29 августа 2012 года на свой большой августовский педсовет собрались учителя школ, воспитатели детских садов и педагоги дополнительного образования, чтобы дать оценку года прошедшего и определить задачи на будущее. Основным отличием нынешней конференции являлось то, что в ходе её работы не только были представлены результаты деятельности образовательных учреждений Торопецкого района за прошлый учебный год и поставлены задачи на предстоящий учебный год, но и установлены важнейшие стратегические ориентиры развития до 2020 года. С докладом выступила заведующая отделом образования администрации Торопецкого района г.в. ВОЛОСЮК.
В Стратегии инновационного развития страны на период до 2020 года, утверждённой Правительством Российской Федерации в декабре прошлого года, отмечается возрастание роли человеческого капитала как основного фактора социально-экономического развития. Очевидно, что значительная часть ответственности за развитие человеческого капитала лежит на системе образования.
Развитие образования - это государственная задача, ориентированная на обеспечение позитивной социализации и учебной успешности каждого ребенка.
А для этого должно быть выстроено единое образовательное пространство. Основой его по праву является дошкольная ступень. И её роль в связи с внедрением Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения возрастает как никогда. Говоря об успешности первоклассников, нельзя забывать о том, что каждый из них должен иметь равные стартовые возможности для освоения программ начального общего образования. А дать им эту возможность может только дошкольная ступень.
Дошкольное образование в Торопецком районе - это 10 детских садов, из них три - в городе, семь - на селе, две группы социально-педагогической направленности (студия "Золотой ключик") для детей 5-7 лет в Доме детского творчества, дошкольная группа в Торопецкой СОШ № 1. Охват детей дошкольным образованием на 1 сентября 2012 года в целом по району составляет 55,8%. В летний период в дошкольные учреждения был зачислен 161 человек, однако 72 ребенка от 2 до 3 лет не смогли попасть в детский сад из-за отсутствия мест. Всего на 1 сентября 2012 года на учете для зачисления в детские сады стоит 319 детей в возрасте от 0 до 3 лет.
Учитывая высокую потребность в местах для дошкольников от 2 до 3 лет в городе и недостаточный охват дошкольным образованием на селе, в Торопецком районе предусмотрен ряд мер по развитию системы дошкольного образования: капитальный ремонт дошкольных учреждений и введение дополнительных мест. Эта работа целенаправленно проводится администрацией Торопецкого района, и с 2009 по 2011 год дополнительно было введено 70 мест в МДОУ "Детский сад № 1" г. Торопца. В 2012 году будет отремонтировано кирпичное двухэтажное здание для размещения детского сада на 80 мест. Таким образом, возможность попасть в современный детский сад появится у всех дошкольников, проживающих на территории Речанского сельского поселения, оставшиеся места будут предложены детям, проживающим в городе и состоящим в очереди на получение услуги дошкольного образования. Общая стоимость работ составит более 4,5 млн. руб.
Еще одно направление развития дошкольного образования - открытие дошкольных групп на свободных площадях общеобразовательных школ. Такой опыт в районе есть и весьма успешный. С 2006 года такая группа работает в МОУ Торопецкая СОШ № 1 и пользуется большим спросом у населения. До 2015 года такие группы появятся во всех городских школах, а также в Краснополецкой, Василевской, Шешуринской, Скворцовской школах.
В 2012-2013 учебном году для детей, не имеющих возможности посещать детский сад, планируется расширить спектр предоставления дошкольных образовательных услуг, а именно открыть консультационные пункты для родителей, организовать группы выходного дня. Это даст возможность ознакомления родителей с методиками раннего развития детей и их практической отработки. Среди основных задач дошкольного образования:
формирование образовательных программ в соответствии с государственными требованиями;
формирование новой развивающей среды;
повышение квалификации работников системы дошкольного образования;
освоение технологий "выравнивания" стартовых возможностей будущих первоклассников.
Уже сегодня воспитатели детских садов района активно участвуют в инновационной деятельности. Проведенные конкурсы "Воспитатель года 2011", "Воспитатель года 2012", участие в региональном смотре инновационных проектов в августе 2012 года показали, что у педагогов, работающих в детских дошкольных учреждениях нашего района, есть немало уникальных идей, которые должны быть реализованы на практике.
Понимая, какая ответственность лежит на дошкольных учреждениях, в 2011 году по инициативе Правительства Тверской области на 30 процентов была увеличена зарплата воспитателям дошкольных учреждений. На эти цели дополнительно было направлено 771 тыс. руб. в 2011 году, более 1,5 млн. руб. - в 2012 году. Средняя заработная плата воспитателей в настоящее время составляет 9 853 руб. В ближайшей перспективе планируется ее доведение до уровня средней зарплаты в сфере общего образования.
