Кроме того, что 9 мая – День Победы, великий всенародный праздник и, что немаловажно, внеочередной выходной, это еще и историческое событие. Причем событие не абы какое, упоминающееся в учебниках истории с целью соблюсти научную точность, а то, которое принято называть вехой, то есть решившее судьбы всего мира. Как у любого исторического события, у Дня Победы есть различные трактовки, сформулированные учеными из разных идеологических лагерей. То же самое касается и истории Великой Отечественной войны в целом. Это не означает, что историческая точность в данном случае пропадает, однако одни и те же факты и тенденции преподносятся под разным углом, а стало быть, и воспринимаются по-разному. Сегодня наш сайт предлагает пролистать современные школьные учебники истории и вспомнить, что там написано о событиях Великой Отечественной войны и, не исключено, узнать что-то новое.
Честно врать
"После коварной атаки на Перл Харбор американские военные аналитики выписали несколько европейских газет и посмотрели, что в них пишут. Оказалось, что в Европе опять воюют. Некие Гитлер (генеральный секретарь немецкой компартии) и Сталин (канцлер СССР) нападали на ни в чем не повинный Лихтенштейн. В войну вот-вот должен был вступить флот Монако и кавалерийская армия Ватикана. В такой ситуации было принято решение вмешаться в конфликт. Заодно и японцам отомстить".
Не удивляйтесь, это строки из американского учебника истории. Правда, учебника "экспериментального", написанного русским блогером Дмитрием Дымовым с целью посмеяться над западным научным подходом.
Этот самый подход живописно описал уже несколько лет живущий в США кандидат технических наук Тигран Халатян. Халатяна возмущает несколько фактов. В частности, он приводит выдержку из учебника для седьмого класса Prentice Hall "History of Our World 2007": "Победа в Европе. Следом за кампаниями в Северной Африке и Италии, союзники открыли западный фронт против ослабленных немцев. 6 июня 1944 года корабли союзников с 156 000 солдат на борту высадились в Нормандии, северном побережье Франции. Известная как День Д высадка в Нормандии была началом массированного похода союзников на восток. За шесть месяцев союзные армии дошли до Германии. Последней попыткой достичь успеха в декабре 1944 года, известной как Схватка в Арденнах, немецкая вооруженная сила была сокрушена. Союзники провозгласили победу в Европе 8 мая 1945 года".
Таким образом, в результате битв за Москву, Сталинград и Курск получились "ослабленные немцы" и не более, про 9 мая вообще ничего не сказано, равно как и про такую страну, как СССР.
С другой стороны, информация и не искажена, просто "трактовка" другая.
Двадцать лет прошло, цифры уточняются
По поводу американцев все предельно ясно. Про уровень их мозговой активности, по крайней мере, в той части, что не касается бизнеса, исчерпывающе рассказал еще Михаил Сергеевич Задорнов.
Впрочем, уверен, в Америке есть свой Задорнов, который примерно с таким же успехом вешает ярлыки на нас с вами. Но сейчас разговор не об этом. Бог с ними с американцами, главное, чтобы на Родине свою историю знали. А откуда историю должны знать наши соотечественники? Считается, что из школьных учебников истории. Мы принципиально не стали читать советские учебники, поскольку в них информация может и не преподносится так вызывающе-однобоко, однако все и вся трактуется с позиций марксизма-ленинизма, о сильных и слабых сторонах которого сказано уже немало.
Самым первым учебным пособием для школьников, выпущенным после развала СССР, является "История Отечества" В. П. Островского 1992 года. По нему несколько лет назад учились одиннадцатиклассники, затем учебник списали в связи с появлением нового, и, как считают многие учителя истории, списали зря: отбросив идеологический налет, учебник Островского сохранил и положительные качества, в частности, большое количество фактического материала.
Вот, к примеру, как рассказывают авторы учебника о раскладе сил сторон перед началом войны: "Советские войска, сосредоточенные в западных приграничных округах, состояли из 170 дивизий и насчитывали около 2,7 миллиона человек личного состава, 37,5 тысячи орудий и минометов, 1475 новых танков (КВ и Т-34), 1540 самолетов новых типов, а также значительное количество легких танков и самолетов устаревших конструкций. Наши дивизии не были полностью укомплектованы, поэтому на основных направлениях противнику удалось обеспечить превосходство в 3-4 раза, а на направлениях главного удара – и более".
Прошло 13 лет, и в России выпустили еще один учебник истории "История России" А. А. Данилова и Д. Г. Косулиной для 9 класса. Та же самая информация преподносится уже несколько иначе: "22 июля в смертельной схватке столкнулись две крупнейшие к тому времени военные силы. Германия и выступившие на ее стороне Италия, Финляндия, Венгрия, Румыния, Словакия имели 190 дивизий против 170 советских. Численность противостоящих войск с обеих сторон была примерно равна и составляла в общей сложности 6 миллионов человек. Примерно равным было и количество орудий и минометов (48 тысяч – у союзников, 47 тысяч – у СССР). По численности танков (9,2 тысячи) и самолетов (8,5 тысячи) СССР превосходил Германию и ее союзников (4,3 тысячи танков и 5 тысяч самолетов)".
