О тарифах ЖКХ сегодня пишут все. Информация разнообразная, однако сводится к одному — растут! И конца этому процессу не предвидится, но лучше от этого в наших подъездах не стало. Одним словом, тема ЖКХ болезненна. Говорить об этой боли мы будем сегодня с депутатом Верховного совета РХ Олегом Ивановым.
– Олег Альбертович, резкий рост стоимости услуг жилищно-коммунального хозяйства вызвало серьезное напряжение в обществе. "ШАНС" пытался выяснить причины такого подорожания в Госкомитете по тарифам и энергетике Республики Хакасия, где нам разъяснили причины повышения тарифов и некоторые законодательные нормы, "благодаря" которым это стало возможно. Подробности – в №7 (1029) за 17-23 февраля 2011 года. У вас есть свое мнение по этому вопросу?
– Безусловно. Дело тут в том, что энерго- и теплоснабжающие организации и управляющие компании уже изначально закладывают для себя большую прибыль. Делают они это ловко, оформляют не как прибыль, а как расходы. И там учитывают, что надо и что не надо. А население, по их замыслу, будет за все это платить. Все это не объективная необходимость, не уровень реальных расходов на предоставление жилищно-коммунальных услуг, а желание максимально обогатиться за счет граждан. И это главный вопрос. Но не менее главный – за что мы платим! За неотремонтированные подъезды и разбитые двери? Кстати, платим за это ежемесячно! С жильцов, не оплативших коммунальные услуги, управляющая компания рано или поздно сможет получить оплату. Жильцы сами заплатят или их заставят это сделать в судебном порядке. А жильцы коммунальные услуги за прошлое не получат уже никогда. Им уже никто и никогда не возместит компенсацию за непредоставленные коммунальные услуги и не пересчитает стоимость того, за что они заплатили.
– Можно ли навести порядок в многоквартирных домах городов и районов Хакасии?
– Можно. Активизировать работу надзорных органов и прокуратуры в жилищно-коммунальной сфере. Вплоть до привлечения лиц, виновных в несоблюдении требований обслуживания объектов ЖКХ к уголовной, административной и граж-данско-правовой ответственности. В частности, Роспотребнадзор должен заниматься и контролировать соблюдение санитарных норм обслуживания жилых домов, а посмотрите, в каком состоянии дома и придомовые территории в Абакане по адресам: улица Жукова, 74, 92, улица Пушкина, 98, улица Ленина, 40А ("Енисей"). В каком состоянии внутренняя отделка подъездов в этих домах! Многие дворы завалены бытовым мусором, который ненадлежащим образом вывозится и убирается!
Во многих домах жилого фонда полностью отсутствует пожарная безопасность и нет укомплектованных пожарных щитов на "всякий пожарный". Этим должны заниматься, но не занимаются органы Госпожнадзора.
За целевым использованием денежных средств, поступающих от жильцов и из бюджетов на содержание жилищного фонда, должны следить органы прокуратуры. Плохо следят! Надзорные органы в республике парализованы, им по-нормальному не поставили задачи в сфере жилищно-коммунального хозяйства. А сами они так себе... Они в этом направлении по-настоящему не работают, а ждут какого-то заветного сигнала свыше.
ТСЖ или
"республика ШКИД"
– Что делать в таком случае? Как вы оцениваете действующую коммунальную политику, может быть, есть смысл затронуть идею создания товариществ собственников жилья?
– По этому вопросу скажу однозначно — слабое участие в решении коммунальных проблем муниципалитетов, республиканской власти – не что иное, как форма самоустранения государственных и муниципальных структур от решения вопросов жилищно-коммунальной сферы и перекладывание этой головной боли на граждан. Но именно у государственных структур и муниципалитетов есть в распоряжении и материальная база для решения всех жилищно-коммунальных вопросов, и инструментарий, и подготовленные кадры с укомплектованными службами, но, несмотря на это, они делают все, чтобы оставить сейчас население наедине с решением этих задач. Собственники жилья должны заниматься своими делами, своей работой, им не обязательно вникать в проблемы ЖКХ, которые они оплачивают в полном объеме своей управляющей компании. Сегодня мы наблюдаем, как государство уходит из общества, предоставляя тому совершенно бессмысленную самостоятельность в установлении на многоквартирных домах "республики ШКИД", которую создавали беспризорники в известном кинофильме. И органы республиканской власти пожимают плечами: мы-то тут ни при чем! Это не хозяйская, не мужская позиция — жить по принципу "моя хата с краю", а все вопросы пусть решают самоуправляемые ТСЖ. Конечно, ТСЖ должны создаваться, должны делиться своим положительным опытом, но создаваться они должны по мере созревания и по мере того, как люди будут сами стремиться к этому. А вот содержать наши дома в порядке необходимо уже сейчас.
О государственном
решении или бардак
в подъездах
– То есть вы считаете, что состояние жилья — это, в первую очередь, государственная проблема?
