Днепровской воды нет, и дай Бог, чтоб была хоть бердовская
Ситуация с концессией горводоканала и водообеспечением города настолько вышла из под контроля власти, что каждый из чиновников, которого эта тема хоть каким-то боком касается, старается откреститься от нее как только можно. Для бердянцев это может означать только одно: улучшений в ближайшее время ждать не приходится, и дай Бог, чтобы из кранов потребителей хотя бы бердовская бежала. А сегодня картина такова, что город в любой момент может оказаться отключенным от воды за долги перед «Облводоканалом» и «Облэнерго».
Таков итог бестолковой деятельности городской власти в попытке решения проблемы водоснабжения города.
Власть бездействует
Самые свежие Новости по поводу концессии в минувший вторник предоставил заместитель мэра Валерий Харченко:
«Концессионер оказался не совсем порядочным в плане соблюдений условий договора. Теперь это уже понятно (только теперь!). Однако возникают сложности с отказом от его услуг. Представители концессионера подали иск в Запорожский хозяйственный суд, который вынес решение, запрещающее исполкому предпринимать какие-либо действия по разрыву договора. Так что ситуация сегодня очень туманная. Когда в Бердянск придет днепровская вода – неизвестно».
Во время беседы с журналистами Валерий Харченко, активно убеждавший депутатов голосовать за концессию, отметил, что сейчас многие города Украины получают воду по определенному временному графику (не хочется верить, что бердянцев морально подготавливают к подобному варианту) и посоветовал для приготовления пищи покупать воду в магазинах!
А не так давно в интервью на местном бердянском телеканале и глава Запорожской областной организации Партии регионов Борис Петров открыто заявил о том, что концессионеры – это, мягко говоря, не те люди, с которыми можно сотрудничать. Он раскритиковал бездеятельность городских властей и заявил, что берет на себя ответственность по решению вопроса с «Чистой водой-Бердянск».
Не поздно ли? Да и к чему красивые слова сегодня? Ответственность за происходящее в Бердянске, и на горводоканале в частности, Борис Петров взял на себя еще в прошлом году, когда торпедировал процедуру импичмента неграмотного мэра Бердянска, благодаря чему Евгений Шаповалов остался рулить городом. И вторично – в сентябре это года, когда Шаповалова приняли в Партию регионов. С этого момента не только Борис Петров ответственен за события в Бердянске, но и вся партия.
Как все было на самом деле
Справедливости ради нужно сказать, что сама идея передачи коммунальных предприятий в концессию правильная. Это мировая практика. Горводоканал давным-давно нуждается в масштабной модернизации. Необходима замена сетей, насосного оборудования. Это уменьшит потери, позволит экономить энергоресурсы, а значит, стабилизирует и тарифы. Вопрос только в том, где взять деньги на модернизацию? В городском бюджете их нет. Государство эти программы не финансирует. Остаются только инвестиции. И концессия – это возможность привлечения таких инвестиций.
Существует ошибочное мнение, мол, частника нельзя пускать в коммунальное хозяйство, он работает только на доход. Действительно, каждый частник, каждое акционерное общество заинтересовано в прибыли. И эта прибыль должна быть в коммунальном хозяйстве, потому что без прибыли ни одно предприятие не может развиваться. Но вопрос в том, как эта прибыль будет получаться. Можно идти путем увеличения тарифов. А можно через модернизацию, через энергосберегающие технологии, через эффективную организацию труда. Вспомните, сколько было разговоров по поводу прихода в город управляющей компании «Комэнерго», которая заменила собой несколько жилсервисов. И что? Ведь ничего плохого не случилось. Есть дома, оставшиеся в жилсервисах, жильцы которых сегодня хотят перейти на обслуживание в «Комэнерго».
Так что приход бизнеса в коммунальную сферу – это движение вперед. И передача Бердянского горводоканала в концессию должна была стать очередным шагом в этом направлении.
Не секрет, что вести разговор о концессии в Бердянске начали еще в конце 2006 года. Дело это новое, а потому вопрос тщательно прорабатывался. Кстати, прорабатывался с участием «Чистой воды». Только «Чистая вода» эта была совсем другая. Владельцы ее были не те люди, которые там сегодня. Прежние собственники после внеочередных выборов мэра в Бердянске в марте 2008 года, увидев уровень новой городской власти, не захотели сотрудничать с командой Шаповалова и вскоре продали «Чистую воду» другим лицам. Вот эти новые лица и пришли в Бердянск с легкой руки мэра города Евгения Шаповалова.
На ошибках Бердянска учится теперь вся страна
Тут уместно напомнить еще и о том, что сам Шаповалов был категорически против передачи горводоканала в концессию. Во время предвыборной кампании он неоднократно об этом говорил. Однако всего через полгода после своего пребывания в кресле мэра города Шаповалов неожиданно для всех вдруг взял и резко изменил свое мнение. Причем настолько резко, что без всяких обсуждений и детального анализа возможностей новых собственников «Чистой воды» самолично взял и подписал с ними договор на передачу горводоканала в концессию. И хотя вскоре после этого события Евгений Шаповалов стал разъезжать по городу на крутой иномарке, стоит обратить внимание даже не на этот факт, и даже не на резкую смену взглядов в отношении концессии, а на то, как бестолково готовился договор.
После первого скоропалительного подписания мэром этого документа договор впоследствии переписывался трижды. И спасибо за это активной группе депутатов, которая уже тогда высказывала тревогу по поводу такого бездумного и торопливого подхода, ведь горводоканал – стратегический для города объект.
