Рано или поздно история возвращает нам забытые имена, достойные того, чтобы их знали и помнили. Отечественная война 1812 г. явила миру немало замечательных героев, среди которых известные полководцы, генералы действующей армии, командиры рот и батальонов, полков и бригад, от воинского умения и личного мужества которых зависел победный исход любого сражения. Одним из таких командиров был генерал-майор гвардейской артиллерии Александр Иванович Марков, бывший торопецкий помещик, портрет которого хранится в Военной галерее Зимнего Дворца, а имя золотом выбито на одной из мраморных плит Георгиевского зала Кремля. К сожалению, сегодня нам остается по крупицам восстанавливать биографию этого человека, чья жизнь - без всякого преувеличения - отдана служению во благо Отечества.
Александр Иванович Марков родился в 1781 году на Украине, в Полтавской губернии, в семье чиновника. Семнадцатилетним юношей окончил 2-й кадетский корпус, из которого в 1800 г. был выпущен в службу подпоручиком. В 1805 году принимал участие в битве при Аустерлице, в январе 1807-го - при Прейсиш-Эйлау (за мужество получил Золотой Крест), в июне этого же года - в сражении у города Фридланд. Только в течение 1805-1807 годов отважный артиллерист стал участником двадцати сражений. О решительности, проявленной А. М. Марковым в эту раннюю пору своей службы, свидетельствует следующий факт, сообщаемый генералом А. П. Ермоловым в своих "Записках". В сражении при д. Гоф 25 января 1807 г. наши войска были расположены столь неудачно, что французы при первых же атаках одну из батарей захватили мгновенно. "Начальник другой батареи, - рассказывает Ермолов, - поручик Марков, рассыпав картечью подавляющий его Ольвиопольский гусарский полк, остановил неприятеля, его преследующего, и обратил с уроном".
Затем в жизни Маркова последовала пятилетняя мирная пауза, в 1812 году прерванная наполеоновским нашествием. В то время А. И. Марков командует 23-й конной артиллерийской ротой 1-й запасной артиллерийской бригады в составе 1-го отдельного пехотного корпуса П. Х. Витгенштейна. В октябре 1812 года капитан Марков отличился при взятии Полоцка, в ноябре - в сражении у реки Березины. За храбрость, проявленную в сражении у испанского города Лабио, уже подполковник Марков награжден золотой саблей. После успеха 27 апреля 1813 года в сражении близ города Галле ему присвоено звание полковника. "За отличную храбрость" (слова приказа) при боях у Бауцена 8-10 мая Александр Иванович награжден высшей военной наградой - орденом Святого Георгия IV степени, который выделялся среди других российских орденов как награда за личную доблесть в бою. Заслуги, за которые офицер мог быть удостоен такой награды, строго регламентировались статутом ордена: "Ни высокая порода, ни полученные пред неприятелем раны не дают право быть пожалованным сим орденом: но дается оный тем, кои не только должность свою исправляли во всем по присяге, чести и долгу своему, но сверх того отличили еще себя особливым каким мужественным поступком, или подали мудрые, и для Нашей воинской службы полезные советы…".
Звездный час А. И. Маркова - Битва народов, произошедшая в октябре 1813 г. у города Лейпцига. Сокрушительным огнем его рота остановила натиск французов (дивизии Патко и Аме), спасла от пленения императора Александра и короля Пруссии Вильгельма-Фридриха и, как отметил командующий русской армией Барклай-де-Толли в "Журнале военных действий", "отличила себя примерно, … первая положила основные победы…". После этой битвы немецкий монарх возложил на Александра Ивановича знаки высшего Прусского ордена "Красного орла" с лаврами, а русский царь - алмазные знаки ордена Святой Анны.