Серьезные изменения в прошедшем году произошли в системе общего образования. В рамках долгосрочных инвестиций в образование с августа 2011 г. в Тверской области реализуется комплекс мер по модернизации общего образования. Это стало логичным продолжением приоритетного национального проекта "Образование" и комплексного проекта по модернизации образования, реализованных в 2005-2009 годах.
Основной целью в 2011 году было повышение качества образования. Под качеством образования традиционно понимается успешность обучения и качество знаний. В течение последних 3 лет показатель качества знаний (количество успевающих на 4 и 5) остается относительно стабильным, и в прошедшем учебном году он составил 40% (в 2011 г. 42%). Но зато больше стало отличников - 121 чел. (вместо 112 в 2011 году). Снизилось количество обучающихся, переведенных условно с 20 чел. в 2011 году до 6 чел. в 2012-ом, оставленных на повторное обучение - с 14 чел. в 2011 году до 11 чел. Но наиболее важным показателем оценки качества были и остаются результаты государственной (итоговой) аттестации выпускников 9 и 11 классов. Единый государственный экзамен в этом году сдавали 100 выпускников школ, 1 выпускник прошлых лет, 4 выпускника Торопецкого сельскохозяйственного техникума и 4 выпускника ПУ-1. Стобалльных результатов в нашем районе нет. Максимально высокий показатель - 90 баллов по русскому языку получили выпускники МОУ Торопецкой СОШ № 1.20 человек получили на экзамене от 70 до 90 баллов (это выпускники СОШ № 1, № 2, № 41, Краснополецкой и Скворцовской школ).
Динамика среднего тестового балла в ОУ Торопецкого района
Предмет
Средний тестовый балл
2010
2011
2012
Русский язык
57,0
59,71
62,72
Математика
38,36
39,9
42,6
Анализ среднего тестового балла с 2010 по 2012 год позволяет увидеть его положительную динамику как по русскому языку, так и по математике. В 2012 году впервые средний балл по району 62,72 превысил среднеобластной показатель (62,4). А вот результаты по математике по-прежнему остаются ниже среднего показателя по Тверской области (43,24). Этот уровень удалось преодолеть только выпускникам трех школ - Краснополецкой, Скворцовской и Торопецкой СОШ № 1. В 2011-2012 учебном году 11 выпускников награждены золотыми и серебряными медалями. Это выпускники: СОШ № 1 - 6 медалистов и СОШ № 41 - 5 медалистов.
Анализ результатов ЕГЭ по профильным предметам показывает, что выпускники профильных классов городских школ неактивно выбирали профильные предметы для сдачи ЕГЭ, если они не были обязательными. Это говорит о необходимости усилить профориентационную работу на этапе предпрофильного обучения. В прошлом учебном году профильные предметы в школах дублировались: СОШ № 1 и № 41 - математика и информатика. При этом информатику как профильный предмет выбрали только 12% выпускников СОШ № 1. Из профильных предметов в СОШ № 2 (русский язык, литература и обществознание) 84% выпускников выбрали обществознание и только 10% - литературу. Из этой ситуации видно, что принятые решения о сохранении старшей ступени только в базовых школах города были правильными. Педагогическим коллективам следует активнее работать по формированию профильных классов, не дублировать профили и ориентировать выпускников 9-х классов выбирать не школу, а конкретный профиль обучения.
В 2011-2012 учебном году 9 классов закончили 198 человек. Все они проходили государственную (итоговую) аттестацию по обязательным предметам в новой форме. Анализ результатов Г (И)А показывает положительную динамику по русскому языку и значительное снижение результатов по математике. Конечно, на результат экзаменов значительно повлияли организационные изменения - буквально за месяц до проведения экзаменов были введены бланки, и учителям пришлось в большей степени проводить занятия по правильному их заполнению, а не по повторению учебного материала. Тем не менее, полученные результаты нацеливают нас на необходимость совершенствования как муниципальной, так и внутришкольных систем оценки качества образования, максимально приближая их к региональной модели.
Главным содержанием деятельности образовательных учреждений Торопецкого района в истекшем учебном году было внедрение в 1 классах Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования. По новым стандартам в 2011-2012 учебном году работало 13 школ из 15, где обучалось 194 первоклассника. Проведенный в конце учебного года мониторинг образовательных достижений учеников 1-х классов позволил выявить ряд проблем, которые должны быть решены в наступающем учебном году. Среди них - использование старого репродуктивного подхода в обучении вместо внедрения инновационных деятельностных методик, недостаточная подготовка первоклассников, отсутствие тесного контакта между дошкольным и начальным общим образованием. Есть проблемы и с организацией внеурочной деятельности. Основная задача внеурочной деятельности - развитие способностей детей, и здесь очень уместно говорить о целесообразности сотрудничества школ с учреждениями дополнительного образования. Внеурочная деятельность, реализуемая вместе с учебной в рамках единой образовательной программы, требует создания особой среды для реализации имеющихся способностей детей - творческих, спортивных, интеллектуальных. Такой опыт также нарабатывался образовательными учреждениями в ходе прошлого учебного года. Но опять же, услуги учреждений дополнительного образования остаются недоступными для сельских школьников. В этой связи видится необходимость привлечения учреждений культуры к реализации внеурочной деятельности.
