"Мы, автомобилисты более 60 городов России, вышли сегодня на Всероссийскую акцию протеста против некомпетентной, антисоциальной политики правительства и правящей партии в вопросе регулирования цен на автомобильное топливо" - такими словами начинается резолюция Всероссийской акции протеста автовладельцев, которая прокатилась по всей стране 24 августа.
В Архангельске, на площади Профсоюзов в прошедшую субботу эту резолюцию подписали 70 человек. Далее этот документ был отправлен двум первым лицам государства. Основное требование - снизить цену на автомобильное топливо в России на 30 процентов. Если до первого ноября никаких изменений не произойдет и власть откажется поставить вопрос ценообразования на топливном рынке под общественный контроль, организаторы заявили, что намерены объявить о подготовке ещё более массовой кампании протеста автомобилистов накануне выборов в Госдуму 4 декабря.
Зачем пикетировать Дворец спорта?
Официально власти города разрешили организаторам провести пикет, а не митинг, как планировалось. Исходя из определения, пикетирование - форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации. Так благодаря нехитрым уловкам архангельских властей организаторы остались без главного агитационного инструмента - мегафона.
"При подаче заявки на проведение акции протеста мы пользовались федеральным законом. Подали заявки (уведомления) заказным письмом. Затем нам поступил звонок, оказалось, что заявка подана неверно: нужно подавать её лично, что прописано в областном законе. Областной закон у нас очень интересный, там много запретов существует, например, на количество участников на автомобилях категории "В" - не более 30, если больше, то сразу запрет. В конечном итоге мы подали заявку на пикет на пл. Профсоюзов: нам разрешили только без использования машин. Из ГИБДД мне звонили и настойчиво просили отказаться от пикета, когда я стал отвечать - слушать не стали и просто бросили трубку. В итоге, чтобы хоть как-то согласовать мероприятие, решили написать в заявке: "без использования авто"... - и нам дали разрешение", - рассказывает Владислав Вареня, один из организаторов акции протеста.
В результате на субботнем пикете он просто подозвал всех собравшихся поближе к себе и зачитал резолюцию. Однако пикет предполагает, что участники будут выражать протест около какого-то заведения, пикетировать его. Логично было бы выбрать какую-либо АЗС, или офис нефтяной корпорации, или хотя бы здание мэрии или администрации. Но зачем понадобилось пикетировать Дворец спорта - не ясно.
Любой митинг хорош
В акции протеста принимали участие все: автомобилисты, политические партии, общественные деятели, было достаточно много представителей СМИ, приехал даже Древарх на белом спортивном мотоцикле. Сегодня каждому из нас трудно найти человека в своем окружении, которого бы не волновала цена на топливо.
Сейчас цена на бензин АИ-92 составляет примерно двадцать шесть рублей, на АИ-95 - двадцать восемь. За девять месяцев этого года стоимость на топливо в стране выросла в среднем на 25-30 процентов. От такого повышения страдают не только семейные бюджеты десятков миллионов автовладельцев, но и национальная экономика и социальная сфера в целом, поскольку увеличились транспортные расходы российских предприятий.
К тому же летом неожиданно для всех исчезли скидки на топливо по топливным картам на заправках "Роснефти". Такое впечатление, что с автомобилистами в России делают, что хотят. Все: и государство, и бизнес.
Захотели - передали ТО в частные руки, а его стоимость возросла в два с половиной раза, захотели - и одним благим намерением увеличили стоимость поездки на такси, а сотни людей остались без хорошего приработка.
Захотели - подняли цену на бензин, на ДТ, отменили скидки по картам. И самое интересное, что простой автолюбитель ничего с этим не сделать не может: повозмущается, но в итоге заправит машину и пройдет ТО по новым стандартам. А если захочется выйти на митинг протеста, то его тоже запрещают, автопробег - нельзя. И так далее. Когда-то наступит эта точка невозврата, потому что в последнее время не было ни одной инициативы власти, которая реально хоть как-то помогла бы автомобилистам.
Есть небольшие подвижки, но и они вызывают сомнения. Федеральная антимонопольная служба разработала новое "лекарство" от роста цен на бензин. Для внесения в Госдуму РФ готовится законопроект, касающийся регулирования рынка нефтепродуктов. В частности, предлагается запретить нефтяным компаниям открывать новые АЗС в регионах, где их доля уже достигла 35%. Стоимость топлива, по мнению ФАС, должна устанавливаться не произвольно, а по формуле "справедливой цены".
Законопроект ФАС "Об обороте нефти и нефтепродуктов в РФ" уже поддержан Минэнерго. В нем предлагается ввести в оборот формулу "справедливой цены" на бензин, солярку и авиационный керосин. По мнению антимонопольщиков, она должна рассчитываться исходя из индексов цен на сопоставимых зарубежных рынках, а также индексов биржевого и внебиржевого внутреннего рынка. Если бы подобная формула применялась сейчас, 92-й бензин, к примеру, на автозаправках стоил бы менее 20 рублей за литр. Но поверить в такую сказку очень сложно. Об этом же говорят и эксперты.
Виктор ДОРОНИН, председатель Ассоциации автотранспортников Архангельской области:
"Конечно, объективная формула расчета стоимости бензина необходима. Логично, что цена за литр должна быть сопоставима с европейской за минусом экспортных пошлин, расходов на транспортировку и т. д. Пока же бензин у нас стоит дороже, чем в США и Европе, и это при том, что нефти Россия сейчас добывает даже больше, чем Саудовская Аравия. Это не первый законопроект ФАС в этой сфере, но ничего, кроме скепсиса, он не вызывает. Все закончится разговорами. Нефтяные компании непобедимы".
"Рак пятится назад, а щука тянет в воду"...
На акции протеста в Архангельске были представлены политические партии. В лучших партийных традициях, с флагами и речами: "сколько же можно грабить народ" - политические силы стянулись на площадь Профсоюзов. Простой автомобилист мог чувствовать себя не в своей тарелке: справа флаги, слева флаги, спереди - разговоры про "Единую Россию". Обычных автомобилистов "заглушили" флаги партийцев, которым смотрелись намного более выразительно, чем черно-белые плакаты пикетчиков формата А4.
"Акция политически направлена не была! Мы придерживаемся внепартийности! Изображенный в логотипе медведь совершенно не такой как у "партии власти". Возникли сложности и в работе со СМИ - ни один центральный канал нас не показал, хотя акция проходили в более чем 60 городах", - поясняет Владислав Вареня.
Акция протеста была организована слабо. Единства среди её участников не было, а взгляд со стороны давал четкую картинку: "Рак пятится назад, а Щука тянет в воду". Молодцы организаторы, что взялись за это дело. Молодцы те, кто пришел. Но когда у человека, который произносит резолюцию, нет даже рупора, его становится практически не слышно. Пришедшие на акцию партии, как представители политических сил страны, не смогли дать организаторам те возможности, которых их лишила настоящая власть, я имею в виду рупор или мегафон. С их стороны все просто: вы организуйте мероприятие, мы придем и его как бы поддержим.
Хочется надеяться, что следующая акция протеста будет более слаженной и организованной. Иначе ситуация не изменится, так как каждый участник пикета будет оттягивать на себя внимание общественности, а не ставить во главу угла общие проблемы.