Уловить разницу несложно: во-первых, некоторые цифры, приведенные в двух учебных пособиях, сами по себе разнятся, однако это в истории не редкость. Во-вторых, в 2005 году школьникам уже не говорят о существовании "наших" и "ваших", а озвучивают название стран, которые принимали участие в войне. В-третьих, расклады сил даны уже "в контексте": то есть у СССР было столько-то, а у противника – столько-то, чего нет в учебнике 1992 года. А к примеру, учебник О. В. Волобуева "Россия и мир" 2006 года выпуска, видимо, в стремлении избежать разночтений в цифрах, говорит только, что "летом 1941 года Германия и ее сателлиты сосредоточили на советской границе 190 дивизий" (про то, что в это время делала советская сторона, не сказано ни слова), а учебник "История Отечества" Н. В. Загладина того же года утверждает, что "силы противников были примерно равны, но немцы получили большое преимущество за счет внезапности нападения".
Кстати, учебное пособие 2005 года для девятиклассников, рассказывая о предвоенной ситуации, вворачивает вот такой презабавный пассаж: "Война потребовала отказа от ряда демократических форм управления страной, предусмотренных Конституцией 1936 года. 30 июня вся власть была сосредоточена в руках Государственного комитета обороны, председателем которого стал Сталин". В принципе, у ученика 9 класса вполне может сложиться впечатление, что реально Сталин собирался созвать парламент и назначить выборы, если бы не война. Видимо, сие написано с той целью, чтобы отрок, проживая в современной России, не дай бог, не забыл, что такое демократия и демократические институты.
Кто вы,
мистер Сталин?
Возьмем еще одно событие: Тегеранская конференция. Для тех, кто не видел фильм с Аленом Делоном, поясним, что это первая из трех конференций, на которых участники "большой тройки" антигитлеровской коалиции договаривались между собой о будущем мироустройстве. Вот как это событие описывается в "Истории Отечества" 1992 года: "Сталин сумел сыграть на противоречиях между Рузвельтом и Черчиллем. Более того, ему удалось убедить Рузвельта остановиться в советском посольстве. Острые эпизоды конференции перемежались дружескими застольями, тем более, что один из дней конференции совпал с днем рождения Черчилля". Любо-дорого почитать: далее толково даны все расклады, сказано о том, почему Черчилль предлагал открыть второй фронт на Балканах, почему Сталин с Рузвельтом, который, как известно, уже хранил тепло русского гостеприимства, были против и предлагали второй фронт в Нормандии.
А вот в учебнике для 9 класса про Тегеран-43 сказано более, чем скупо и, как говорят преподаватели истории в вузах, "общо": "Договорились об открытии второго фронта в Европе (причем где, не сказано, о создании после войны ООН, о послевоенном мировом устройстве, о судьбах Германии после ее поражения".
Учебник "История Отечества" 2006 года (кстати, это последнее на сегодняшний день изданное учебное пособие для массового изучения в школе) делает акцент на взаимных претензиях союзников, а не на личных дипломатических качествах их лидеров, утверждая, что незначительное до 1943 года участие Англии и США в войне вызывало недовольство Москвы, однако в то же время "каждый десятый самолет в Красной Армии был иностранного производства". Упоминается одна забавная деталь: в связи с тем, что Черчилль не выполнял обещания по открытию второго фронта, "вторым фронтом" советские солдаты называли американскую тушенку. Больше всего удивил учебник истории "Россия и мир" 2006 года: там про конференцию вообще ничего не сказано, зато статья про то, как западные союзники вели военные действия в Африке и на Тихом океане, по количеству знаков превосходит статью, посвященную Сталинградской и Курской битвам вместе взятым. Знакомый учитель истории открыл секрет: "Россию и мир" писали не американские шпионы, а вполне себе русские педагоги, просто пособие предназначено для учеников лицеев, где основными являются физика и математика. Получается, что у физиков история – своя.
Одна на всех?
И последний аспект, о котором хотелось бы упомянуть, – это не День Победы непосредственно, а итоги войны. Вот что об этом писали в 1992 году: "Трагический парадокс истории состоял в том, что народ, вступивший в борьбу с бесчеловечным агрессивным гитлеризмом, сам жил в условиях сталинского деспотического режима, приносившего страдания миллионам людей. Но выбор, который был сделан в июне 1941 года, был выбором не в защиту сталинского режима. Это был выбор в защиту независимости Родины".
Учебник 2005 года гнет свою линию по поводу "демократии": "Война проломила "железный занавес", которым страна была отгорожена от всего мира. Участники европейского похода, многочисленные репатрианты воочию увидели тот мир, о котором они знали исключительно из пропагандистских материалов".
Учебник "История Отечества" 2006 года говорит о том, что "эффективность действий советского аппарата власти в годы войны обеспечивалась не только репрессиями, но и доверием народа к своим лидерам, прежде всего к И. В. Сталину", а "сложившаяся в 1930-е годы вера в его мудрость была усилена общим патриотическим подъемом в годы войны". То есть спустя 14 лет Сталин снова стал "отцом народа".
Учебник "Россия и мир" снова удивляет, сплошной строкой давая информацию о том, что СССР вышел из изоляции, США нарастили экономическую мощь, а колониально зависимые страны в это время получили надежду на освобождение.
Как известно, нерадивые студенты исторических факультетов готовятся к сессии по школьным учебникам истории, а, как известно, нерадивых студентов хватает на любом факультете, поэтому на экзамене преподавателям приходится слушать различные трактовки и мириться с тем, что история одна и та же, но в то же время – у каждого своя.