украине… Вот вам и «Бердянский успех». Таким ли представляли этот успех те, кто голосовал за Евгения Шаповалова в 2008 году?