Координатор программ Дома Москвы Артур Невицкий был в составе латвийской делегации на 2-м Всемирном конгрессе соотечественников, который недавно прошел в Санкт-Петербурге.
Собирался там и выступить, однако уплотненный график не позволил этого сделать. Но подготовленный им текст был размножен и передан как делегатам, так и в Госдуму России, в правительство Москвы, в Росзарубежцентр. А редакционная комиссия конгресса сейчас готовит сборник всех состоявшихся, а также и не прозвучавших выступлений.
Мы попросили Артура Артуровича поделиться своими впечатлениями о форуме.
– Хорошо, что такой разговор состоялся на столь представительном уровне. Участие президента России Владимир Путина, министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова, губернатора Санкт-Петербурга Валентины Матвиенко подчеркнули значимость конгресса, на который приехали более 600 делегатов из 103 стран.
От нас на пленарных заседаниях выступил депутат Сейма от ЗаПЧЕЛ Юрий Соколовский, в первой секции, где присутствовал пресс-секретарь МИД РФ, – президент Русской общины Латвии Вячеслав Алтухов. Знаю, что были и другие выступления, поскольку 35 членов нашей делегации были рассеяны по разным секциям.
В частности, мы предложили от вектора культурно-образовательного переходить к вектору экономическому. Смотрите, у нас в судостроительной промышленности трудится сейчас более двух тысяч соотечественников, возрождается РЭЗ, что-то вырисовывается по РАФу, крепнет Рижский вагоностроительный завод.
И если эти крупные предприятия, где требуются квалифицированные специалисты, будут под контролем наших общественных организаций, которые вместе с дирекцией станут их подбирать, значит, будет занятость, будет зарплата.
– На первом конгрессе, который прошел 5 лет назад в Москве, лейтмотивом звучала мысль, что чем крепче будут наши общины за рубежом, тем крепче будет Россия. А сейчас что, ситуация изменилась? Я имею в виду призыв Путина к переезду соотечественников в Россию.
– Ни в коей мере. Наоборот, вновь подтвержден прежний курс. Это проходило нитью во многих выступлениях. К примеру, представитель Крыма рассказал, что раньше у них было свыше 20 русскоязычных организаций, а сейчас только одна, объединившая всех. И она им позволила выиграть выборы не только в местные самоуправления, но и в центральные органы власти. Хороший урок, в том числе и для нас в Латвии.
Прозвучало также мнение, в том числе в выступлении Лаврова, что российские чиновники и политики, приезжая в другие страны, не должны ограничиваться только официальными встречами, но и активно контактировать с соотечественниками. Как и творческие деятели. Кстати, после конгресса я был в Москве на праздновании Дня рождения комсомола, встречался со многими известными людьми. Они бы с радостью приехали сюда, если бы им помогли: там командировку оформить, здесь – организовать зал, аудиторию.
– Не случится ли, что, как и 5 лет назад, после правильных решений многое опять будет спущено на тормозах?
– Думаю, ошибки учтены. Внесены изменения в программу, намечены конкретные шаги. Результаты не заставят себя ждать.
Предлагаем вашему вниманию текст выступления (с незначительными сокращениями) А. Невицкого:
«Хотелось бы поделиться некоторыми соображениями на тему дня, без самоотчета, стенаний и плача по поводу «горькой судьбины».
Конечно, у нас чувство большого удовлетворения, рождающее уверенность, что усилиями администрации президента, Госдумы, правительства России, МИДа, посольств на местах тема поддержки соотечественников за рубежом стала одной из важнейших во внешней политике России. И радость, гордость от того, что страна – наша общая Родина – поднимается, и защита общенациональных интересов, среди которых и поддержка соотечественников, общими усилиями выходит на одно из первых мест. Такого не было 10–12 лет назад, когда страна была намного слабее, и инициатива в этих вопросах принадлежала отдельным регионам, среди которых стабильно выделялась Москва.
