8 сентября во всем мире отмечался Международный день грамотности. Что это за праздник, откуда он взялся и зачем, собственно, нужен, толком никто не знает. Суть не в этом. Шуточная на первый взгляд дата – неплохой повод задуматься, а что такое грамотность, есть ли грамотность вокруг нас, какого человека можно считать грамотным. На эти вопросы мы попытались ответить в том числе и с помощью теста, который проводился среди выпускников абаканских школ. Кому, как не им, разумеющим грамоту, блистать знаниями?
Кто ты, грамотей?
Итак, что такое грамотность? Толковые словари по этому поводу единогласны: 1. Грамотность – умение правильно читать и писать; 2. Грамотность в широком смысле – грамотность политическая, грамотность рисунка, грамотность речи. Посему грамотный человек способен и запятые в сложносочиненных предложениях расставить, и Рембранта от Рубенса отличить, и стихотворение классика, если нужно, узнать, проснувшись в три часа ночи.
Это ежели современный человек, ведь раньше, скажем, до революции, грамотным считался тот, кто мог написать собственную фамилию и прочитать несколько слов из церковной молитвы. Ужас, правда?
Хотя большевики в свойственном им стиле эту проблему решили быстро и напористо: с тех пор в нашей стране существует загадочное и страшное слово "ликбез", то бишь ликвидация безграмотности. Власти поставили задачу в максимально короткие сроки научить читать и писать максимально возможное количество сограждан. Инициатива, нужно отметить, была полезная, а главное – на сто процентов ко времени. К середине века мы превратились в самую читающую и одну из самых грамотных в мире наций.
С другой стороны, советскую систему образования очень часто упрекали в непрактичности: бесконечные диктанты, сочинения и изложения, вследствие которых в головах учеников оставалось невероятное количество подчас ненужной информации. К примеру, человек мог без ошибок написать миллиарды страниц текста, а вот "биде" от "унитаза" отличить не в состоянии. Это ли есть грамотность? Мы решили не заходить далеко в дебри смысловых нюансов, а проверить грамотность выпускников школ универсальным тестом: помимо вопросов на правописание, в нем присутствовали задания на элементарную эрудицию.
"ЖИ-ШИ" пиши с "И"!
Умение правильно писать на родном языке – показатель грамотности номер один, вне всяких сомнений. Естественно, в век смс и айсикью-общения, всевозможных "аффтор жжот" и "превед медвед" грамотно писать уже немодно, да и вовсе незачем. Яндекс подскажет, Word не выдаст, подчеркнет, если потребуется.
Впрочем, мы поэтому и решили проверить тех, кому еще терять есть чего: школьников, несмотря на то, что они правила орфографии двадцать первого века используют активнее всех, все же придется сдавать экзамены, и не просто экзамены, а, страшно сказать, Единый государственный! Для теста решили выбрать не отрывок о том, как писатель ходил на охоту, а просто отдельные слова. Каждому из участников теста предлагалось на слух написать всего два слова: одно попроще, к примеру, "кислотно-щелочной", "кибернетический" или "павлиний хвост"; другое – посложнее, например, "офтальмологический", "сепаратор" или "синхрофазотрон". Ну как же обойтись без небольшой провокации!
Для проверки специально приглашались учащиеся из разных школьных слоев, от педантов-отличников до вечно опаздывающих завсегдатаев школьных столовых. Что же получилось?
Скептикам должно показаться странно, но с первой группой слов, то есть словами, которые по идее не должны вызывать затруднений, справились без ошибок фактически все. Со словами "повышенной сложности" оказалось сложнее. Особенно не давалось отрокам страшное слово "мотально-трепальный", хотя суждено ли им написать его хоть раз в жизни, вопрос из разряда спорных. Зато "офтальмологический", вопреки худшим ожиданиям, правильно написал каждый второй. Попробуйте и вы.
Давайте
говорить правильно!
Правильно произносить, казалось бы, элементарные слова в нашем отечестве всегда считалось дурным тоном. Мы говорим как угодно, только не так, как диктуют правила. Если говорить конкретно про Абакан, то грешат этим практически все, начиная от вечно трезвого грузчика, заканчивая дикторами местных телеканалов.
В основном, проблемы возникают с тем, на какой же все-таки слог в слове должно падать ударение. Хотя, какие же это проблемы, настроение такие "перлы" поднимают, что твой "Comedy club".
