Алексей Лебедь, бывший председатель правительства Хакасии, а ныне депутат Государственной Думы РФ, на брифинге в Абакане 2 сентября объявил о своем выходе из партии "Единая Россия". Новость сразу же стала топовой на лентах всех федеральных информагентств, хотя некоторые местные СМИ об этом его демарше просто умолчали.
Впрочем, и без их помощи сенсация получилась громкой. Пожалуй, впервые в новейшей истории Хакасии полковник Лебедь публично продемонстрировал, что его еще рано списывать в запас. О том, как это было, – в материале нашего корреспондента.
Предыстория
В "Единую Россию" Алексей Лебедь вступил весной 2005 года. Причем, как признается он сейчас, даже не понял, как из сторонников стал практически сразу членом партии. Хотя ничего удивительного в этом нет. И тогда, и сейчас быть главой региона и при этом не входить в ряды партии власти, мягко говоря, неприлично. Более того, чревато.
Вот как в марте 2005 года он прокомментировал свое превращение в видного единоросса.
– Я подумал и принял такое решение, ответственно вступить в партию "Единая Россия". Так мудро. Если опираться на опыт великих людей, то можно сказать так, что человека, который не загадывает далеко, непременно ожидают близкие беды. Понимая конъюнктуру вообще и необходимость выполнять свои обещания. Я не хочу терять время на пустые какие-то кадровые перестановки или решение тех или иных проблем, связанных лично со мной или же с кабинетом, который я возглавляю. А больше посвятить его решению проблем социально-экономического развития нашей республики. Так, я думаю, правильно, так мудро и, надеюсь, мои избиратели и жители республики меня поймут правильно.
Спустя шесть с половиной лет, видимо, пришло то время, когда уже настоящему Алексею Ивановичу пришлось "достать заветный ключик". Как и в 2005 году, так и сейчас, на брифинге он не стал скрывать, что вступал в партию "из конъюнктурных" соображений, что, возможно, и не делает ему чести, даже несмотря на то, что по этим же соображениям в партии оказался далеко не он один. Однако признаться в этом публично дано не каждому. Лебедь это сделал в 2005 году. Повторил и сейчас, при этом стараясь не переходить на личности, а вот это дано далеко не каждому.
– Я не хотел бы использовать наш сегодняшний брифинг для того, чтобы начать критиковать своих соратников, до сегодняшнего дня, по партии, ее планы, свершения – оставим это политическим оппонентам системным и несистемным, – заявил Лебедь журналистам. – Я хочу подчеркнуть, что не перебегаю, не перехожу из партии в другую партию. Я просто выхожу. Понимая, что каждый человек должен жить по совести, иметь активную жизненную позицию и иметь право высказывать собственное мнение вне партийных установок и вне всяких условностей, которые имеют место в настоящее время. По-прежнему я продолжаю исполнять обязанности депутата Государственной Думы до окончания срока полномочий. По-прежнему я работал, работаю и буду работать на благо народа Хакасии. И рядом с собой хотел бы видеть людей, которые желают добра Хакасии, желают ее процветания и желают решать конкретные проблемы конкретных людей нашей республики.
Стоит ли говорить, что такого финта от Лебедя в местном отделении "Единой России" не ожидали. Скандал на старте предвыборной гонки – вещь далеко не из приятных. Однако же постарались сдержать удар и отреагировали официальным заявлением за подписью руководителя регионального исполнительного комитета ХРО "Единая Россия" Сергея Можарова.
– Для руководства Хакасского регионального отделения "Единой России" это не стало особой неожиданностью, – говорится в нем. – В последнее время Лебедь редко появлялся в Хакасии, не общался со своими избирателями. Он почти не посещал заседаний регионального политсовета партии, членом которого являлся. Не приехал на региональную партийную конференцию... Видимо, работа в партии и в республике Алексею Ивановичу стала ненужной.
В принципе, в последнее время в республике вспоминать добрым словом ни Алексея Лебедя, ни и его правительство не принято. Но столь откровенно и публично упреки в адрес Лебедя-депутата прозвучали впервые. Поэтому наш журналист попросил господина Лебедя прокомментировать столь неудовлетворительную оценку его деятельности.