В кампании 1814 года А. И. Марков участвовал в сражениях при Бриен-ле-Шато, Васси, Ножане и при штурме крепости Фальсбург. 5 февраля 47-тысячная французская армия во главе с Наполеоном атаковала при Мормане 4-тысячный русский отряд графа Палена; в происшедшем жестоком бою рота Маркова понесла огромные потери. Явившийся к главнокомандующему Барклаю-де-Толли с докладом о гибели своей роты, Марков был встречен словами: "Я знаю, как вы потеряли орудия. Пусть бы все неприятелю попавшиеся доставались ему не иначе… Не унывайте; поезжайте за Рейн в резерв и там формируйте себе новую роту". Александр Иванович, однако, умолял главнокомандующего позволить ему остаться. "Что же ты там будешь делать без пушек, без людей, без лошадей?" - спросил удивленный Барклай. "Пушек вскоре мы наберем от французов, - отвечал Марков, - людей же и лошадей вы пожалуете, какие попадутся". Фельдмаршал разрешил, и уже через 10 дней после погрома у Мормана А. И. Марков с воскрешенной им ротой участвует в сражении при Бар-сюр-Об, сильным огнем преследуя отступающие наполеоновские войска. "Вы выиграли это сражение", - сказал Александр I отважному командиру, поздравляя его с производством в генералы и назначением начальником артиллерии 2-го корпуса.
Командование Александра Ивановича Маркова было решающим в битве под Фер-Шампенуазом, где бок о бок сражались русские и австрийцы. После этого боя австрийский император вручил генералу орден Святого Леопольда. За Фер-Шампенуазом последовало взятие Парижа, и на этот раз заслуги боевого генерала были отмечены орденом Святой Анны I степени.
Однако такие люди, как А. И. Марков, незаменимы в дни грозной опасности: без их таланта, ума, мужества тогда не обойтись. В дни мира они не нужны: в 1815 году генерал уходит в отставку, но вскоре вынужден (из-за отсутствия материальных средств) вернуться на армейскую службу - начальником 1-й артиллерийской дивизии. За успехи в обучении подведомственных войск он неоднократно поощрялся, но, видимо, принципиальное и независимое поведение генерала не очень-то импонировало Николаю I и его ближайшему окружению. Придравшись к случайному взрыву в помещении артлаборатории (без человеческих жертв) и подсчитав расходы на ее восстановление, А. И. Маркова по суду отстранили от службы, сослав на жительство в имение жены - село Аполец Торопецкого уезда Псковской губернии. По косвенным сведениям - воспоминаниям дочери - в то время Александр Иванович писал мемуары (они не сохранились), много читал. Ссылка и полицейский надзор продолжались целых девять лет - с октября 1828 года по 1839 год. Свободным человеком кавалер четырнадцати орденов пробыл перед смертью очень недолго - всего четыре года. Краткий некролог из "Псковских губернских ведомостей" за 15 декабря 1843 года гласит: "28-го числа истекшаго ноября скончался после продолжительной болезни в Великолуцком уезде в сельце Давыдове отставной Артиллерии Генерал-Майор Александр Иванович Марков, отличавшийся храбростию как в Отечественную войну 1812 года, так равно и в кампаниях 1813 и 1814 годов". Похоронен герой на сельском кладбище погоста Слауй Великолукского уезда 1 декабря 1843 года.
15 марта 1844 года "Псковские губернские ведомости" поместили официальное сообщение о "Всемилостивейшем назначении вдове Раисе Марковой с дочерьми её Клеопатрою, Александрою, Раисою и Надеждою пенсиона: самой вдове 600 рублей ассигнациями и столько же дочерям". А в январе 1857 года официальная хроника известила, что вдове генерал-майора Раисе Михайловне Марковой её дети отделили недвижимое имение, оставшееся от их отца - генерал-майора Александра Ивановича Маркова, 86 душ в деревне Фалилеевой Торопецкого уезда к пустоши при других деревнях. Деревня Фалилеево Платиченской волости находилась в 28 верстах от уездного города Торопца Псковской губернии. Таким образом, дореволюционные газеты не зря считали генерала Маркова нашим земляком - торопецким помещиком.