Сегодня окрепло общее понимание того, что прежде всего
25 млн. граждан бывшего СССР, волею исторического катаклизма оказавшихся за пределами России в ближнем зарубежье, являются мощным потенциалом – и политическим, и экономическим, и нравственным, что соотечественники, так сказать, с большим стажем в странах дальнего зарубежья также искренне переживают за судьбу России и тоже являются весомыми помощниками.
Но затраты организационных, информационных усилий, в конечном счете немалых материальных средств в большей степени зависят от грамотного установления цели и путей, ведущих к ней – кому направлена помощь? Кто в ней действительно нуждается?
Четкое определение статуса соотечественника необходимо, ибо в понятии работников МИДа это человек с паспортом гражданина России, по каким-то причинам оказавшийся за рубежом, а в общественном сознании (социологов, политологов, журналистов, общественных деятелей, простых граждан) – лицо, своими корнями – как в прошлом, так и в настоящем – связанное со своей Родиной-матерью и тяготеющее к ней, ее языку, культуре.
Люди, относящие себя к соотечественникам, оказались за рубежом по разным причинам – зависящим только от них и абсолютно от них не зависящим. Соотечественника ведь можно найти и в Зимбабве, и в Эквадоре. У центра, координирующего работу с соотечественниками, должно быть четкое представление, какой их группе, в каком регионе оказать приоритетную поддержку.
И оказывать ее надо не формально, по количеству голов, не по числу просящих, а с учетом организационной крепости организаций, их конкретных дел и планов. Мы не собираемся перекладывать на центр все наши организационные недоработки в Латвии, где процент русскоязычного населения, соотечественников значительно выше, чем в Эстонии и в Литве (за 40% при населении в 2 млн. 300 тысяч человек). Это наше внутреннее дело, и мы помним о том, что «организация удесятеряет силу».
Участники конгресса, думается, должны поддержать саму идею централизации усилий по оказанию помощи соотечественникам, не умаляя, приветствуя то, что делается региональными властями в рамках делового и культурного сотрудничества, скажем, той же практики работы городов-побратимов советских времен. Все дело в четком разграничении полномочий органов центральных и региональных.
Наша глубокая признательность правительству Москвы за то, что 2,5 года назад за счет бюджетных московских средств (а это 8 млн. долл.) был открыт в Риге Дом Москвы. Произошло это тогда (строительство началось в 2002 году), когда у центральной российской власти таких возможностей не было. Хотя понятно, что было бы меньше проблем и у посольства России в Латвии, и у общественных организаций, объединяющих русскоязычное население республики, если бы это был не Дом Москвы, а Дом России, который содержался бы за счет бюджетных средств, а не за счет самофинансирования, коммерческой деятельности. И чем больше было бы таких Домов России в местах компактного проживания соотечественников, тем было бы лучше. Самый свежий пример конкретной помощи москвичей – проведение недавно в Москве дорогостоящей операции по замене суставов нашему товарищу Гарольду Астахову, бывшему руководителю РОЛ, которая в Латвии ему была не по карману, а бесплатная очередь отодвигалась и отодвигалась. 40-летний мужчина просто бы погиб. Огромное спасибо!
Но сегодня, когда посольство России в Латвии при активной поддержке организаций соотечественников инициировало ряд общественно значимых весомых проектов (приведение в порядок мемориала Саласпилсского лагеря смерти, кстати, названного президентом Латвии «трудовым», возведение у памятника Воинам-освободителям в Риге аллеи 76 героев Советского Союза, павших при освобождении Латвии от фашистов, строительство современной русской школы на 1000 учеников при посольстве, воссоздание здания-музея Веры Мухиной в Риге и многие другие), понятно, что без поддержки федерального центра, центрального органа поддержки соотечественников успеха не добиться. Усилий региональных властей явно будет недостаточно.
В России сегодня много неправительственных организаций, так или иначе выходящих на контакты с соотечественниками. Деятельность далеко не всех из них достаточно эффективна. Латвия – республика морская. И мы признательны руководителям Общероссийского движения поддержки флота (Михаилу Петровичу Ненашеву) за поддержку всего того, что в Латвии связано с творчеством Валентина Пикуля, жившего и работавшего в Риге. Не без их поддержки вскоре в Санкт-Петербурге откроется музей одного из самых популярных писателей России ХХ века. А вот Международная ассоциация блокадников Ленинграда, похоже, забыла о своих товарищах, проживающих в Латвии (а их более 600), практически ничем им не помогая.
