Израиль - развитая индустриально-аграрная страна. Израиль имеет технологически развитую, рыночную экономику со значительным участием государства. Она зависит от импорта нефти, зерновых, сырья и военной техники. Несмотря на ограниченные природные ресурсы Израиль за последние 20 лет сумел достичь значительных успехов в интенсивном развитии промышленности и сельского хозяйства. Израиль импортирует значительное количество пшеницы, однако самостоятельно обеспечивает свои потребности по другим видам сельхозпродукции.
Созданию израильской экономики также способствовали средства, полученные в основном из Европейских стран и США. В 1950-60-х годах требовалось обеспечить почти 2 миллиона иммигрантов пищей, одеждой, жильем и другими услугами в сферах здравоохранения, образования, построить больницы, фабрики, дороги, учебные заведения и новые дома. Израиль входит в десятку самых богатых стран мира по размерам дохода на душу населения. Здесь производятся продовольственные товары, ткани, одежда, табачные изделия, электронное оборудование, в т. ч. для военных целей и медицины, а также бриллианты (Израиль является одним из крупнейших мировых центров по обработке и шлифовке алмазов).
Также в стране развиты металлургия и машиностроение, включая авиа- и судостроение, фармацевтическая промышленность, микроэлектроника, производство компьютеров и роботов, в т. ч. и для военной промышленности.
В стране хорошо развито сельское хозяйство, значительная доля производства идет на экспорт. Основные выращиваемые культуры - арахис, хлопок, пшеница, подсолнечник. Из овощей - томаты, огурцы, перец, картофель и лук. Плодовые культуры - бананы, сливы, груши, финики, яблоки, киви, манго, персики, маслины, некоторые сорта винограда и т. д. В Израиле разводят и крупный скот, овец, коз, некоторые виды домашней птицы. Надои молока в стране одни из самых высоких в мире. В прудах разводят карпов, лобанов и другую рыбу, в Средиземном море ведется промысел сардин. Главными источниками доходов государства являются пошлины, налоги (около 25% ВВП) и иностранный туризм.
Израиль занимает 18-е место в мире по размеру ВВП на душу населения. В 2007 году этот показатель вырос на $4079 и достиг $31,767. Доля в мировом ВВП в 2006 году составила 0,43%. Темпы роста ВВП Израиля в первом квартале 2008 года достигли в годовом исчислении 5. 4% -- это даже несколько выше, чем в рекордно благоприятном 2007 году, когда ВВП страны вырос на 5. 3%.
Фантастически высокие темпы роста сохраняют высокотехнологичные отрасли. В первом квартале текущего года производство в этих отраслях росло со скоростью 12. 6% годовых. Такие показатели израильского хай-тека особенно впечатляют в ситуации резкого падения курса доллара, укрепления шекеля и экономического кризиса в США. Экономически активное население 2499 тыс. чел. Основная его часть занята в промышленности (17,3%), в оптовой и розничной торговле, мастерских по ремонту автомобилей и бытовой техники (13,2%), в сфере недвижимости, аренды и предпринимательства (12,3%), в здравоохранении и социальном обслуживании (9,9%). Отраслевая структура ЯВД: сельское хозяйство - 3%, промышленность - 30%, сфера услуг - 67%.
Отсутствие большинства природных ресурсов, Израиль компенсировал развитием трудоёмких отраслей промышленности, требующих привлечения высококвалифицированных рабочей силы, а так же созданием центров научных разработок и современной системы образования. Так, значительная часть промышленности ориентирована на создания высококачественной продукции с использованием новейших технических средств в таких областях, как медицинская приборостроение, агротехника, телекоммуникация, производство пищевых продуктов, химических препаратов, разработка компьютеров и систем использования солнечной энергии. Высокотехнологичные отрасли промышленности дают около 50% объема всего промышленного производства Израиля. Темпы роста промышленного производства в первом квартале 2008 года оказались значительно выше, чем в 2007 году и достигли 9% в годовом исчислении.
Организационная структура экономики Израиля
Для Израиля характерна смешанная экономика. Продажа государственных компаний привела к перестройке экономической структуры Израиля, к перераспределению экономических сил и рычагов влияния. На протяжении почти полувека центры экономического влияния были сосредоточены в руках правительства, профсоюзов и семейства Реканати. Теперь же экономика оказалась под контролем примерно двадцати групп. "Экономическая власть" на протяжении 90-х годов перешла от крупных банков, концернов к ряду конкурирующих между собой инвестиционно-промышленных групп-семей. Среди прочего, переход экономических структур в частные руки привел к росту уровня менеджмента, что подтвердило более высокую эффективность управления частного сектора по сравнению с государственным.