Спасибо, удалось привлечь к этой работе министерство жилищно-коммунального хозяйства. В результате этого, напомним, в договор (на тот момент вторично подписанный) было внесено еще три десятка важных поправок. После этого для всей Украины Бердянск стал притчей во языцех, примером того, как заключать договоры нельзя. Интересно, что до этого бывший первый зам, курироваший этот вопрос, заявлял, что бердянский концессионный договор может служить примером для других городов. Хорошо, что вмешалось министерство и, исходя из негативного опыта Бердянска, были внесены даже изменения в законодательство. Теперь ни один концессионный договор не может быть подписан без согласования с министерством ЖКХ.
Напомним, что все эти события происходили на фоне импичмента Шаповалову, который был объявлен 30 сентября прошлого года. Депутаты отправили мэра в отставку. Но областное руководство фракции Партии регионов в Бердянском совете, также голосовавшей за импичмент, более того, бывшей инициатором этого вопроса, в силу непонятных причин, о которых мы только можем предполагать, неожиданно для всех надавило на своих партийцев и заставило большинство из них резко поменять свое мнение в отношении импичмента. В итоге импичменту не дали хода, а параллельно большинство поколебавшихся депутатов проголосовало и за передачу водоканала в концессию. Правда, на словах условия передачи были достаточно выгодны. Целый год концессионер обязывался не поднимать тарифы на воду и стоки. Кроме того, он должен был погасить старые долги коммунального предприятия «Горводоканал» и уже в этом году вложить первые полтора миллиона гривень в модернизацию предприятия. Ни мэр, ни его команда, ни большинство в городском совете не услышали тогда призывов меньшинства, что нужно ж проверить финансовые возможности концессионера. Ведь водоканал стоимостью 130 млн. грн. передавался в концессию фирме, вся возможная ответственность которой ограничивалась лишь 40 тысячами уставного фонда. Но эти доводы не возымели действия.
Водоканал: ситуация ухудшается с каждым днем
Однако прошло лишь несколько месяцев, и уже в мае не депутаты, а первый заместитель мэра Сергей Ткаченко поставил на сессии совета вопрос о расторжении договора концессии. Произошло это потому, что, во-первых, город был отключен от днепровской воды, а во-вторых, концессионер не только не погасил даже части долгов горводоканала, а стал накапливать новые долги.
Совет оперативно отреагировал на просьбу исполнительной власти. В мае нынешнего года депутаты приняли решение о расторжении концессионного договора. Но вплоть до октября на протяжении почти полугода ни сам Шаповалов, ни его команда ничего не сделали в направлении выполнения решения сессии горсовета. Зато в сентябре тайком на каком-то закрытом заседании исполкома утвердили для «Чистой воды» новые тарифы на воду, фактически вдвое выше действующих. При этом двуличность Евгений Шаповалов проявил даже в том, что его люди (от Блока Шаповалова) участвовали в пикете исполкома, протестуя против увеличения тарифов, не зная, что несколькими неделями ранее Шаповалов подписал решение исполкома. А на сессию потом просто не явился.
Как результат бездействия власти – экономическая ситуация на предприятии еще больше ухудшилась. В октябре совет вынужден был вторично принимать решение о расторжении концессионного договора и об отмене утвержденных тайком тарифов на воду. Вопросом концессии в Бердянске сегодня занимается обладминистрация, которая подняла перед министерством ЖКХ вопрос о прекращении действия лицензии ООО «Чистая вода-Бердянск» на право централизованной подачи воды.
Анализ работы концессионера сделала жилищно-коммунальная инспекция министерства ЖКХ. Ее выводы неутешительны. Оказалось, что коммерсанты сработали хуже, чем коммунальное предприятие. Только «Облводоканалу» за поставленную в Бердянск днепровскую воду концессионер задолжал 6,85 млн. грн., что составляет практически трехмесячный уровень потребления воды. Среднемесячная себестоимость продукции при концессионере не уменьшилась, а возросла более чем на 300 тысяч – до 2,96 млн. грн. При этом ни копейки в модернизацию предприятия вложено не было.
Вот цена безграмотности и политиканства. И ведь мы еще не знаем, чем вся эта история закончится. В домах бердянцев уже не первую неделю течет некачественная вода. Но будет ли и она вообще через два-три месяца?
Кстати, согласно выводам все той же жилищно-коммунальной инспекции, по состоянию на июнь тариф соответствовавал почти 80% себестоимости подаваемой горожданам днепровской воды. И в этой связи возникает еще один вопрос. А почему тогда тарифы изначально планировали повысить не на 20, пусть на 30%, а на 100% или практически вдвое? Не потому ли с такой легкостью коцессионер согласился на снижение тарифа с 12 грн. до 10?
Вопросов – масса. И все они остаются без ответа.
Очевидно одно: вся ответственность за происходящее лежит на городской власти, лично на Евгении Шаповалове и на всех тех, кто попустительствовал ему на протяжении всего последнего года.
Когда Шаповалова принимали в Партию регионов, руководитель ее городской организации Александр Булатников сказал, что теперь спрос с мэра будет по-партийному. Так не пора ли начинать спрашивать? Ведь сегодня действия мэра дискредитируют уважаемую в городе политическую силу. В ответе за это – областное руководство регионалов и лично Борис Петров.
Вот только крайними при этом все равно остаются люди. Ведь не кому-то, а бердянцам приходится использовать некачественную воду, и не кому-то, а горожанам придется расхлебывать всю эту зловонную кашу, которую «наварил» в городе Шаповалов со своими новыми покровителями в области.