Нам сообща, возможно, надо подумать об изменении вектора направленности помощи соотечественникам. До сих пор в основном он был, так сказать, культурно-просветительским (концерты, театральные постановки, выставки, фильмы, книги, учебники и пр.). При этом порой не учитывается, что если такая помощь оправданна для дальнего зарубежья, то для ближнего (с учетом имеющихся СМИ, в том числе и электронных, Интернета) эффективность ее значительно ниже.
Люди, конечно же, благодарят и за разовую медицинскую и материальную помощь, но в процентном отношении она мизерна.
Другое дело, если бы соотечественникам, по примеру той же Германии в российском Поволжье (г. Энгельс по-прежнему место обитания многих немецких семей), оказывалась помощь через местную общину в трудоустройстве на предприятия, всесторонне поддерживаемые метрополией через коммерческие структуры в реконструкции, расширении, модернизации, оснащении новейшими станками, закупкой метрополией выпускаемой продукции до 80–90%. Когда соотечественник стабильно обеспечен хорошей зарплатой, он живет достойно, может культурно отдохнуть, послать детей на учебу, поехать в отпуск на Родину и не нуждается в подачках. Сам готов помочь другому.
Мы в Латвии сейчас всерьез думаем над решением этой проблемы, ориентируясь на те производства, где преобладает доля российского капитала, где у руля русскоязычные соотечественники. Планируется, что набор кадров на эти возрождающиеся предприятия электротехнической, судоремонтной, вагоностроительной, автомобильной, пищевой промышленности будут идти в основном через организации соотечественников.
Как в России, так и у нас в маленькой Латвии довольно большая прослойка олигархов-миллионеров (более 300), среди которых есть и немало русскоязычных. Но, к сожалению, среди них (как и в России) значительно меньше Морозовых и больше не-Морозовых. Тут надо работать.
Еще одна тема, которая волнует. Она связана с нашей творческой интеллигенцией, мастерами культуры, с их отношениям к встречам с соотечественниками. К сожалению, ушли в прошлое времена, когда без выставления каких-либо финансовых требований за честь считали включение себя в состав фронтовых бригад, творческих коллективов для поездок на БАМ, на другие молодежные новостройки, к молодым воинам в Афганистан, на концерт в Юрмале.
Сегодня, за очень редким исключением, преобладает гастрольно-финансовая направленность помыслов. Видимо, прав был главный редактор «Литературной газеты» Юрий Поляков, когда подумывал, не изменить ли название одной из своих заметных, принципиальных статей «Зачем вы, мастера культуры?» на «Почем вы, мастера культуры?». Печально это. Вера теряется. Сначала в артиста, актера, а потом в то, что он говорит со сцены. И не находишь, что ответить руководителям организаций соотечественников, нашим уважаемым ветеранам, почему на многодневные тусовки у российских гастролеров время находится (к примеру, конкурсы «Юрмала», «Новая волна»), а на 1,5–2-часовую встречу с ними – нет? «Может, визы не выдавать?» – спрашивают. Да нет. Когда с душой не в порядке, запретами не поможешь.
Практика показывает, как важно и центру, и организациям соотечественников на местах работать дружно, в тесном контакте, обходясь без упреков и без формального подхода к решению задач, обозначенных в Программе помощи соотечественникам. К примеру, очень нужное дело – дать возможность выпускникам средних школ зарубежья получить бесплатно высшее образование в вузах России. На этот год Латвия получила квоту на 50 вакансий по самым разным специальностям, причем и очень редким, в разные города России, но без учета пожеланий самих выпускников. В результате несколько мест остались незаполненными. Кто виноват? Сами. Надо было заранее на местах кропотливо провести работу по всем школам, чтобы выявить конкретные пожелания выпускников, обобщить их и своевременно представить центру заявку. С другой стороны, и центру надо точно определить ее форму и контрольные сроки представления.