Пожалуй, есть особый символ в том, что именно 28 сентября, в канун 60-летия освобождения Риги и Латвии от немецко-фашистских захватчиков, Латвийская ассоциация борцов антигитлеровской коалиции отмечает свое 10-летие. Эти даты неразрывно связаны между собой. Как и 60-летие приближающейся Великой Победы. Ибо без людей, которых объединяет ассоциация, мы бы сегодня не готовились отметить эти великие праздники, навсегда вошедшие в Историю. Хотя власти Латвии изо всех сил тщатся ее переписать, что, впрочем, никому никогда не удавалось.
Об этом мы беседуем с председателем правления Совета Латвийской ассоциации борцов антигитлеровской коалиции, ветераном Великой Отечественной войны Гунаром Карловичем МИНЦЕНБЕРГОМ.
Владимир ДУБРОВСКИЙ
- Начало 90-х годов прошлого века стало переломным для многих людей. Помню, сколько грязи тогда лилось на головы тех, кто во Второй мировой войне разгромил фашизм, спас мир, в том числе и Латвию, от уничтожения, исчезновения ее народа. Ох как непросто было тогда ветеранам-победителям устоять. И все-таки вы выстояли. Тогда и возникла ваша ассоциация, что было далеко непросто в той атмосфере националистического угара.
- Все так и было. Хотя, признаюсь, о ее появлении я узнал из газеты в октябре 1994-го. В создании ассоциации самое активное участие принял и ныне находящийся в ее рядах организации Владимир Владимирович Груздуп из Юрмальского отделения, который и придумал ее название. Было несколько вариантов, как назвать ассоциацию. Но власти отказывали в их регистрации. В конце-концов его предложение не вызвало у них возражений. Первым председателем стал Фагим Усманов. Увидел я в газете адрес, располагался тогда наш офис в общежитии Института гражданской авиации на улица Ломоносова. Поехал туда. И он мне предложил создать первичную организацию ассоциации в Видземском предместье г.Риги. Я подумал, а почему не попробовать?
- Сразу включились в дело?
- А чего было ждать? Дали объявление в газету «Панорама Латвии». Договорился с директором ДК ВЭФ Женией Катковской, с которой долгие годы вместе работал на этом объединении. И в назначенный день пришло столько людей, что едва вместились. Дело в том, что тогда еще не существовало Республиканского общества военных пенсионеров, и к нам пришли не только ветераны Великой Отечественной войны, но и офицеры, находящиеся в отставке. Люди приехали даже из Задвинья. Как видите, идея сразу нашла отклик. Уже на том собрании в нашу организацию вступило более 400 человек. А меня там же избрали председателем. Заместителем стал Владимир Малаковский, а секретарем-казначеем Нина Ножкина.
- Соскучились по общению, друг по другу?
- Конечно. На второе собрание, которое прошло через месяц, пришло еще больше людей. Красный зал уже не мог всех вместить, даже в коридорах стояли. В итоге в организации Видземского предместья оказалось более 700 человек. Начали работать. Открыли свой банковский счет, появилась своя печать. Но где собираться, проводить заседания правления? Помог Николай Пашута, который на «Ригас мануфактуре» нашел помещение, правда, неотапливаемое. Власти-то нас в упор не замечали. Но ничего. Сидели в пальто, шубах, куртках. Более того, медики-пенсионеры, которые раньше работали в военном госпитале, даже в таких условиях стали проводить здесь консультативные приемы членов ассоциации.
- Бесплатно?
- Конечно. Они и сейчас также работают на Валдемара, 17 в «Балтмедросе», которым руководит Олег Поддубный. Мария Степановна Олейникова, Раиса Степановна Лебедева, Валентин Николаевич Харламов снискали немало добрых слов ветеранов.
- Какова была цель создания ассоциации?
- Объединиться. Ведь наступили времена, когда стало ясно, что один в поле не воин. А коллективно мы могли и поддерживать друг друга, и помочь в случае необходимости, и ставить вопросы перед Латвийским правительством – тогда мы еще на что-то надеялись. Да и с властями России так легче контактировать по нашим проблемам. Хотя при первом после РФ в Латвии А.Ранних контакты наладить не удалось – у него были другие приоритеты.
