Поза при отсутствии позиции и присутствие бышего руководитея штаба Евгения Шаповалова Павла Скурского – такие самые яркие впечатление вызвала состоявшаяся в пятницу в ДК «Строитель» презентация и установочная конференция общественной организации «Блок Петра Гончарука «Единый Бердянск». Хотя, нет. Еще бросилось в глаза карнавальное разноцветие воздушных шариков и, без тени сомнения, хорошие выступления творческих коллективов, которые, судя по всему, должны были создать атмосферу праздника.
Снова неубедительные оправдания
Однако чуда не произошло, и от лидера блока Петра Гончарука ничего нового собравшиеся не услышали. Известный бердянский чиновник, умуд-рившийся поработать первым замом у двух мэров – абсолютных противоположностей: Валерия Баранова и Евгения Шаповалова – особое внимание в ходе своего выступления уделил не четкому обозначению своей позиции, не новым идеям и предложениям, а объяснению как раз того, как мог произойти такой жизненный парадокс. Тут опять же ничего нового сказано не было.
Петр Адольфович в очередной раз заявил, что причина, по которой он, вопреки своим же заверениям, не ушел из исполкома после поражения на внеочередных выборах мэра Бердянска, ну конечно же, не какие-то личные интересы, а исключительно любовь к городу. Мол, к нему, как к спасителю, обращались с просьбой остаться многие бердянцы, опасавшиеся, что пришедшая к власти команда «народного» мэра попросту загубит курортный сезон-2008. Это первая причина. А вторая: по словам Петра Гончарука, только оставаясь первым замом, он мог «довести до конца» разработанные ранее программы («Программу развития Бердянска как курорта государственного значения», «Программу капитального ремонта жилого фонда Бердянска» и др.).
Злые языки, правда, говорят о том, что Петр Адольфович оставался в исполкоме исключительно с целью соблюдения своих экономических интересов. И хотя нам абсолютно не хочется верить в это, мы не можем не констатировать следующие факты. Во-первых, сезон лета-2008 мало отличался от сезона лета-2009. То есть присутствие Петра Адольфовича в должности первого зама тут никак не сказалось. Город плохо подготовился к лету, как в прошлом году, так и в этом, и оба сезона оказались провальными.
Во-вторых, если вести речь о программах, то любую из них можно считать доведенной «до конца» не тогда, когда она прошла согласования в министерствах, а лишь тогда, когда она реализуется и воплощается в жизнь. А реализации этих программ как раз и не наблюдается, и не наблюдалось.
Зато, оставаясь официально после выборов вторым человеком в городе, Петр Гончарук так или иначе разделяет ответственность за «Бердянский успех» Евгения Шаповалова. Потому что как бы ни пытался Петр Адольфович представить себя в роли самостоятельной фигуры, при Валерии Баранове он был членом команды Баранова, а и при Евгении Шаповалове он был членом команды Шаповалова. Поэтому и программы он должен был в силу подчиненности выполнять не столько свои, сколько своего непосредственного руководителя, то есть мэра. Кстати, и вопрос «остаться на своей должности или уйти» Петр Гончарук мог решать только в том случае, если была воля Евгения Шаповалова на это. А поскольку такая воля нового мэра была – это может свидетельствовать о том, что между Евгением Шаповаловым и Петром Гончаруком были определенные договоренности еще на этапе выборов.
Вспомните, как активно Петр Гончарук боролся в прошлом году за то, чтобы остаться именно первым замом. Роль просто заместителя его явно не устраивала, хотя это никак не мешало ему заниматься его проектами.
Так что с учетом всего этого образ Спасителя города как-то мало вяжется с конкретными действиями Петра Гончарука, а главное – с результатом. Он – результат – пока трагикомичен.
И, кроме того, очень маловероятно, чтобы такой опытный и грамотный управленец, каким считает себя Петр Гончарук (а он и в самом деле неплохой чиновник), не понимал, что в новой команде нового мэра ему просто не дадут работать так, как видит он сам. Неужели не понимал, что наступит момент – и его используют в качестве «стрелочника», в качестве виновника всех неудач нового мэра и его команды? Во всяком случае, как нам известно, Петра Адольфовича его прежние коллеги предупреждали о том, что его все равно «кинут». Используют и кинут. Но он упорно держался за место.
И как же можно было работать с теми, кто врет?
Собственно, сам Петр Адольфович это и подтверждает. На презентации блока он рассказал следующее. Вдумайтесь в эти слова.