– Если честно, то вступать в какую-то перепалку я не хочу. Я уже оторвал эту страничку своей истории. Относительно того, что я редко бывал в Хакасии и встречался с избирателями – все это легко подтверждается документально: авиабилетами, отчетами в Госдуме, работой моей приемной в Абакане. В конце концов, о том, как часто я здесь бывал, можно судить по тому, как часто мне предоставляли "Волгу" из гаража правительства республики. Там все записано. Опять же зачем мне спорить с человеком, который больше чем на два десятка лет моложе меня? С ребенком я спорить не буду, тем более, что, думаю, он не сам это сказал, ему кто-то подсказал. А то, что он подписал, – это уже его дело. За меня – народ. И будущее это покажет, – заявил Лебедь.
Страх сильнее чести
Будущее – это, надо полагать, предстоящие выборы в Государственную Думу. Скорее всего, пойдет на них господин Лебедь по спискам партии "Справедливая Россия", что вовсе не означает, что он намерен становиться ее членом. В конце концов, "Единую Россию" господин Путин возглавляет, даже не являясь членом этой партии. А для справделивороссов Лебедь, безусловно, – находка. Его знают, помнят и, несмотря на прошедшее с момента отставки время, уважают. Поэтому непонятно, зачем "ЕР" надо было так старательно и целенаправленно все это время портить с ним отношения. Недоумение вызывает недальновидность местных политиков, которые свои амбиции поставили выше интересов своей партии, по рейтингу которой Лебедь нанес, возможно, ощутимый удар. По крайней мере, здесь, в Хакасии. И что ожидать от него еще – неизвестно. Как показали последние события, он пока не разучился преподносить политические сюрпризы.
А вот реакция власти оказалась достаточно предсказуемой и, прямо скажем, по-детски неуклюжей. На следующий день, 3 сентября, в театре кукол "Сказка" было открытие 33-го театрального сезона. Как развивались события дальше, нашему журналисту рассказал непосредственный их участник Алексей Лебедь.
– Я позвонил директору (Игорю Окольникову – прим. ред.), спросил, можно ли мне приехать, поздравить артистов и зрителей с открытием театрального сезона. "Да-да", – ответил он мне. Я приехал. Мы посидели у него в кабинете, попили чай, поговорили. Но, когда я уже стоял за кулисами, он вдруг подошел ко мне и попросил уйти со сцены. "Мне позвонили, – сказал он. – У меня будут большие неприятности, если вы здесь выступите". Я не знаю, вернее догадываюсь, что произошло за то время, как я прошел за кулисы, и, может быть, по-человечески могу понять и самого Окольникова, который оказался в такой ситуации. Но уходил я из "Сказки" с тяжелым чувством. И чтобы я дальше работал с такими людьми? Нет.
Нужны ли после этого еще какие-то комментарии? Не будем также выяснять, что так напугало директора ведущего театра не только республики, но и страны. Однако испуг, похоже, был столь велик, что страх потерять свою честь по сравнению с ним – ничто. Неужели и вновь пришли такие времена?
Вместо комментария
– Для того, чтобы поддержать свое амплуа человека, склонного к изучению и распространению всяких поэтических текстов, хотел бы вам в завершении этого вопроса просто почитать стихи поэта Юрия Галанскова, который написал их в 1964 году. Поэтому все, как пишут в фильмах, сравнения, не имеют под собой никаких оснований. Стихи называются "Человеческий манифест", – обратился на брифинге к журналистам Алексей Лебедь.
Сегодня "ШАНС" публикует небольшой финальный фрагмент этого произведения.
– Падаю!
Падаю!
Падаю!
Вам оставляю лысеть.
Не стану питаться падалью —
как все.
Не стану кишкам на потребу
плоды на могилах срезать.
Не нужно мне вашего хлеба,
замешанного на слезах.
И падаю, и взлетаю
в полубреду,
в полусне.
И чувствую, как расцветает
человеческое
во мне.
Привыкли видеть,
расхаживая
вдоль улиц в свободный час,
лица, жизнью изгаженные,
такие же, как и у вас.
И вдруг, —
словно грома раскаты
и словно явление Миру Христа,
восстала
растоптанная и распятая
человеческая красота!
Это – я,
призывающий к правде и бунту,
не желающий больше служить,
рву ваши черные путы,
сотканные из лжи!
Это – я,
законом закованный,
кричу Человеческий манифест, —
И пусть мне ворон выклевывает
на мраморе тела
крест.
Вот такие неплохие стишки написал поэт Юрий Галансков. Все претензии к нему. Спасибо за внимание, – прокомментировал расставание с партией Алексей Лебедь, поставив тем самым жирную точку в своем совместном с "Единой Россией" сосуществовании.