- Членские взносы велики?
- Поначалу они составляли 20 сантимов вступительные и 50 сантимов – годовые. Но постоянное удорожание всего и вся заставило несколько лет назад годовые взносы довести до одного лата.
А в 1995 году на республиканской конференции меня избрали председателем правления нашего Совета. У нас сложилась неплохая команда. В нее входят и мои заместители Владимир Владимирович Тарновский, Николай Борисович Кузьмин и Николай Антонович Тузов.
- Сколько человек объединяет ассоциация?
- Когда я принял ее, то насчитывалось более 3,5 тысяч. Потом количество увеличилось до 5 тысяч. Но затем возникло ОВП, с которым, кстати, у нас достаточно тесные контакты, стало снижаться количество вступающих. Да и те, кто был, потихоньку уходят в мир иной - возраст-то у нас солидный. Не забывайте и перенесенные фронтовые тяготы, ранения, контузии. Плюс нынешнее унижение в демократической Латвии и мизерные пенсии. Сейчас осталось чуть более 3,5 тысячи человек. Хотя ветеранов Великой Отечественной войны живет в Латвии около 11 тысяч.
- Может не знают про вас?
- Не скажите. Когда появились в СМИ сообщения о том, что Россия и Москва стали оказывать разовую материальную помощь, выделять бесплатно путевки для лечения, о том, что мы стали получать памятные медали за участие в сражениях под Москвой, в обороне Сталинграда и Ленинграда, на Курской дуге, за освобождение Белоруссии и т.д., появились желающие вступить в ассоциацию. Но, не скрою, некоторые сразу интересуются, мол, если я вступлю, то получу путевку? А помощь материальную? Конечно, нет. Нам такие не нужны. Мы создавали свою организацию не из-за материальной выгоды. В ней объединились фронтовики рядового и сержантского состава, труженики тыла
и те офицеры, которые отвоевали несколько лет и демобилизовались сразу после войны. Как и у нас у них мизерные пенсии.
- Вы упомянули о помощи Российского посольства.
- Да, надо отдать должное его сотрудникам. Например, в прошлом году 250 членов ассоциации получили от посольства разовую материальную помощь.в размере от 40 до 80 долларов и более 200 бесплатных путевок в латвийские санатории. Буквально в канун нашего юбилея нам выделено еще 25 путевок.
- Я часто встречаю прелставителей вашей организации и вас лично на мероприятиях Российского, Белорусского и Украинского посольств.
- Это только подтверждает наши добрые отношения с ними. К сожалению, дипломаты, при всем их желании, не всесильны. Кстати, я же участвовал в освобождении Белоруссии, прошел через всю республику, потом освобождал Польшу, Германию. 12 километров до Берлина не дошел. Закончил войну старшиной 2-й статьи. И вот летом этого года был приглашен на торжества в Минск, где в числе группы ветеранов получил памятную медаль из рук президента этой страны Александра Лукашенко.
- Тем не менее, Россия в целом не балует вас вниманием.
- Когда подписывалось соглашение о выводе из Латвии Российской армии, о ветеранах Великой Отечественной войны рядового и сержантского состава, никто и не заикнулся. Борис Ельцин бросил нас. Сколько мы писали и ему, и нынешнему президенту России Владимиру Путину, даже Российское посольство нас поддерживало, сдвигов как не было, так и нет. Хотя как Студеников, таи и предыдущий посол Удальцов всеми правдами и неправдами изыскивали возможности оказать нам хоть какую-то помощь. Спасибо и мэру Москвы Юрию Лужкову, который в прошлом году выделил разовую материальную помощь 150 членам нашей ассоциации, как и 90 ветеранам, защищавшим Москву. Следует добавить и то, что в прошлом году 6 человек прошли курс лечения в московских госпиталях.А в целом Россия по-прежнему не вспоминает о нас, живущих в странах Балтии.