Несельскохозяйственная деятельность находится под контролем частного капитала, профсоюзной организации Хистадрут и государства. Члены Хистадрута владеют акциями холдинговой компаний «Хеврат хаовдим» (Рабочей корпорации), которая функционирует как обычная капиталистическая корпорация, хотя она и возникла под лозунгом социалистического идеала коллективного хозяйствования, предполагавшего отсутствие руководящего слоя и рабочее самоуправление. Хистадрут вырос в мощную экономическую силу, распространив свое влияние почти на все области экономики в стране; ему принадлежат многонациональный «Банк ха-Поалим», конструкторская фирма «Солел Бонех» и промышленная компания «Коорс» с 280 дочерними филиалами.
В государственном секторе главными собственниками наряду с самим государством выступают также Еврейское агентство и местные власти. Среди общественных акционерных обществ выделяются крупнейшая в Израиле компания «Израэль эркрафт», авиакомпания «Эль-Аль», а также «Израэль кемикалс» (добыча и обогащение полезных ископаемых). В распоряжении этого сектора находятся также судоходная компания, судоверфи, нефтеперерабатывающие заводы, система водоснабжения и электростанции.
Внешнеэкономические связи Израиля
Обладая ограниченным экономическим потенциалом и сравнительно небольшим внутренним потенциалом и рынком, Израиль может добиться увеличения темпов экономического роста, лишь путём расширения экспорта.
В Израиле расходы на импорт товаров всегда превышали доходы от экспорта. Важными статьями импорта являются вооружение, нефть, машины и оборудование, запасные части к ним, химические продукты и металлы, транспортные средства, продовольствие (пшеница, сырье для производства растительного масла, мясо, кофе, какао, сахар), бытовая техника, необработанные алмазы для последующей огранки и реэкспорта. На экспорт идут бриллианты, машины и оборудование, фрукты и консервы, ткани и одежда, минеральные удобрения и другая химическая продукция, вооружения. Отрицательное сальдо покрывается преимущественно за счет пожертвований и займов от правительства США.
Поскольку торговля Израиля с соседними странами препятствует политическая ситуация и слабое развитие их экономики, то Израиль ставит себя целью проникновения на более отдаленные рынки. Сейчас Израиль может свободно экспортировать товары в США и страны ЕЭС. В целях достижения максимально успеха израильские предприятия стремятся влиться в отрасли международной торговли, наиболее соответствующие им по своей специфике. Создание совместных предприятий с иностранными фирмами зачастую позволяет совместить инновационный потенциал с широкими возможностями иностранных фирм.
В настоящее время избранный Израилем курс на либерализацию внешней торговли подвергается серьезной проверке на прочность. Отечественные производители жалуются на экономический застой и требуют повысить таможенные пошлины, чтобы создать заслон дешевому импорту из государств третьего мира. Особенно тяжелое положение сложилась в текстильной промышленности, которая не в состоянии конкурировать с импортом из стран Дальнего Востока.
Промышленность Израиля
В первое десятилетие после провозглашения независимости Израиля, основные условия страны были сосредоточены на развитие сельского хозяйства и создания водной, транспортной, энергетической инфраструктуры. Поскольку страна располагает внушительным потенциалом квалифицированных специалистов, испытывая при этом нехватку в основных видах сырья, то промышленность Израиля ориентируется на производстве научных товаров на основе собственных научных разработок и технических новинок.
За последние несколько десятков лет израильская промышленность достигла мирового уровня в области медицинской электронике, агротехнике, телекоммуникаций, промышленной химии и в обработке алмазов. Израильская индустрия брильянтов, экспорт которых превысил в 1990 году $3 000 000 000, производит около 80% мировых поставок малых полированных камней, большую часть которых составляют бриллианты, используемые для украшений. 40% всех бриллиантов шлифуются в Израиле, что делает его крупнейшим торговым и производственным центром в этой области промышленности. Наибольший рост наблюдается в тех отраслях, где наблюдается высокая технология, используется самая передовая техника, а также привлекаются инвестиции в исследования и развитие, традиционными отраслями израильской промышленности являются: переработка пищевых продуктов, производство техники, одежды, мебели, удобрений, химикатов, изделий из резины, пластмассы и металла.
В обрабатывающей промышленности создается 20% национального дохода и сосредоточено немногим меньше 20% всех занятых. На Тель-Авив и близлежащие города, где размещены почти 4 тыс. крупных и мелких предприятий, приходится более половины рабочих мест, которыми располагает промышленность Израиля, на район Хайфы почти треть, на Южный район 12%, а на район Иерусалима 6%.
В стране производятся продовольственные товары, напитки, табачные изделия, ткани, одежда и изделия из кожи, электротехническое и электронное оборудование, особенно для военных целей, нужд сферы связи и медицины; бриллианты (Израиль - важнейший мировой центр шлифовки и огранки алмазов). Развиты металлургия и машиностроение, включая авиа- и судостроение, в т. ч. военное. Хотя главными отраслями израильской промышленности считаются сельское хозяйство, и животноводство именно товары этих отраслей идут на экспорт.
