Загадочна история русского средневековья. Столь же таинственны многие страницы из прошлого Тверского княжества. Но, пожалуй, нет более непонятной фигуры в пантеоне тверских князей, чем последний из них, - Симеон Бекбулатович, потомок ханов Золотой Орды. 440 лет назад, в 1567 году, он стал во главе Касимовского царства. Ученые до сих пор спорят, из каких соображений Иван Грозный отрекся от престола и передал государственную власть в руки крещеного татарина Саин-Булата.
Саша Антонова, уже знакомая нашим читателям по серии статей из истории Тверского края, предлагает собственную версию появления на царском престоле Симеона Бекбулатовича.
«За многие службы»
Современники Ивана Грозного терялись в догадках по поводу воцарения Саин-Булата, приводили противоречивые суждения. Одни видели в поступке государя желание «поставить препону» царевичу Ивану, который вознамерился сам занять отцовский престол. Другие считали, что Иван Грозный таким образом собирался решить финансовые проблемы, урезав земельные владения церкви. Третьи объясняли опасением Ивана Грозного за свою жизнь, будто бы «волхвы» предсказали русскому царю в тот год смерть.
Российская историография отвергла все три версии как несостоятельные. Действительно, царевич Иван Иванович как был, так и остался наследником русского престола после годичного правления Симеона Бекбулатовича. Земельные владения церкви нисколько за это время не уменьшились. Ну, а уж веру в волхвов назвать серьезным мотивом для передачи царского титула вассалу язык не поворачивается. Историки ограничились гипотезами, будто Иван Грозный таким образом намеревался унизить ненавистных ему бояр или дать волю необузданной жестокости, и новых идей более не высказывают, предпочитая объяснять поступки царя умственной патологией. Но так ли безумны и необъяснимы поступки Ивана Грозного?
Почти год главой русского государства являлся новообращенный христианин. Ссадив Симеона Бекбулатовича с царского трона, царь высоко оценил его заслуги: наделил обширными землями в Твери, Торжке и Микулинском уезде, а также пожаловал татарина званием слуги государева, которое давалось только ближайшим сановникам за особые услуги. Такой титул кроме Симеона был дарован лишь князю Михаилу Воротынскому, главнокомандующему русской армией, за разгром Крымской орды. Иностранным дипломатам давалось разъяснение по поводу присвоения звания слуги государева: «то имя честнее всех бояр, а дается то имя от государя за многие службы».
За какие же «многие службы» Иван Грозный так щедро отблагодарил Симеона Бекбулатовича?
Монаршие милости взамен гарема
На протяжении двухсот лет на берегу реки Оки, среди березок и елей исконно русских земель существовало мусульманское государство. История появления Касимовского ханства на рязанщине не самая славная страница в наших летописях. Прадед Ивана Грозного великий князь Василий Васильевич потерпел сокрушительное поражение от татар и попал в плен. Сумма выкупа составила по тем временам колоссальную сумму в 200 тысяч рублей, «всю казну». Возможно, обширные земли на Оке были переданы татарам как часть выкупа. Так русский городок Городец-Мещерский стал называться Хан-Керманом, или Касимовым - по имени первого владельца, казанского царевича Касима. По повелению хана здесь отстроили белокаменную мечеть и ханский дворец, устроили татарские кладбища и мавзолеи для усопших родственников правителей. Жители Касимовского царства исповедовали мусульманство, на его территории действовали законы шариата.
Русские князья выплачивали дань касимовским ханам. Лишь при Иване Грозном после взятия Казани касимовские правители перешли в вассальную зависимость от Москвы, стали получать жалованье от царского правительства. Русский царь доверил воинам хана охранять приграничные земли. Касимовские татары принимали участие в русско-ливонской войне в составе государева войска.
В 1566 году погиб хан Шах-Али и на касимовский престол сел его младший сын Саин-Булат. В отличие от отца, молодой Саин-Булат оказался посредственным военоначальником: в 1571 году касимовские татары проворонили наступление Дивлет-Гирея, который беспрепятственно переправился через Оку, дошел до Москвы и сжег ее дотла. Поразительно, но царский вассал не только не попал в опалу, но даже возглавил передовой полк в походе на литовские земли. Однако и здесь военное счастье не сопутствовало хану: по его вине царское войско проиграло сражение под Коловери. И вновь Иван Грозный проявил удивительное великодушие, назначив касимовского хана первым воеводой большого полка.
А через несколько месяцев после «повышения» Саин-Булата состоялось его крещение в селе Кушалино Тверского уезда. Новообращенный христианин принял имя Симеон. Вскоре государь выдал замуж за Симеона Бекбулатовича Анастасию Ивановну Мещерскую. Православная вера порицает многоженство, и бывшему мусульманину пришлось распрощаться с гаремом. К тому же с принятием христианства он потерял право на ханство в Касимовском царстве. Должно быть, Симеон Бекбулатович не слишком печалился по этому поводу, потому что впереди его ждала неслыханная милость.
Уж подан яд
Через два года после обращения в православную веру Симеон Бекбулатович был торжественно наречен Великим князем всея Руси (30 октября 1575 года). Двор Симеона Бекбулатовича находился в селе Кушалине, в вотчину входили села Щербинино, Березник, Мигайлово (ныне Мигалово). В Твери дворец Симеона Бекбулатовича находился на территории кремля близ Волги. Любопытно, что 105 лет назад в селе Тутани был найден колокол с надписью «слит повелением царя Симеона Бекбулатовича», но позднее колокол был утерян.