- Так и латвийские власти по-прежнему игнорируют антифашистов?
- В свое время президент Гунтис Ульманис хотел лбъединить все ветеранские организации: нас, ветеранов 130-го Латышского стрелкового корпуса, партизан В.Самсонса и ...«лесных братьев», легионеров СС.
- Но это же невозможно!
- Так оно и оказалось. Вначале президент беседовал отдельно с представителями каждой организации, а потом пригласил всех одновременно: давайте как-то объединяться. В ответ на это Н.Романовский, руководитель бывших легионеров СС, облил нас такой грязью. что и комментировать глупо. Я попросил Ульманиса дать мне слово. Он отказался. После чего я сказал президенту – какое тут может быть объединение?
Когда президентом стала Вайра Вике-Фрейберга мы написали ей письмо с предложением, по примеру ее предшественника, встретиться, чтобы выслушать наши пожелания и проблемы. Но, к сожалению, даже спустя столько лет ответа так и не дождались. Так что здесь нам ждать нечего. Как и от сменяющих друг друга министров благосостояния, начиная с Макарова. К примеру, уже лет десять нам, инвалидам, имеющим легковые машины с ручным управлением, платят 56 латов в год на бензин. Но ведь за это время цены на него выросли в 2,5 раза! Много инвалид на сто литров наездит?
- А как дело обстоит со стоматологическими услугами?
- Здесь надежда только на Московское правительство. Два года назад я отправил письмо главе департамента внешних связей Георгию Мурадову с просьбой оказать содействие. Получил ответ, что они согласны финансировать из расчета 37 латов на одного человека. Мы обрадовались. Но тут же последовала просьба представить списки. Я оказался в дурацком положении – ведь нас же 3,5 тысячи. Так на какое количество составлять списки? Задал этот вопрос Москве. До сих пор ответа не получил.
Когда открывали Дом Москвы передал аналогичное письмо Ю.Лужкову. Получил положительный ответ. Пока этим все и ограничилось. Хотя нам обещали начать лечение уже 15 августа. Увы. Тем более, как пояснил председатель Президиума Союза российских соотечественников Латвии Владимир Рыбаков, через которого решался этот вопрос, теперь финансирование будет проводить правительство России, а не Москвы. Но денег пока нет. А значит нет и лечения ни здесь, ни в Москве.
- У вас есть свое помещение?
- Спасибо Дому Москвы и лично Артуру Артуровичу Невицкому, который с пониманием относится к нашим проблемам и выделяет зал для проведения собраний, заседаний. Кстати, в январе 2005 года у нас будет отчетно-выборная конференция, так что дел прибавилось. А в обычные дни меня можно найти только по домашнему телефону. Повседневная же работа ведется через региональные организации, которых у нас 29.
И конечно же, самое главное – это люди. Бех их активности трудно представить деятельность ассоциации. Помимо уже упомянутых хотел бы назвать председателя нашей ревизионной комиссии Серафиму Матросову, Анатолия Пятницкого, Маргариту Попову, председателя Даугавпилской организации Владимира Кирея, председателя Земгальской организации Марию Рашевскую, Алексея Царкова из Елгавы и многих других Спасибо вам за ваш бескорыстный труд!
- Что-то планируется в честь 60-летия освобождения Риги?
- Мы распределили между нашими организациями все воинские захоронения на территории Латвии и постараемся в меру возможностей привести их в порядок. Примем участие во всех мероприятиях, проводимых в честь этого праздника, а так же в возложении цветов и в митинге, который состоится 13-го октября у Памятника советским воинам-освободителям. Кстати, отрадно то, что 60-летие освобождения городов и сел Латвии отмечается весьма торжественно. И особенно то, что во многих мероприятиях принимают участие представители самоуправлений, мэры. Это радует. Вопреки стремлению властей переписать историю люди помнят, что благодаря подвигу советских воинов они живут сегодня.
- От имени читателей «Панорамы» поздравляем всех ветеранов Великой Отечественной войны с наступающим праздником. Крепкого здоровья вам, стойкости! И огромная благодарность за ваш ратный подвиг.