Химическая промышленность: сырьё и материалы для производства медицинских и ветеринарных препаратов, лекарств, антикоррозийные материалы, азот, фосфаты, хлор, гидроокись натрия, полиэфирные смолы, средства для защиты сельскохозяйственных продуктов от вредителей, регуляторы роста, ароматические добавки и т. д.
Основной источник энергии - в основном импортная нефть, за счет которой удовлетворяются почти 80% всех энергетических потребностей страны, а остальная часть покрывается за счет закупок угля за рубежом. Используется солнечная энергия (Израиль занимает первое место в мире по эксплуатации в домах солнечных бойлеров) и энергия ветра.
Горнодобывающая промышленность. Крупные месторождения фосфоритов находятся в Негеве, откуда продукция доставляется по железной дороге в Хайфу. Из вод Мертвого моря извлекают соли калия, брома и магния, применяемые в сельском хозяйстве, а также в фотографии и фармацевтической промышленности. Медные рудники в Михрот-Тимне, на месте легендарных копей царя Соломона, были открыты для эксплуатации в 1955, но в 1976, после падения мировых цен на медь, законсервированы. В Негеве добывают глины для производства кирпича и черепицы, а также кварцевый песок для стекольной промышленности. Во многих карьерах ведутся разработки материалов для изготовления цемента и бетона. Заготавливается также мрамор и строительный камень для Иерусалима (где местное законодательство требует использования натуральных материалов для облицовки зданий). В стране имеются небольшие запасы нефти (добыча 9-16,5 млн. т в год) и природного газа.
Сельское хозяйство Израиля
После достижения Израилем независимости общая площадь культивируемых земель увеличилась в 2,6 раза и составляет на сегодня приблизительно 445,170 га, а площадь орошенных полей возросла в 8 раз, достигнув 220,816 га. За тот же период времени число сельскохозяйственных поселений увеличилось с 400 до 750, однако по причине высоких темпов урбанизации доля населения, проживающего вне городов, снизилась на 6%.
В настоящие время потребности в продовольствии Израиль в основном удовлетворяет за счёт собственного производства, дополняя его импортом, куда входят главным образом: пшеница, сырьё для выработки растительного масла, кофе и т. п. Секрет успеха сельского хозяйства Израиля заключается в тесном сотрудничестве фермеров и учёных.
Самые важные из возделываемых культур - хлопок, арахис, подсолнечник, пшеница. Из плодовых наиболее распространены яблоки, киви, манго, авокадо, бананы, персики, финики, маслины, груши, сливы, винные и столовые сорта винограда, хурма, орех-пекан и миндаль. Главные овощные культуры - картофель, томаты, огурцы, перец и лук. Цитрусовые (апельсины, грейпфруты, лимоны) экспортируются, а часть их направляется на переработку. Культивируются цветы - гвоздики, розы, гладиолусы и др.
В стране накоплен богатый опыт зимнего выращивания овощей под пленкой, что позволяет собирать несколько урожаев за год. В итоге каждый израильский фермер может прокормить 52 человека. Собственное агропроизводство удовлетворяет потребности страны в пищевых продуктах на 92%. Значительная доля сельскохозяйственной продукции идет на экспорт, увеличения годового объема, которого удалось достичь в частности благодаря повсеместному применению самых современных агротехнических методов.
Сельскохозяйственное производство - одна из основных статей израильского экспорта - полностью обеспечивает сельскохозяйственной продукцией. В то же время в валовом продукте страны доля сельского хозяйства составляет лишь 5% против 25% индустрии и более чем 30% вклады таких отраслей, как торговля, туризм и финансы.
Транспорт и связь Израиля
автомобиль – основное средство передвижения в Израиле. Протяженность автомобильных дорог свыше 13 тыс. км. Парк грузовых машин насчитывает 174 тыс. , а легковых – 845 тыс. единиц. Шоссейные магистрали проходят преимущественно вдоль побережья с севера на юг, важнейшая автострада соединяет Иерусалим с Тель-Авивом. Железнодорожная сеть общей длиной 890 км связывает Негев, Газу и Иерусалим с Тель-Авивом, Хайфой и севером страны. Ее основу образуют линии, проложенные еще во время турецкого и британского господства, когда Палестина находилась на перекрестке железных дорог Ближнего Востока. В настоящее время система железнодорожного транспорта модифицируется. Главные морские порты Израиля – Хайфа, Ашдод и Эйлат. Международные пассажироперевозки осуществляются преимущественно через аэропорт имени Бен-Гуриона в Лоде, а также через Эйлатский аэропорт. Два небольших аэропорта близ Тель-Авива и Иерусалима обслуживают внутренние рейсы.