…Сегодня никто из односельчан в адрес Людмилы слова доброго сказать не может. Да и что тут скажешь, если дама беспробудно пьет и хронически не работает. Сожителей меняет, как перчатки. Сейчас живет с ранее судимым мужчиной, также пьющим и нигде не работающим. В 2005 году была лишена родительских прав в отношении четверых своих детей за злостное уклонение от их воспитания и содержания, однако и после лишения родительских прав своего отношения к детям не изменила, продолжала вести разгульный образ жизни, в приемных семьях их не посещала, участия в судьбе не принимала. Одним словом, с глаз долой - из сердца вон. Про таких говорят: пропащая. Тем не менее, эта пропащая благополучно родила через год после лишения ее родительских прав еще одного ребенка. С первых дней судьба маленькой Олеси практически ничем не отличалась от судьбы ее старших братьев и сестер. Мамаша была больше обеспокоена добычей спиртного, нежели уходом за малышкой. Пьянки-гулянки продолжались в прежнем режиме.
А в июне 2007 года полуторагодовалую Олесю сотрудники милиции нашли брошенной в буквальном смысле слова на улице. Грязная, голодная, неухоженная и вся в слезах, она была доставлена в детское отделение больницы. Мать девочки, сильно нетрезвая, появилась здесь только на следующий день и … написала заявление о временном помещении дочери в дом ребенка. К счастью, нашлись добрые люди - медицинский работник, ухаживающая за малышкой с момента ее помещения в больницу, привязавшаяся к девочке и полюбившая ее - и приняли Олесю в свою семью, на что Людмила без раздумий дала согласие.
…Маленький Вадик и вообще ни дня не прожил со своей мамой в отчем доме. Дом ему был предназначен другой: сначала роддом и больница в Твери, затем детское отделение ЦРБ в Торопце. Мамой Юлией Вадик был оставлен еще в Твери. Зачем ей малыш, если есть другие, более занимательные, чем уход за ребенком, дела: компании, спиртное, бесконечные загулы. Она так спешила, что, уезжая от сына, даже не оформила в больнице согласие на его усыновление либо помещение в детское учреждение, бросив ребенка в буквальном смысле на произвол судьбы. Собственно, ничего удивительного для тех, кто знал Юлию, в этом не было. Она плюнула на малыша еще до его рождения и во время беременности, как говорят односельчане, пила, курила и гуляла. После рождения Вадика мамаша ни разу за 10 месяцев не поинтересовалась судьбой сына. Сразу из Твери, не заезжая в Торопецкий район, где проживала, отправилась на родину в Бежецкий, и там сразу завела сожителя, аналогичного себе по запросам. Там до сих пор и проживает.
В результате Юлия все же нашла время и отказалась от сына, написав заявление о согласии на его усыновление другими лицами. Мальчик сейчас живет в приемной семье.
… Малышке Алечке не было и двух лет, когда ее поместили в социально-реабилитационный центр в Плоскоши. Поместили не случайно, ее мать оставляла девочку одну без присмотра, в жуткой антисанитарии, царившей в доме, воспитанием не занималась, да и вообще не следила за ребенком, потому что пила - и этим все сказано. За год, в течение которого Аля находилась в Плоскоши, Ольга так ни разу и не навестила дочку, хотя неоднократно предупреждалась сотрудниками милиции, комиссией по делам несовершеннолетних о недопустимости своего разгульного поведения, неоднократно подвергалась административным взысканиям, однако своего отношения к дочери не изменила. Бутылка оказалась ближе. И это тоже закономерно: Ольга еще будучи несовершеннолетней школу прогуливала, вела аморальный образ жизни, пила и употребляла токсические вещества, пьянствовала и ее мать.
Все вышеперечисленные родительницы решением Торопецкого районного суда были лишены родительских прав. Как пояснила председатель Торопецкого районного суда Л. Н. Дугушова, лишение родительских прав - мера исключительная и в то же время высшая мера семейно-правовой ответственности за невыполнение родительского долга.
Лишение родительских прав производится лишь в судебном порядке с участием прокурора, органа опеки и попечительства. Ребенок в соответствии со ст. 9 Конвенции о правах ребенка не должен разлучаться со своими родителями, кроме отдельных случаев, когда такое решение принимается судом в интересах ребенка.
Как следует из практики, такая мера, как лишение родительских прав, применяется с достаточной осторожностью и при наличии всех предусмотренных законом оснований. Тем не менее, из года в год количество дел данной категории возрастает. Так, Торопецким районным судом в 2008 и за 8 мес. 2009 года рассмотрено 36 гражданских дел о лишении родительских прав, из них 34 иска удовлетворены.
Их анализ позволяет говорить о том, что лишены родительских прав те родители, которые самоустранились от воспитания своих детей, не проявляют заботу об их здоровье , психическом и духовном развитии, материально не обеспечивают, злостно уклоняются от уплаты алиментов, злоупотребляют спиртными напитками, ведут аморальный образ жизни.
В обязательном порядке при рассмотрении дел о лишении родительских прав суд решает вопрос о взыскании алиментов, поскольку лишение родительских прав не освобождает родителя от обязанности содержать своего ребенка.
Родители, лишенные родительских прав, теряют все права, основанные на факте родства с ребенком, в том числе и на получение от него содержания, а также право на льготы и государственные пособия, установленные для граждан, имеющих детей. При исполнении решений о лишении родительских прав Торопецкий районный суд извещает органы, производящие выплаты, о необходимости их прекращения.
Родители (или один из них) могут быть восстановлены в родительских правах в случаях, если они изменили поведение, образ жизни и отношение к воспитанию ребенка. Однако практика рассмотрения гражданских дел указанной категории показывает, что происходит подобное крайне редко. Так, в 2008 году и за 9 месяцев года текущего подобные иски в Торопецкий районный суд не поступали.
Л. Н. Дугушова в заключение отметила, что Президент РФ Дмитрий Медведев обращает особое внимание на вопросы воспитания и защиты детей. Им, в частности, был предложен ряд законодательных поправок в этой сфере. Президент считает, что нужно увеличить уголовную санкцию за неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетних, а также усилить уголовную ответственность за тяжкие и особо тяжкие преступления против детей. И Федеральным Законом № 215-ФЗ от 27 июля 2009 г. внесены изменения в Уголовный кодекс РФ, ужесточившие наказание за неисполнение обязанностей по воспитанию детей.