Сколько уже слов было сказано о равенстве людей. О равенстве водителей на дороге также говорилось много. Но разговоры разговорами, а "мигалки", предоставляющие определенным категориям автомобилистов преимущество на дорогах, все равно придумали. Когда их развелось неимоверное количество, спохватились и решили с ними бороться.
Автомобилю с мигалкой уступать не обязательно
Депутаты из фракции ЛДПР внесли на рассмотрение Госдумы законопроект, который касается спецсигналов. Народные избранники предложили убрать из КоАП пункт, предусматривающий наказание за то, что водитель не предоставляет преимущество транспорту с "мигалками". Согласно законопроекту, исключение составляют только автомобили служб экстренного реагирования.
На сегодняшний день водители обязаны уступать дорогу автомобилям, которые выкрашены в определенный цвет, имеют надписи, обозначения, а также включенный спецсигнал. К подобным транспортным средствам относятся автомобили скорой помощи, правоохранительных органов и других городских служб.
По утверждению депутатов, для этой категории транспорта преимущество на дороге является просто необходимым, поскольку от этого зависит безопасность и здоровье жителей России. А вот автомобили, на которых установлены лишь спецсигналы без раскраски, не попадают в эту категорию и предоставление им приоритета нарушает принцип равенства, так считают в ЛДПР. ЛДПР давно пытается бороться с мигалками. Поддержат ли очередной их законопроект в Госдуме, покажет время. Как показывает практика, чиновники не охотно любят рассматривать вопросы, касающиеся отмены первоочередного проезда автомобилей со спецсигналами.
Наказывать не рублем, а сроком...
В КоАП в настоящее время предусмотрен штраф до 500 рублей, либо же лишение прав до 3-х месяцев за непредоставление преимущества автомобилям с нанесенными цветографическими схемами, обозначениями и надписями и включенными проблесковым маячком синего цвета, а также специальным звуковым сигналом. Штраф до 300 рублей предусматривается за непредоставление преимущества на дороге транспортному средству с включенными "мигалками" и звуковыми сигналами.
В июле этого года Госдума отклонила законопроект об уголовной ответственности за незаконную установку спецсигналов на автомобиле. Согласно этому проекту, за нелегальную установку "мигалок" предлагалось ввести штраф до 200 тысяч рублей, или арест от 3 до 6 месяцев с лишением прав на срок до 3 лет.
Правительство на этот законопроект подготовило отрицательный отзыв, в котором сообщалось, что "сейчас ответственность за установку без соответствующего разрешения на транспортном средстве устройств для подачи специальных звуковых и световых сигналов уже предусмотрена в статье 12.4 КоАП. Если принять этот законопроект, то нормы УК и КоАП будут конкурировать, что приведет к констатации наличия коррупционного фактора".
Представители Верховного Суда, которые также готовили свой отзыв, считают, что для введения уголовной ответственности необходимы веские основания. Они полагают, что в парламенте не предоставили доказательств того, что действующие в настоящее время нормы являются неэффективными.
Что говорит статистика?
За последний год автомобили, оснащенные проблесковыми маячками, причинили неудобства каждому пятому жителю России. Такие данные предоставил Всероссийский центр изучения общественного мнения, проведя опрос в 138 населенных пунктах страны. При этом недовольных "мигалками" в Москве и Питере вдвое больше - 44 процента. Как сообщают социологи, примерно 21 процент опрошенных выступает за изъятие "мигалок" у администрации Президента, столько же - за лишение мигалок премьер-министра. Около 53 процентов респондентов предлагают изъять "мигалки" у депутатов Госдумы и членов Совета Федерации, около 43 процентов предлагает лишить спецсигналов транспорт представителей судебной власти, правительства и законодательных собраний субъектов федерации.
17 процентов респондентов высказались за лишение "мигалок" машин экстренных служб, а 8% выступает за полный отказ от проблесковых маячков. Только шесть процентов россиян считает допустимым использование "мигалок" всеми государственными структурами. Как показывает опрос, автомобили с мигалками (речь не идет о скорой помощи и полиции) людям порядком надоели.
