Создание современной инфраструктуры для малой авиации является важным условием развития нашей области. Потребность в малой авиации объясняется редкой заселенностью огромной территории и значительной удаленностью населенных пунктов, нередко в условиях бездорожья. Вчера в отеле «Тверь» состоялась первая региональная конференция «Тверская область: местные и региональные авиаперевозки. Малая авиация в условиях экономического кризиса». В конференции участвовали представители Росаэронавигации и региональных фирм-авиаперевозчиков, в том числе из Воронежской, Ивановской, Московской, Новгородской, Рязанской, Тамбовской и Тульской областей.
ВОССОЗДАТЬ СЕТЬ АВИАМАРШРУТОВ
Открывая конференцию, заместитель губернатора Константин Зуев подчеркнул возросшую актуальность темы. В советское время в нашей области имелось 36 местных аэропортов. Сейчас они, по словам К.Э. Зуева, бездействуют на 99 процентов, но Нелидово и Западная Двина уже выходят с инициативой воссоздания авиационных маршрутов, связывающих их с Тверью. На данный момент в нашем крае создан ряд условий для развития авиации общего назначения. Качество радиотехнического обеспечения полетов Тверским центром организации воздушного движения является лучшим в Центральном федеральном округе, по мнению руководства Росаэронавигации. Несмотря на кризис, в Тверской области удалось сохранить достаточное количество квалифицированных авиационных кадров. Идет к завершению процесс создания некоммерческого партнерства «Тверской авиационный союз» из шести региональных эксплуатантов, который в будущем примет статус саморегулируемой организации. В сферу ТАС будет входить не только защита собственных интересов, но и применение авиации для задач народного хозяйства региона, усовершенствования работы МЧС и охраны лесных угодий.
В планах областной администрации — дальнейшая модернизация радиотехнического оборудования для непрерывного контроля полетов, развитие наземной инфраструктуры.
В нашей области действует областная целевая программа поддержки развития малой авиации на территории области на 2008 — 2010 годы. Согласно этой программе, вертолетные площадки должны появиться в каждом муниципальном образовании возле центральных районных больниц, а также вдоль федеральных трасс и вблизи популярных туристических зон.
Заместитель руководителя Росаэронавигации Александр Ведерников сообщил об отсутствии препятствий для пилотного проекта, который начнет действовать в Тверской области, а потом, возможно, расширится на территорию всей России: планы полетов можно будет подавать за час до вылета, А значит, авиация больше будет соответствовать своему назначению.
САМОЛЕТЫ И ВЕРТОЛЕТЫ
Гендиректор «Регион-авиа» Денис Павшинский между тем связывает будущее региональных компаний, эксплуатирующих самолеты с числом кресел менее тридцати, с их закупкой за рубежом. Ему возражал гендиректор «Ильюшин Финанс Ко» Александр Рубцов, по мнению которого, авиаперевозчикам следовало бы ориентироваться не только на популярный Embraer-120, но и на отечественные Ан-140 и Ил-114 ташкентского производства. Александр Ведерников в свою очередь предпочел бы сегодня делать ставку на вертолеты: дешевле и эффективнее.
Чтобы авиация сошла с бетона на грунт, нужна финансовая поддержка региональных властей, считает гендиректор «Вертикаль Т» Владимир Скурихин. Он сообщил о первом полете пассажирской «Цессны», приобретенной полгода назад, но взлетевшей только на прошлой неделе.
ГЛАЗАМИ ПИЛОТА
О том, какова ситуация с развитием малой авиации и аэродромной инфраструктуры авиации общего назначения в нашей области, поведал Игорь Иващенко, один из руководителей аэродрома «Юрьевское», что в Калининском районе. Он представлял интересы владельцев и пилотов частных воздушных судов, состоятельных граждан, фанатично увлеченных малой авиацией. По его мнению, необходимо быстрее создать сплошное поле радиосвязи в зоне ответственности Тверского центра организации воздушного движения.
И.И. Иващенко обратил внимание на неурегулированность одновременного базирования на аэродроме Змеево авиаспортклуба Тверского совета РОСТО и сразу двух авиакомпаний — «Конверс Авиа» и «Вертикаль Т»: между ними нет взаимодействия, и хотелось бы видеть реальные шаги для их объединения, но столь тесное соседство разнородных структур не регламентируется воздушным законодательством. Определенные надежды Иващенко связывает с государственной авиацией. Это в первую очередь аэродром совместного базирования Мигалово в Твери, а также авиационная база «Борки» Национального аэроклуба России имени Чкалова.
Выступая инициатором в организации и проведении конференции, департамент транспорта и связи Тверской области рассчитывает сформировать ежегодный отраслевой форум для консолидации усилий администраций субъектов ЦФО РФ в вопросах координации развития местных и межрегиональных авиаперевозок, а также для профессионального обсуждения проблем российской авиации общего назначения (АОН) и консолидированного поиска путей их решения.
Вопросы конференции 2009 года отражают наиболее острые моменты, относящиеся к тарифной политике органов государственной власти для стимулирования работы местных авиакомпаний, целевым программам развития малой авиации, развитию объектов авиационной инфраструктуры местных аэропортов и вертолетных площадок.
Начальник департамента транспорта и связи Тверской области Церен Церенов заметил, что хотя авиация и называется малой, вложений требует больших. Тем не менее, если в 2007 году в Тверской области количество обслуживаемых взлетов-посадок составило 490, то в 2008-м уже 750.
По оценке Церенова, в области необходимо построить три–четыре аэропорта в удаленных районах. Не исключил он возможность строительства гидроаэродромов. По прогнозам Церенова, регион на условиях госзаказа будет развивать патрульную, санитарную авиацию, воздушную охрану лесов, спасательную авиацию МЧС.