Анастасия СУБРАКОВА: "Музыканты? Ой, они странные!"
Анастасия СУБРАКОВА: "Музыканты? Ой, они странные!"
Продолжая рубрику о талантливой молодежи Хакасии, нельзя не сказать о 17-летней скрипачке Насте СУБРАКОВОЙ, которая шесть лет назад вместе с семьей переехала в Петербург. В свое время наш корреспондент писал об ее успехах на конкурсе "Окно в Европу". А совсем недавно девушка завоевала вторые места на международных конкурсах в Испании и Италии: 18 июля скрипачка покорила Бургос, а с 22 по 24 июля завоевывала Кремону, где получила еще и специальный приз за барочную музыку. Несколько месяцев назад Настя закончила 10 класс средней специальной музыкальной школы Санкт-Петербургской консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова с одной "четверкой". В этом заведении она учится игре на скрипке у Савелия Шальмана, который в этом году получил звание "Учитель года". В ноябре педагог намерен приехать в Абакан и, не исключено, дать мастер-классы. Ну, а беседу с талантливой скрипачкой и ее мамой Ольгой Субраковой, которые на днях заглянули на родину, предлагаем нашим читателям уже сейчас.
"Не мучайте ребенка –
у нас в роду
музыкантов не было!"
– Так как же вырастить талантливого ребенка?
– В первую очередь не нужно ему мешать, – отвечает Ольга Васильевна. – Сначала необходимо выяснить, какие у малыша склонности. Скажем, средняя дочь Катя (которой на данный момент 11 лет – прим. авт.) у нас всегда любила рисовать, обращала внимание едва ли не на каждый лепесток, каждую бабочку, умудрялась разглядеть какие-то необычные облака – сразу было видно, что она находится в каком-то своем мире, который не видим мы. Потому без сомнений отдали ее в художественную школу. Восьмилетний Артем занимается большим теннисом и сооружает из картона модели тракторов и самолетов. В своей группе он занял первое место за бумажную ракету, которую потом еще и пускали в небо. В теннисе тоже брал первые и вторые места. Настя, правда, оказалась в музыкальной школе случайно. Помню, еще дедушка говорил: "Не мучайте ребенка, у нас в роду музыкантов не было".
Но музыканты, как выяснилось, в роду были, включая известного исполнителя-хайджи и писателя Михаила Кильчичакова. Другое дело, что о скрипке Настя никогда не мечтала. Да и о музыкальной школе, собственно, тоже – пошла туда за компанию с подругами из детского сада. Но почему-то в класс скрипача в селе Белый Яр ее привели в первую очередь. Там девочке посоветовали учиться скрипке в Абакане у нынешнего директора Хакасской республиканской филармонии Вячеслава Инкижекова, но она упрямилась. "Только фортепиано!" – топала ножкой шестилетняя крошка. А стучать по клавишам в то время можно было лишь на вечернем отделении, причем не за маленькие деньги. Родители уже соглашались платить. Но в самый ответственный момент, когда мама с чадом пошла подавать документы, в коридоре случайно встретился упоминаемый Вячеслав Инкижеков. Оценив возможности девочки, учитель начал ее уговаривать. И будущая виртуозка сдалась лишь потому, что со второго класса ей обещали параллельные уроки фортепиано. Позже выяснилось, что и на этом инструменте ребенок играет прекрасно, и педагоги потом долго не могли смириться, что фортепиано не стало ее основной специальностью.
Впрочем, владеет клавишами она и сейчас весьма успешно, и многие пианисты принимают ее за "свою".
Скрипка – под замок
Настя говорит, что первое время относилась к музыке не очень серьезно, отдавая все силы учебе в общеобразовательной школе №14, где в то время была крайне сложная программа – даже для отличницы Насти.
– За уроками она сидела до 12 ночи, – вспоминает мама. – Бывало, что мы сами просили ее отдохнуть или помочь с какими-то заданиями. Но Настя всегда отказывалась. У нее крайне усердный характер, и она всегда доводит начатое до конца. Большую роль в этом сыграла и бабушка Клара Максимовна Субракова, которая много лет преподавала в начальных классах. Она научила Настю учиться и дала основы нравственного воспитания.
– А какой Настя была в детстве? Как-то отличалась от своих сверстников? – спросила я Ольгу Васильевну.
– Активная, деятельная и страшно болтливая, – смеется мама. – Помню, в детском саду логопед говорила, что у нас очень умный ребенок.
– И вы стали развивать эти способности?