«Когда меня назначили руководителем реконструкции «народной лестницы», – вспоминал со сцены Петр Адольфович, – я сразу сказал, что до первого июня не успеем. Но в ответ услышал: «Ничего! Главное начать. Как-нибудь успеем. А не успеем – так отбрешемся»
Как же так? Да любой принципиальный человек, услышав такое, осознав, что ответственен за успех именно он как руководитель штаба, и никто другой, развернулся бы и ушел. О какой роли спасителя можно говорить, если тебя вынуждают обманывать людей, если твое руководство демонстрирует столь несерьезный подход? Да сразу надо было разворачиваться и уходить. По крайней мере, необходимо было отказаться от руководства стройкой. Но Петр Гончарук ничего этого не сделал.
«Начали работу, – продолжил он свой рассказ. – Но там оказалось все не так просто. Сверху идет дорога. Если что-то сделать неправильно, то она рухнет. К тому же, никто не мог толком сказать, что под лестницей. Естественно, к 1 июня завершить реконструкцию никак не успевали. Но вот в марте я приезжаю из командировки и узнаю, что причина срыва срока реконструкции – во мне, оказывается, не того руководителя назначили».
После такого уже, казалось бы, нельзя мириться с происходящим беспределом. На этот раз уж точно любой честный и принципиальный человек обязан был уйти, хлопнув дверью. Ведь речь, в конце концов, идет о собственной репутации. Но нет, Петр Адольфович уходит только в отпуск. О том, что он не вернется больше в исполком, сообщает не сам первый зам, а его преемник Сергей Ткаченко.
Сам же Петр Адольфович сообщил о своем уходе только в июне. Напомним, тогда была абсолютно невыразительная пресс-конференция. Было видно, что Петр Адольфович обижен. Но не больше. А самое главное – не было его личной позиции. Кстати, как показала презентация блока Гончарука «ЕБ», за прошедшее с июня время эта позиция у Петра Адольфовича так и не появилась. Поза была, но не позиция. Единственное, что, в отличие от июня, Петр Гончарук позволил себе в октябре, – это критика Евгения Шаповалова и его команды. Собственно, даже не столько мэра, сколько «команды власти» – эдакого обтекаемого понятия.
Странное объединение
Кстати, довольно странно было видеть на презентации Блока Гончарука и на первой странице информационного листка «Единый Бердянск» бывшего руководителя избирательного штаба Евгения Шаповалова Павла Скурского. Он не выступал, но архитектор шаповаловского «успеха», похоже, взялся за «успех» гончаруковский. Понять Павла Скурского можно. Он считает себя политтехнологом и будет на выборах зарабатывать деньги. Сложнее понять Петра Гончарука. Как-то в интервью нашей газете Иван Бастрыга назвал Павла Скурского и Вадима Тихонова «изгоями» в Запорожье. Говорил, что предупреждал об этом Евгения Шаповалова. И Иван Михайлович в этой оценке отнюдь не одинок. Тот же Евгений Шаповалов сначала его не слушал, а потом, когда Тихонов стал центральной фигурой скандала со взяткой, «открестился» сначала от одного запорожца, а потом и от другого.
И вот теперь на фоне избирательной кампании в Запорожье, где можно заработать куда большие деньги, чем в Бердянске, Павел Скурский снова появился в нашем городе, но на этот раз уже в окружении Петра Гончарука.
Говорят, что может присоединиться к этой новой команде и находящийся под следствием Вадим Тихонов. Но нам в это не хочется верить. Потому что Петр Гончарук при всех своих минусах – человек все-таки неплохой.
Сегодня в качестве руководителя Бердянского филиала Торгово-промышленной палаты, он, наверное, как никогда ранее, на своем месте: шум-гам, семинары, встречи, тренинги, проекты и… никакой конкретной работы. Футбольную жизнь города тоже сложно представить без Петра Адольфовича.
Но для политики и для участия в управлении городом нужна Позиция, необходима четкая шкала Приоритетов, Последовательность и Твердость в действиях. А этого, к сожалению, Петр Адольфович не демонстрирует. «Испеченный» Валерием Барановым, а потом ставший под знамя Шаповалова, Гончарук так и не стал самостоятельной Фигурой.
Но время до выборов есть, и если Петр Адольфович сможет извлечь уроки из прошлого, если сделает выводы, то дай Бог... Автор: Владимир ДЕМИН, Павел ИЩУК