Вот при слове «учитель» (читай «преподаватель»), почему-то сразу возникает множество замечательных ассоциаций. Мудрый, добрый, искренний, честный, отдающий, и это только малая толика, список эпитетов можно продолжать бесконечно долго.
Но когда звучит слово «директор» (читай «директор учебного заведения»), откуда-то сразу всплывают мрачные мысли о двойках, разбитых стеклах и родителях безжалостно вызванных в школу. Что за несправедливость? А ведь директор — это человек, от которого напрямую зависит, в каком направлении будет развиваться учебное заведение. Стиль и характер управления определяются личностными качествами руководителя и его профессиональной компетентностью. И какие бы решения ни принимались, какие бы реформы ни вводились на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, от директора в итоге зависит судьба образования, подрастающего поколения и, как бы это смело ни звучало, уровень развития общества.
Так каким же должен быть сегодня директор учебного заведения? Прежде всего, думается, директор должен быть профессионалом: досконально знать учебный процесс; коллег, в нем участвующих, тщательно анализировать внешнюю для школы ситуацию — запросы рынка в сфере занятости, социокультурные запросы среды.
Все эти обстоятельства заставляют директора думать, анализировать, обобщать, сравнивать, сопоставлять, т.е. повышать квалификацию в естественной форме, постоянно находиться в поисковом режиме. И только при выполнении этих условий его учебное заведение сможет приобрести свои особенности, определить свою структуру... и.т.д.
Именно так я начала бы свою статью, если бы писала об обычном директоре. Даже если о необычном, сути не меняет. Но только не в этот раз. Дело в том, что эта статья об Андрея Александровиче Цуркане, директоре Тверского технологического колледжа, где ваша покорная слуга отучилась четыре года, «от звонка до звонка» (привираю, конечно, прогуливала я частенько, каюсь). Поэтому нелепо делать вид, что мы с Андреем Александровичем незнакомы.
Будучи студенткой, я его побаивалась. Но это нормально. Директор должен внушать уважение, а случайные встречи с ним в коридорах — легкое стеснение.
Сейчас сидим в его кабинете, и мне впервые не страшно. Хотя, конечно, первые минут пять еще хотелось, опустив глаза в пол, растерянно щебетать: «я так больше не буду». По инерции, видимо.
На самом деле Андрей Александрович на директора не похож совершенно. Он не хмурит брови, не говорит под нос и не находится большую часть времени в дурном расположении духа. Улыбается искренне и умоляет не сильно мучить вопросами. Я старалась. Честное слово.
Когда пишешь о директоре, нельзя рассматривать его отдельно от того места, которому он посвятил многие годы своей профессиональной деятельности. Я сейчас о Тверском технологическом колледже. Итак, небольшое досье.
Говорят, от судьбы не уйдешь или яблочко от яблони недалеко падает. Потому Андрею Александровичу самой судьбой предначертано было стать преподавателем и продолжить семейную династию, несмотря на то что по образованию он инженер-механик.
В 61-м году родители с Андреем Александровичем переехали из Москвы в Тверь. Его отец пошел на профессиональный подвиг, покинув столицу для того, чтобы участвовать в становлении Политехнического института, который до сих пор считается одним из самых престижных вузов нашего города.
Спустя годы Андрей Александрович поступает в этот институт на техническую специальность. Несмотря на то, что с детства был склонен к гуманитарным предметам. Увы, в то время бытовало мнение, что на жизнь заработать может только «технарь», именно это повлияло на выбор профессии. По распределению Андрей Александрович начинает работать на Калининском опорно-домостроительном комбинате, потом на стройке, там его и приглашают в техникум, тогда еще именуемый строительный, в качестве преподавателя, коим он работает с 77-го по 89 год. А в 89 году Андрей Александрович был избран общим собранием на должность директора. Кстати, на тот момент в техникуме можно было получить образование только по двум специальностям — «механика» и «строительство».
Не будем скромничать и перенесемся сразу в 2010 год.