–Да! Одна из основных государственных проблем! Основные критерии, по которым можно судить о качестве государственного управления, – это превышение рождаемости над смертностью, обеспеченность граждан жильем, профессиональная занятость населения, доступ к образованию, низкий уровень и постоянное падение безработицы, рост уровня доходов населения, правовой порядок в стране, правильное расходование бюджетных средств. Вообще жилье занимает одно из ведущих мест в системе ценностей общества. Его состояние, комфортабельность, эстетичность должны радовать, а не портить настроение. Поэтому одной из основных задач губернатора должно стать состояние жилищно-коммунальной инфраструктуры в республике. Причем задачи эти решаемые — не надо ничего выбивать в Москве. Достаточно не самоустраняться от решения этих проблем и заставить работать тех, в чьи обязанности входит контроль за порядком в этой сфере республики. Ответственные посты в министерствах и ведомствах должны занимать не "свадебные генералы", которые получают высокие зарплаты и премии, а боевые люди, способные поручить, спросить, поставить вопрос ребром, эффективно организовать работу, залезть на крышу, в подвал и проконтролировать! Которые понимают, что делают ответственное дело. Потребовать от муниципалитетов в самые кратчайшие сроки устранить коммунальное безобразие. И, поверьте мне, порядку сразу бы прибавилось!
– Неужели есть управляющие компании, которые способны работать и работают добросовестно?
– В коммунальной сфере трудится немало добросовестных специалистов и руководителей. Приведу пример: Евгений Иванович Кочев — начальник ООО "ЖЭУ-2" – очень учтивый человек. Всегда уточнит проблемный вопрос, запишет себе в ежедневник и делает то, что обещает. Приведу другой пример грамотного подхода к коммунальному делу в Черногорске: Николай Васильевич Петриченко, который все средства, которые зарабатывает и изыскивает, вкладывает в благоустройство домов и дворовых территорий, которые обслуживает, понимая, что жильцам уже сейчас необходимо жить комфортно и уютно.
В противовес этим примерам можно привести целый ряд безобразий, о которых пишут мне люди. Вот, например, письмо из Аскиза:
"В квартире холодно, температура достигает 16 градусов, сыро, и по стенам течет вода". Из Абакана, от жителей дома №56 по улица Ленина: "В подъездах нашего дома всегда холодно, как на улице, стены обшарпаны, в подъездах грязно, не убираются, антисанитарное состояние. В коридорах лампочки мы вкручиваем сами, управляющая компания этим не занимается". Жители дома №98 по улица Пушкина сообщают: "Уборка происходит плохо и несвоевременно. Проводка оголена, хаотически свисает. Стены разбиты и обшарпаны, ступеньки разбиты, паутина, на стенах грибок. И это не весь перечень бардака в нашем доме". Вот заявление от коллектива школы №10: "Стоимость тарифов выросла в 200% и составляет 5-7 тысяч рублей в месяц, а оклад учителя равен 4 тыс. руб.".
На рост тарифов жалуются и жители дома №120 по улица Чертыгашева. А это письмо из Саяногорска – вообще аннекдотичная ситуация! Жители жалуются, что отбор горячей воды для бытовых нужд, в том числе и для приготовления пищи, осуществляется из труб отопительного водоснабжения, что противоречит, как вы понимаете, санитарным нормам и... просят пересчитать оплату за ГВС как за воду техническую!
О чем еще тут можно говорить?!
– Так чего же не хватает в республике для наведения коммунального благополучия?
– В Хакасии отсутствует скоординированная жилищ-но-коммунальная политика и, как следствие этого, отсутствует коммунальный порядок.
Еще на этапе жилищно-коммунального прогноза и планирования правительство Хакасии должно ясно для себя понимать, что перед ними должна быть вся полнота коммунальных проблем с фактами, ситуациями и сразу должны подготавливаться возможные варианты решения этих проблем, определяться приемы и способы достижения качественных коммунальных стандартов. Поскольку только слаженная политика, постоянный анализ, корректировки способны решить эту проблему серьезно, по-государственному. Сегодня все эти задачи рассредоточены (то есть распылены) между министерством градостроительной и жилищной политики, муниципалитетами, коммунальными службами и управляющими компаниями. Никто не отвечает за все в целом. А это можно сравнить с сознательной попыткой проталкивания одной очень большой проблемы в несколько очень узких горлышек, через которые она никогда не пройдет.
– Получается, если сегодня у нас существует большая коммунальная проблема, то и решать ее надо по-настоящему, а не по принципу латания дыр?
– Если правительство Хакасии, руководство городов и районов ставят своей целью создать для людей полноценную и комфортабельную жизнь посредством улучшения их жилищных условий, то необходимо действовать, используя все для этого возможное. Выработать четкую стратегию, проявить "коммунальную волю", которой сейчас нет, а не коситься друг на друга в тайной надежде, что проблемы горожан будут решать не муниципалитеты, а республика и наоборот. У республиканской власти этой цели нет, у муниципалитетов эти цели нечеткие и разная степень отношения к коммунальным задачам в разных городах и районах нашей Хакасии. С другими задачами правительство успешно справляется. С такими, как увеличение транспортного налога, продажа республиканской собственности и другими. Своим равнодушием к повышению тарифов и слабым контролем за работой коммунальных структур правительство показывает свою неспособность навести порядок в этой области.