Проблема с мигалками особенно остро стоит в Москве и крупных городах. Чаще всего автомобили с "мигалками" утром едут в центр Москвы, а вечером - за город. Но есть примеры и в других городах России, когда "особо приближенные" машины не обращают внимания ни на дорожную ситуацию, ни на знаки, сгоняя "крякалкой" всех автовладельцев с левой полосы.
Как показывают спецрейды ГИБДД, по дорогам страны ездит большое количество машин с незаконно установленными спецсигналами, которые, в частности, приводят к серьезным трагическим последствиям. Так, в Архангельской области за этот год было совершено 27 ДТП с участием автомобилей с мигалками, в которых пострадало 2 человека.
Боремся с количеством мигалок
С 1 июля этого года в России число мигалок уменьшили практически вдвое - с 969 штук до 569. Спецсигналы отозвали у руководителей крупных федеральных агентств(Ространснадзор, Росздравнадзор, Роспечать), глав региональных законодательных собраний, аппарата правительства, ряда министерств, руководителей ФМС, Счетной палаты, ЦИК и Банка России.
Как сообщает пресс-служба администрации Президента, указ принят "в целях повысить безопасность дорожного движения". К основным положениям относится запрет на применение главами регионов транспортных средств, которые оборудованы спецсигналами, вне территории возглавляемых субъектов Федерации. Другими словами, не могут быть сосредоточены в одном месте все 569 машин с мигалками.
Указ четко регламентирует порядок установки мигалок. Как передает пресс-служба, "запрещается закреплять автомобили со светографикой и спецсигналами за должностными лицами, в обязанности которых не входит оказание неотложных действий по защите здоровья и жизни граждан".
К тому же, указом запрещается "нецелевое использование автомобилей, на которые установлены мигалки при наличии цветографических схем на поверхности этих транспортных средств".
Согласно официальной информации, ФСБ получила право устанавливать спецсигналы на 197 своих автомобилей. На втором месте МВД - сто единиц. Исполнительным органам государственной власти досталось 83 мигалки, ГФС России - 60, Генпрокуратуре - 30, Правительству - 28, Минобороне и администрации президента - по 20, Госдуме - 8, а Совету Федерации - 5. Таким структурам, как СВР, ГУСП, ФСКН, Управление делами Президента, Росфинмониторинг и ФАС досталось только по одной мигалке.
Федеральную антимонопольную службу лишили мигалки. Однако в ФАС Архангельской области заявили, что не видят в этом никакой проблемы. Более того, они считают, что "на дорогах все автомобилисты должны иметь равные права".
У губернатора Архангельской области мигалка осталась, но ее использование теперь ограничено территориально. Он может передвигаться на автомобиле с включенным проблесковым маячком исключительно в границе своей области.
Нелегальные мигалки
Все эти нововведения касаются исключительно законно установленных спецсигналов. Но что делать с незаконно установленными, которых развелось огромное множество? Любой человек может прийти на авторынок и приобрести мигалку за 5 тысяч рублей.
Даже некоторые чиновники не брезгуют устанавливать нелегальные мигалки. Что уж говорить о бизнесменах, имеющих большой автомобильный парк. Проблема заключается в том, что водителю машины с нелегальной мигалкой (заметьте, водителю) грозит лишение прав. У собственника транспортного средства конфискуют прибор и снимут номера. То есть любой Бизнесмен может уволить водителя, вернуть номера автомобилю, купить новую мигалку и снова пользоваться незаконными привилегиями.
Поэтому введение огромной, практически непосильной ответственности за установку спецсигналов (штраф в 200 тысяч рублей либо арест на шесть месяцев) кажется, вполне обоснованным. Такое ужесточение сможет навести хотя бы элементарный порядок. Почему водитель, не уступивший дорогу бизнесмену, купившему мигалку, должен платить штраф, а этот горе-бизнесмен отделываться легким испугом? Как-то несправедливо...