С сентября МОУ Торопецкая СОШ № 1 начинает работу по опережающему введению ФГОС в 5 классе. Приятно отметить, что коллектив школы участвовал в конкурсе на право стать региональной инновационной площадкой по опережающему введению ФГОС и вошел в число 34 школ-"пилотов" из 100 претендентов. Еще с января 2012 года в школе идет активная подготовка к опережающему введению новых стандартов основной школы - учителями пройдены курсы повышения квалификации, разработаны образовательные программы, приобретено необходимое оборудование. Таким образом, уже сегодня у нас в районе есть сильный ресурсно-методический центр по освоению новых методик обучения и воспитания.
Летом этого года приняты стандарты среднего (полного) общего образования. Главной задачей старшей школы является осознанный выбор профилей обучения и тесная интеграция с учреждениями среднего и высшего профессионального образования. В этой связи возрастает роль профориентационной работы, её направленность на экономику района, региона и страны в целом. Сегодня в списке профессий, нужных району: учителя и воспитатели, врачи и медсестры, строители и инженерные работники, рабочие, способные работать на промышленном оборудовании с программным управлением. Новые стандарты старшей ступени обучения предполагают и существенные изменения в проведении государственной (итоговой) аттестации выпускников. Кроме русского языка и математики, с 2020 года обязательным станет экзамен по иностранному языку.
Среди инноваций в системе образования следует назвать создание необходимых условий для обучения детей с ограниченными возможностями. В настоящее время в общеобразовательных школах Торопецкого района обучается 31 ребенок с ограниченными возможностями здоровья. Из них в обычных классах общеобразовательных учреждений обучается 19 детей, в коррекционных классах общеобразовательных учреждений - 10 чел. По индивидуальным программам на дому обучается 12 детей-инвалидов. В последние 2 года особое внимание уделялось расширению возможностей обучения детей на дому с использованием компьютерных технологий. В настоящее время сформирован центр дистанционного обучения - МОУ СОШ № 2 г. Торопца, проведено обучение 7 учителей, сформирован банк данных о детях-инвалидах, получено оборудование для организации дистанционного обучения 5 детей-инвалидов. На сегодняшний день установлено 3 комплекта, и мы располагаем возможностями для установки еще двух. По вопросам установки этих комплектов и организации обучения детей-инвалидов с использованием Интернета необходимо обратиться в отдел образования. В наступающем учебном году это направление обучения детей со специальными потребностями будет продолжено, но на первый план выходит развитие инклюзивного образования, которое подразумевает включение детей с ограниченными возможностями здоровья в школьную среду. В ближайшее время предстоит не только формировать доступную среду в части переоборудования зданий, а главное, в части воспитания в детях общечеловеческих качеств - уважения друг к другу, умения дружить, прийти на помощь - и социализации в общество. Положительный опыт инклюзивного образования имеет МОУ ДОД "Торопецкий ДДТ" - уже на протяжении многих лет дети с ограниченными возможностями здоровья посещают кружки наравне с остальными детьми. Этот опыт сегодня актуален как никогда. В период до 2015 года предусмотрено формирование групп физкультурно-оздоровительной направленности в ДЮСШ.
Говоря об инновационных подходах в образовании, а это открытые учебные лаборатории, виртуальная школа, творческие студии, клубы по интересам
инклюзивное образование, пресс-клубы, радио- и телестудии, детские общественные организации, следует еще раз подчеркнуть, что они предполагают тесное взаимодействие и сотрудничество всех образовательных учреждений района: детских садов, школ, учреждений дополнительного образования, учреждений среднего и высшего профессионального образования. И все возможности для этого имеются. Торопецкий район обладает высоким кадровым потенциалом. В системе образования Торопецкого района работает 378 педагогов, в том числе с высшим образованием 62%, со средним специальным - 34%. За высокие результаты работы по обучению и воспитанию детей 12 педагогам присвоено Почетное звание "Заслуженный учитель Российской Федерации", 34 чел. имеют звание "Отличник народного просвещения", 17 чел. награждены знаком "Почетный работник общего образования РФ", 13 чел. награждены почетными грамотами Министерства образования и науки.