Техникум не только сменил название. В Тверском технологическом колледже значительно расширился диапазон подготовки специалистов, наряду с традиционными направлениями «Строительство и эксплуатация жилых и общественных зданий», «Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования» появились новые специальности: «Гостиничный сервис», «Туризм», «Реклама», «Дизайн», «Почтовая связь»
Совместное творчество студентов и преподавателей — фирменная марка ссуза. В стенах колледжа постоянно проходят художественные выставки, функционирует театр-студия, проходит фестиваль «Молодое кино», снимается передача «Горячая тачка», выходит постоянная газета. Разве что радио своего нет. Хот не удивлюсь, что сейчас я просто подала очередную идею, ребята не заставят себя долго ждать, и уже вскоре в городе появится новая волна.
За 20 лет из крохотного учебного заведения, ютившегося в арендуемом помещении, колледж заслуженно превратился в одно из лучших средних специальных учебных заведений России.
— Андрей Александрович, в чем секрет успеха?
— Работать нужно на износ. Морально отдавать себя без остатка. Хотя, с другой стороны, в работе же и подпитка. Молодые ребята заряжают энергией, которая плещет через край. Фонтанируют яркими идеями. Только успевай воплощать их в жизнь. С такой работой скучать и стареть нет ни времени, ни возможности. Нужно быть трудоголиком. Иначе ничего не получится.
— А каким образом вы подбирайте преподавательский состав? Какие требования?
— Тут все просто. Эрудиция. Знание предмета. Ну и в последнее время необходимым стало знание информационных технологий. На сегодняшний день преподавательский процесс без этого немыслим.
— Как вы думаете, преподаватель — это профессия, которой можно овладеть? Или в первую очередь призвание, талант?
— Абсолютно убежден, что талант. Особый склад ума. Можно сколько угодно шлифовать знания, но, для того чтобы отдавать их другим и чтобы знания эти точно попадали в цель, нужно родиться с преподавательским даром.
— Выпускники балуют вниманием?
— Конечно! Приходят, делятся пережитым, рассказывают. Есть среди выпускников и известные имена. Например, Борис Федоров, прекрасный художник. Но дело даже не в этом. Вы не представляете, какое это счастье наблюдать, как за четыре года вчерашние угловатые подростки превращаются в интересных личностей, со своей системой ценностей и взглядами на жизнь.
— Вас называют тверским Третьяковым, совсем недавно прошла выставка, посвященная вашему юбилею, на которой было представлено замечательное собрание работ тверских художников. Как давно вы коллекционируете живопись?
— Около двадцати лет. Я продолжаю традицию, заведенную родителями.
— А почему именно тверские художники?
— Здесь многие факторы сыграли свою роль. В моей семье ценили хорошую живопись. Родители общались с такими известными тверскими живописцами, как Шумилов и Благовещенский. Их круг общения, безусловно, на меня повлиял. Думаю, что нужно поддерживать тверских художников, многие из которых интересны, самобытны и воистину талантливы.
— Сколько работ сейчас находится в вашей коллекции?
— Восемьдесят.
— А сами вы пробовали рисовать?
— Я не рисую. Не умею. И считаю, что каждый должен профессионально заниматься своим делом.
- Что бы вы изменили, если бы стали министром образования?
- Сделал бы все возможное, чтобы повысить статус профессии преподавателя, который незаслуженно обесценивается год за годом. Это грустно и несправедливо.
…Многое изменилось в последние годы в образовании, но неизменным остается одно — руководит учебным заведением директор. Он определяет его лицо. Его авторитет, настойчивость, целеустремленность, интеллект, манера поведения, последовательность влияют на стиль учебного заведения, престиж в глазах общественности и морально-психологический климат в коллективе. В ТТК с атмосферой все в порядке. Сюда идут не только студенты, сюда стремятся и преподаватели. Потому что в этом месте не отвергают новое, любят и умеют работать. Взаимодействие, а не взгляд сверху — вот позиция Андрея Александровича Цуркана, а соответственно, Тверского технологического колледжа в целом.
В который раз убеждаюсь, что чем успешнее человек, чем больше он состоялся, тем он проще. Спасибо за беседу. И берегите себя.