В прошлом месяце губернатор области Д. В. Зеленин торжественно вручил паспорта на автобусы, направляемые муниципалитетам по итогам проведенного департаментом транспорта и связи администрации области конкурса по распределению закупленных в 2010 году за счет субсидий из федерального бюджета и региональных средств автобусов. Следует отметить, что в 2010 году был впервые применен рейтинг муниципалитетов и проведен такой конкурс по распределению автобусов. На основе составленного рейтинга и обоснованности заявок первым стал Торопецкий район, вышедший в лидеры среди 33 муниципальных образований - участников конкурса. В результате четыре ПАЗа и один междугородный ЛИАЗ поступили в наш район. Результаты конкурса напрямую свидетельствует об уровне работы муниципальных образований в сфере транспорта. Кто лучше всех работал в 2010 году, вкладывал средства в развитие транспортной системы района, принял необходимые нормативные акты, тот в итоге и получил больше всех автобусов, отметил губернатор области.
Передавая представителям муниципалитетов документы на автобусы, Д. В. Зеленин подчеркнул, что получение транспорта на безвозмездной для районов основе стало возможным благодаря политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ", инициировавшей два года назад принятие программы обновления автобусного парка пассажирских перевозок, включающей приобретение и передачу имущества для обеспечения транспортного обслуживания населения муниципальных образований. При полной поддержке лидера партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ", председателя Правительства РФ В. В. Путина эта инициатива нашла отражение в ряде постановлений и других законодательных актах, которые обозначили правила распределения и предоставления из федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на закупку автотранспортных средств и коммунальной техники и дальнейшей передачи их муниципальным образованиям.
За эти два года в рамках реализации данной программы, как отметил заместитель главы администрации Торопецкого района В. А. Иванов, в наш район поступило пять автобусов ПАЗ, один ЛИАЗ, автогрейдер, вакуумная машина для откачивания жидкостей - всего на сумму более 13 млн. рублей.
10 февраля, после вручения губернатором паспортов на новые автобусы, в тот же день они поступили в район. Администрация Торопецкого района подписала соглашение с департаментом транспорта и связи администрации области об использовании данного транспорта только на пассажирские перевозки и, прежде всего, на социальные маршруты. На днях комитетом по управлению имуществом Торопецкого района получены акты приема-передачи автобусов в муниципальную собственность. В. А. Иванов подчеркнул, что процедура получения и оформления новых автобусов, естественно, требует времени: это и страхование, и регистрация, и проведение конкурса на эксплуатацию, и пр. Но в скором времени все этапы будут пройдены, и автобусы выйдут на линии. Несмотря на то, что эти автобусы поступили к нам в результате участия и победы в конкурсе района, администрация района не разделяет пассажиров на городских и сельских и не ставит условий перед автотранспортным предприятием каким образом их использовать. Новые автобусы будут направлены на те маршруты, где они необходимы.
Как уже отмечалось, использование полученных автобусов по условиям подписанного с областью договора предпочтительнее на социальных маршрутах, то есть действующих внутри района. "Хотим мы того или не хотим, но все социальные маршруты, - сказал В. А. Иванов, - для автотранспортного предприятия убыточны". В первую очередь потому, что резко снизился пассажиропоток - как из-за численности населения, так и роста благосостояния, выражается которое в приобретении автомобилей. Так, на 20 тыс. населения Торопецкого района приходится 7 тыс. легковых автомобилей.
Льготный проездной билет на месяц сегодня стоит 64 рубля. Себестоимость одной поездки по городу - 11 руб. 50 коп. То есть на городском транспорте за 64 рубля, не имея льготного проездного, можно осуществить всего шесть поездок за месяц. Если на село - один раз до Нишевиц и обратно. Предприятие не может существовать убыточно, необходим хотя бы минимальный, но доход. Поэтому все социальные маршруты дотируются, что вполне естественно. Город оплачивает 100% за льготников, району, учитывая большие объемы и затраты, помогает область: 70% дотирует областной бюджет, 30% - бюджет районный. Сумма дотаций, заложенная на 2011 год в городском бюджете, - более 500 тыс. рублей. Из бюджетов области и района - 2 млн. 544 тыс. рублей.
Суммы как для района и города, так и для области немалые. Однако, учитывая, что определенные слои населения не могут позволить себе пользоваться услугами пассажирского транспорта по себестоимости проезда, имеют льготы на проезд, администрации и области, и района будут не только продолжать дотировать имеющиеся социальные маршруты, но и расширять их сеть.