Тем не менее, требования к педагогу возрастают год от года. Кроме профессиональных знаний сегодня от учителя требуется психологическая и технологическая готовность к достижению принципиально новых целей образования: информатизация, профилизация, использование Здоровьесберегающих и компьютерных технологий. Именно поэтому одним из главных критериев оценки качества работы учителя в современной школе является повышение квалификации. В течение прошлого учебного года повысили свою квалификацию 69 педагогических работников и руководителей образовательных учреждений. На эти цели в 2011 году было выделено 243 тыс. руб.
Модернизация общего образования предъявляет достаточные требования к качеству образования обучающихся. В связи с этим с сентября 2011 года проводится работа по повышению уровня заработной платы учителей и создания современной школьной инфраструктуры.
Результатом этой работы должно стать поэтапное доведение средней заработной платы учителей до среднего показателя по экономике. В Торопецком районе это 13828 руб. По результатам мониторинга средней заработной платы в 2011-2012 учебном году средняя зарплата учителей в 1 квартале 2011 года составляла 9095 руб., в 4 квартале 2011 года - 11768 руб., а за период с января по май 2012 года - 15131 руб.
Таким образом, уже на сегодняшний день обеспечен рост зарплаты учителей до среднего показателя по экономике в Торопецком районе. Но это не означает, что она останется на этом уровне. Уже с 1 октября 2012 года предусмотрено плановое повышение заработной платы бюджетников на 6%.
Говоря о средних показателях, нужно иметь в виду, что не во всех школах заработная плата одинакова. Так, среднемесячная заработная плата в МОУ Октябрьской ООШ - 18457 руб, в Плоскошской - 17143, в СОШ № 1 - 16564. Это самые высокие показатели. Но есть еще и другие показатели. В Пятницкой, Воронцовской, Кудрявцевской школах заработная плата за 4 месяца 2012 года составила всего около 11 тыс. руб., несмотря на то, что здесь установлены самые высокие поправочные коэффициенты (от 1,27 до 1,57 вместо установленного 1,0). Основная проблема названных школ - их малочисленность. В них обучается всего от 13 до 25 чел. Дальнейшее повышение поправочных коэффициентов одним школам и понижение другим уже не может решить проблему даже не роста, а обеспечения заработной платы на существующем уровне. По результатам комплектования сельских школ на 2012-2013 учебный год уже можно прогнозировать снижение заработной платы учителей в отдельных школах. Сохранение существующей сети сельских общеобразовательных учреждений возможно только в результате присоединения малочисленных школ к базовым или более крупным сельским школам в форме филиалов. Процесс оптимизации образовательной сети продолжен, летом 2012 года начата реорганизация 4 сельских школ. В результате Воронцовская школа станет филиалом базовой Плоскошской СОШ, а Пятницкая - филиалом Скворцовской СОШ. Еще раз хочу акцентировать внимание на том, что целью названной реорганизации является не ликвидация малочисленных школ, а их сохранение в ином статусе. Кроме того, объединение фондов оплаты труда позволит не просто снять напряженность, связанную с возможностью нехватки установленного финансирования, а обеспечит педагогам малочисленных школ возможность стабильной работы и получения стимулирующих выплат. Несомненно, это даст положительный эффект в достижении основной цели модернизации общего образования - повышения его качества.
Инновационные подходы требуют не только новых идей и проектов, которых достаточно много в наших образовательных учреждениях. Очень важно, чтобы они были подкреплены современной школьной инфраструктурой. Не случайно в ходе реализации комплекса мер по модернизации общего образования этому направлению уделяется самое пристальное внимание.
В этом году на приобретение учебно-лабораторного оборудования, оборудования для столовых, информационного центра, приобретение автобуса для школ только по комплексу мер направлено 12 миллионов 232 тысячи рублей. Сделан первый шаг к оснащению небазовых школ, а итогом этой работы будет выравнивание условий обучения в базовых и небазовых школах.
Значительные денежные средства выделены для подготовки учреждений образования к новому учебному году и созданию комфортных условий, более 28 миллионов рублей. Кроме того, значительные денежные средства в прошлом году были направлены на организацию подвоза школьников (более 3 млн. руб.), организацию горячего питания (4,2 млн. руб.), организацию летнего отдыха и занятости детей (2,5 млн. руб.).
На региональной педагогической конференции Губернатор Тверской области предложил в наступающем учебном году обратить внимание подрастающего поколения на благоустройство окружающего мира.
- Если мы хотим, чтобы завтра на наших улицах, во дворах, в подъездах было чисто - нужно, чтобы для детей стало привычным правило из "Маленького принца": встал - первым делом приведи в порядок свою планету, - отметил Андрей Владимирович Шевелев.
Такая акция будет очень актуальной и символичной, так как 2013 год объявлен в России Годом окружающей среды. Полагаю, что в педагогическом сообществе нашего района эта инициатива найдет понимание, и территории наших образовательных учреждений в результате совместных усилий педагогов, детей и их родителей, действительно, станут чистыми и красивыми. По материалам сайта http://vesvladivostok.ru