Икар Анатольевич Маляревский родился 3 марта 1935 года в г. Бердянске в семье слушателя военной академии им. Жуковского,
г. Москва.
Имя ему дали летчики, когда узнали из присланной отцу телеграммы, что у него родился сын. Оказалось, что этот сын – первый у обучавшихся в то время курсантов академии. Отец, Анатолий Иванович Маляревский, возражать против мнения своих товарищей не стал.
После окончания академии в 1938 году отца направили служить на Балтику, под Нарву, а затем, осенью 1939 года, перевели в Новый Петроград (теперь Петродворец). Таким образом, детство Икара прошло около самолетов, среди фонтанов и дворцов Верхнего и Нижнего парков Петродворца. Войну в 1941 году семья встретила на аэродроме в Низино, где отец был начальником штаба авиаполка.
Вскоре началась эвакуация, и мать с двумя детьми после Ленинграда оказалась сначала в Курске, а затем в Сызрани, где Икар осенью 1942 года пошел учиться в 1-й класс, но вскоре очень сильно заболел, и учебу пришлось прервать. В 1943 году семья оказалась уже в Куйбышеве (ныне Самаре), где Икар вновь стал учиться в 1-м классе и ходить на занятия художественного кружка в Доме пионеров. Именно здесь впервые его работы были экспонированы на выставке.
В 1944 году приехал в отпуск отец, забрал семью и вместе с ней отправился догонять свою часть – так Маляревские оказались в Одессе, где и встретили День Победы. Летом 1946 года приехали в Бердянск. Их дом стоял со сгоревшей крышей, бабушка и сестра отца ютились в небольшой пристройке во дворе.
Бердянск в ту пору по ночам подскакивал от грохота – это рвали морские мины. Их днем тралили, по ночам взрывали, но к утру новые всплывали в тех же местах, где их уже не ждали. Дома в центре города были немцами сожжены, стояли только обгоревшие коробки.
Отец получил новое назначение по службе, и семья в 1947 году отправляется с ним на Дальний Восток. По пути, прибыв в Москву, родители привели Икара в художественную школу. Просмотрев рисунки мальчика, руководители школы признали у него способности к живописи и предложили оставить в Москве для дальнейшего обучения. Родители долго думали, но не решились 12-летнего мальчика оставить одного в Москве после перенесенных им недавно серьезных болезней и увезли с собой.
Рисунки тушью нашего земляка Икара Маляревского из цикла «Мой Пушкин»
На Дальнем Востоке сослуживцы отца, увидев рисунки мальчика, стали убеждать его повезти сына в Ленинград и дать ему возможность получить художественное образование. В конце концов убедить отца им удалось, он привез Икара в Ленинград и привел в художественную школу при Академии художеств. Но вмешался случай. В художественной школе предложили показать рисунки мальчика, но… их в спешке отец забыл взять из дому. Его предложение, чтобы Икар сделал рисунки тут же, в присутствии членов приемной комиссии, было отклонено, в результате и вторая попытка получить художественное образование не увенчалась успехом.
В 1952 году Икар приехал в Бердянск и в 1953 году получил аттестат об окончании школы №2.
Затем наступили годы поиска своего места в жизни, и этот путь оказался трудным и длительным. Вначале он решил пойти по стопам отца и поступил в военное училище в г. Серпухове, но вскоре понял, что военная служба ему не подходит. Он работал радистом, метеорологом, рабочим на заводе дорожных машин в Бердянске, учился в Харьковском политехническом институте, но и оттуда вскоре ушел.
Наконец поступил в Москве в радиотехническое училище и после его окончания в 1964 году получил направление на работу в г. Дубна в производственное объединение «Атолл». Заочно в 1971 году оканчивает Московский институт радиоэлектроники и начинает работать инженером-программистом в конструкторском бюро радиоэлектронного оборудования, находившегося в подчинении А. Н. Туполева. Оттуда его командируют в Московский Государственный университет на Ленинских горах, где некоторое время он работает преподавателем, а затем вновь возвращается в Дубну.
Все это время он много ездит в командировки по стране, много рисует и принимает участие в художественных выставках. Им были созданы серии рисунков, посвященных А. С. Пушкину, 1700-летию принятия христианства в Армении, победам Петра I и др. Его последняя серия работ «Россия в войнах» была выставлена в г. Дубна и пользовалась большим успехом как среди специалистов, так и рядовых посетителей.
В конце 80-х годов И. Маляревский увлекается берестой, выполняя на ней пейзажи, иконы и др. Этим очень сложным и трудоемким видом живописи на долгие годы в стране практически перестали заниматься, и техника ее исполнения была подзабыта. Работы на бересте сразу же вызвали повышенный интерес, но, к сожалению, почти все были вывезены в Америку. В городе Ла-Кросс, штат Висконсин в США, были проведены две выставки его работ, и оттуда их «позабыли» возвратить.
В последние годы И. Маляревский стал писать рассказы, которые печатались в журналах Москвы, Ленинграда и других городов. В Бердянске в 1999 году в газете «Берег» начинал печататься один из них – «Канал-переволока». Это был удивительный рассказ об истории нашего края времен седой старины, об одном из мало известных эпизодов жизни молодого русского царя Петра І, отправившегося в свое первое плавание по Азовскому морю и неожиданно оказавшегося в окружении турецкого флота именно в том заливе, где сейчас расположен наш город. К сожалению, рассказ полностью не был напечатан, поскольку газета «Берег» не выдержала конкуренции и ее выпуск был прекращен.
Умер И. Маляревский в августе 2008 года в г. Дубне. Это был самобытный и уникальный талант, обладавший энциклопедическими знаниями и огромной работоспособностью. Его художественные работы разошлись по частным коллекциям и вряд ли когда-то смогут быть собраны в одном месте.
Он почти ежегодно приезжал в наш город, но круг его общения был ограничен родственниками и друзьями детства. Ни в краеведческом, ни в художественном музеях о нем нет никаких сведений. Он, к сожалению, один из тех, кого знают в других городах, но совершенно не знают в его родном городе. А это уже наша общая беда и проблема. Автор: Георгий СУКАЧ