Участникам нашего теста предстояло правильно произнести несколько слов, в том числе вечное "позвонит", "отключенный" и загадочное "притулиться". Здесь школьники не дали ни единого повода усомниться в своей грамотности, признаться, стало даже скучно. Видимо, на детей так влияет атмосфера школьной аудитории, где в воздухе витают еле слышные подсказки чутких учителей. Ни одного исконно народного позвОнит или дОговора. Опять же, на ЕГЭ умение правильно говорить, впрочем, как и умение различать подсказки по губам, выпускникам пригодится вряд ли.
Что такое
"Копенгаген"?
Для мини-теста на эрудицию вопросы выбирались, как нам показалось, самые безобидные. Никаких вам "внимание, вопрос знатокам" и увесистого удара гонга. Вопросы, что называется, не выходящие за рамки школьной программы. Кстати, в том же ЕГЭ никто подобного не гарантирует: есть задания, которым в отведенное на уроках время учителя научить не смогут, да и не должны – такого в школьной программе нет, а вот в ЕГЭ есть. Но мы – сама гуманность, поскольку гуманизм – главный принцип педагогической науки. Сначала попросили школьников по возможности растолковать несколько географических названий, к сожалению, глобуса в классе не оказалось, а иначе попросили бы еще и показать. Впрочем, это было бы уже лишнее. Первым прозвучал вопрос: что такое "Копенгаген"?
– Город, – тихо произнес молодой человек и с робкой надеждой во взгляде добавил, – в Италии...
Во избежание дальнейших конфузов мы решили сменить плоскость и спросили: что такое Бирюса? Естественно, кто-то сказал, что есть такая река, однако гораздо более популярным оказался вариант: "Бирюса – это холодильник".
Сказать, что безграмотно – нет! Просто, как сказали бы педагоги, эмпирическое познание в действии. Кстати, что такое "эмпирический", спрашивать не стали, вместо этого спросили: что такое "конформист"? Уже другой молодой человек рассказал:
– Это общая масса, то есть нет, это человек, которому выгодно то же самое, что и общей массе.
Ну вот знает же! Затем этого же молодого человека спросили: что такое "симбиоз"? Последовал ответ: "Это когда один другому что-то дает, а тот ему что-то взамен". По форме грубовато, но по мысли-то правильно. После у девушки спросили: что такое "одутловатый"? "Это такой округлый по форме, овальный может быть". Эх, жаль, Тургенев не слышит. Хотя за знание, что такое "одутловатый", на ЕГЭ баллов вряд ли прибавят. Да и сложное слово, что говорить.
А вот то, что никто не смог объяснить, что такое "мануфактура", откровенно говоря, удивило. Вроде как программа самая что ни на есть школьная.
Узнаете ли
вы кого-нибудь
из этих людей?
Очная ставка с деятелями литературы, политики и прочих отраслей у нас проходила при помощи портретов этих самых знаменитостей и специально обученного человека, который эти портреты показывал. Несомненно, узнать того или иного человека к грамотности имеет весьма посредственное отношение, но все же. Среди изображений были Достоевский, Троцкий, Горбачев, Менделеев, Толстой, Абрамович и так далее.
Девушка в раздумьях перед портретом Дмитрия Ивановича Менделеева: "Та-ак, нет, это не Толстой, ну я не знаю точно, писатель какой-то. А этого я знаю, это Роман Абрамович". Юноша перед портретом Ленина: "Это Ленин, вождь народа! " "Горбачев – президент России, то есть СССР".
Словом, что бы ни брюзжали любители старины, мол, поколение нынешнее Сталина от Ленина уже отличить не может, как выглядит Гагарин не знают,Толстого и Некрасова путают, все не так плохо. В основном, школьники знают, кто как выглядит, хотя кто есть кто и кто чем занимался, представляют зачастую лишь примерно.
Впрочем, Некрасовым все же назвали, только не Толстого, а Достоевского. Зато многие узнали Троцкого. Неожиданно.
P. S. : Похоже, о результатах импровизированного теста больше всех волновались учителя. По его окончании педагоги пожурили нерадивых, похвалили эрудированных, признали, что до ЕГЭ еще есть над чем работать, а кроме того, высказали интересную мысль: неплохо было бы периодически проходить подобные тесты не только школьникам, но и тем, кто давно покинул школьные классы.