Отречение Ивана Грозного от престола и передача царской власти в руки бывшего мусульманина вызвали недовольство в боярской среде. Ближайшие советники укоряли царя: «Не подобает, государь, тебе мимо своих чад иноплеменника на государство поставляти». Государь робкие голоса недовольных слушать не стал, сделал по своему разумению, ибо речь шла о спасении жизни самого Ивана Грозного и его семьи.
Как сообщали современники, царь был уверен в том, что его пытаются извести с помощью яда. Так, в 1570 году были казнены по обвинению в попытке убийства государя с помощью отравленной рыбы князь Владимир Старицкий с семьей. Вместе с ним сложили головы царский повар и рыболовы. Как это ни странно, подозрения Ивана Грозного имели под собой реальные основания. Исследования останков царя и его сына царевича Ивана Ивановича, проведенные специалистами института судебной медицины в 1964 году, подтвердили, что в костных тканях обоих Рюриковичей содержание мышьяка, ртути и других тяжелых металлов превышало в десятки, а то и сотни раз допустимые пределы. По мнению специалистов, царь и его сын подвергались отравлению на протяжении длительного времени.
Медицина знает, что отравление тяжелыми металлами приводит к изменению психики больного. Действие ядов может проявляться через неконтролируемую ярость, склонность к садизму или сексуальную агрессию. Летописи приводят немало примеров труднообъяснимого пристрастия Ивана Грозного к пыткам и жестоким казням. Возможно, виной тому были яды.
Жертвами неконтролируемого царского гнева становились ближайшие сановники, слуги, ни в чем не повинные люди. Их имена перечислены в документе, который носит название «Синодик опальных царя Ивана Грозного». Этот документ был составлен по приказанию государя после смерти царевича Ивана Ивановича. Как выяснили ученые, в основу синодика положены списки казненных за одиннадцать лет (с 1564-го по 1575 год). Имена опальных, чью смерть государь считал своим грехом, расположены в хронологической последовательности, их количество составляет около 4000.
И вот что удивительно, списки невинно убиенных обрываются одновременно с воцарением Симеона Бекбулатовича. Как будто с появлением в Кремле крещеного татарина прекратилось воздействие отравляющих веществ на организм Ивана Грозного. Уж не спас ли Симеон Бекбулатович царя от верной гибели?
Умывая руки
Как сообщают летописи, с поставлением Симеона на царский престол Иван Грозный полностью изменил уклад жизни: снял с себя царские регалии, поселился на Петровке, «как приедет к великому князю Семиону, и сядет далеко, а Семион князь велики сядет в царьском месте». Вполне вероятно, что действия государя были продиктованы настоятельной необходимостью определить источник отравления.
Известно, что яд может проникать в организм человека через желудок, с едой или питьем, через кожный покров или путем вдыхания через легкие. Царь, наблюдая за состоянием здоровья своего двойника, должно быть, отмечал, что тот ест, пьет, какую одежду носит, к чему притрагивается и т.д.
В летописных источниках отсутствуют какие-либо сведения, почему выбор Ивана Грозного пал на крещеного мусульманина, но мы можем высказать предположение, что не последнюю роль в этом сыграли привычки татарского князя. Так, известно, что мусульмане не едят свинины, не пьют спиртных напитков, а также пять раз в день омывают руки.
Возможно, это простое совпадение, но уже через три месяца после воцарения Симеона Бекбулатовича в донесении австрийского посла появилось сообщение о переменах в поведении Ивана Грозного: царь мыл руки во время приема. В дальнейшем иностранцы подчеркивали, что, «в других случаях на частных пирах московиты, собираясь сесть за стол, рук не моют».
Вполне вероятно, царь и его сын царевич Иван Иванович последовали привычкам крещеного татарина. Вода смывала с кожного покрова рук яд, и тем самым они избавлялись от источника хронического отравления.
Любопытно, что не только царь перенял мусульманский обычай, но и Симеон Бекбулатович с годами обрусел, пристрастившись к спиртным напиткам. Спустя годы вино стало причиной его ослепления. Француз Яков Маржарет утверждал, что лично знал царя Симеона и тот ему поведал, что в село Кушалино прибыл в день его рождения человек от Бориса Годунова. В знак своей царской милости Борис посылал Симеону бочонок испанского вина. Выпив за Здоровье Бориса, Симеон вскоре ослеп. Вполне вероятно, что яд попадал в организм Ивана Грозного не только через руки, но и с вином.
Царь щедро расплатился с Симеоном Бекбулатовичем, одарив его землями Тверского удела, а также оставив престол Касимовского ханства вакантным. Последний тверской князь получил высокое звание царева слуги, скорее всего, за спасение жизни Ивана Грозного.
КОММЕНТАРИЙ
Профессор Тверского госуниверситета Юрий Смирнов - автор множества публикаций краеведческого характера. В поле его интересов попадала и биография Симеона Бекбулатовича.
- Версия Саши Антоновой может иметь место. Характерно то, что при всей своей маниакальной подозрительности Грозный полностью доверял Симеону, считал его абсолютно надежным человеком. Он не изменил России до смертного часа, несмотря на все жизненные невзгоды. Борис Годунов очень хотел перетащить его в стан своих сторонников. На свою сторону его хотели перетащить участники семибоярщины и свита короля Владислава. Симеону было несладко. В 1605 году его постригли в монахи Кирилло-Белозерского монастыря, затем сослали в Соловецкий монастырь. Но ни одному искусителю не удалось отвратить Симеона Бекбулатовича от России. Он в конечном итоге остался на стороне России Минина и Пожарского, царей Романовых.