– Настя сама по себе училась и развивалась, занимаясь тем, что ей интересно. Было время, когда она хотела бросить музыкальную школу, и в этом случае нам пришлось оказать какое-то давление. Бросить всегда легко, а ты попробуй преодолеть трудности. Пришлось с дочкой вести беседы. А теперь она без скрипки как без рук. Было дело, что мы прятали инструмент, давая ей возможность отдохнуть немного. Закрывать скрипку под замок нам даже советовал ее преподаватель, и для дочки это настоящее испытание. Если нет скрипки под рукой, она начинает волноваться.
О том, что скрипка – ее призвание, Настя поняла уже в Питере, куда ей посоветовал поехать музыкант оркестра Эрмитажа Грауман во время визита в Абакан. Два года родители думали и, в конце концов, решились на переезд, оставив родной дом, работу, близких. Сначала в город на Неве отправилась мама с дочкой, а после к ним присоединились и остальные члены семейства. Многие считали это экстраординарное решение странным и, образно говоря, крутили у виска.
– Мне говорили: "Зачем ехать так далеко?", – вспоминает Ольга Васильевна. – Ну ладно еще в Новосибирск. А тут Питер! Но наши так называемые "жертвы" оправдались. Тем более, что мы ехали туда не рассчитывать на детей, мы ехали туда сами по себе. Спасибо родителям, бабушкам и дедушкам, которые нас поддержали.
Впервые увидела
шедевр Страдивари
Наверное, жизнь в Питере тоже была задумана Свыше. Еще маленькой Настя говорила, что хочет жить во "Второй Москве", а теперь этот город помогает ей расти. Здесь она впитывает культуру, больше интересуется музыкой и отсюда едва ли не каждый месяц выезжает за границу, куда ее зовут продолжить обучение и даже обещают стипендию. Последнее приглашение поступило от профессора американского Института Музыки Кертиса и члена жюри итальянского конкурса Виктора Данченко.
– Это достаточно известный педагог, он учился у Давида Ойстраха и очень много знает, – рассказывает Настя. – После конкурса он изъявил желание меня обучать. Концерт Шостаковича, который я ему играла, как раз посвящен его педагогу Ойстраху. Он много рассказывал о том, как проходили у него уроки. Было очень интересно.
– Какие напутствия он давал?
– Напутствий не давал. Он сказал, что все хорошо, крепко, музыкально, что ему все нравится, мне даже как-то не по себе было. Единственное – дал советы по исполнительству, как вести себя на сцене. Он сказал, что первую часть исполняемого мною произведения желательно играть быстрее. Она задумана очень медленной, но зрителям в такой форме ее трудно воспринимать. После каждого концерта он ко мне подходил и что-то говорил. На конкурсе было семь его учеников, и, честно говоря, я думала, что мне ничего не светит. В общей сложности было 15 участников. Это музыканты разных возрастов (от 8 до 25 лет) и направлений, включая пианистов, виолончелистов и скрипачей. Я в первый раз в таком конкурсе участвовала. На следующем состязании в Италии были уже только струнники, и большую часть конкурентов представляли москвичи и американцы. Итальянцев, на удивление, было мало. Я играла в средней возрастной группе, которую назвали самой сильной и потому сложной, получила вторую премию, а вместе с ней и специальный приз за исполнение старинной музыки. У Баха есть три скрипичные сонаты. Первую я сыграла на конкурсе, вторую – на каком-то из концертов того же фестиваля, а третью учила в классах. Потому, наверное, в жюри решили, что я спец по старинной музыке.
– Чем запомнился конкурс в Кремоне?
– Фестиваль проходил на улице, где в нашу честь пускали фейерверки. Мы играли в парке и на уличной сцене, которая находилась на главной площади и собирала множество слушателей. Итальянская публика очень музыкальна – в России такое внимание встретишь редко. С москвичами мы там успели "пошутить" и буквально за час подготовить неожиданный номер. Концерт был классическим, но мы немного нарушили его стилистику, исполнив сразу после арии Баха джазовую шутку-сувенир, и ее удивленная публика, как ни странно, поддержала. Думали, организатор будет возмущаться, а ему эта спонтанная идея пришлась по душе – он подошел к нам и поинтересовался названием произведения. На конкурсе была очень приятная атмосфера, со многими участниками мы сдружились и теперь переписываемся по интернету. В музеях Кремоны мы также посмотрели мастерские Страдивари, Гварнери и Амати, здесь я впервые увидела скрипки, о которых только читала в книгах. Особенно впечатлили инструменты Страдивари, созданные специально для квартета.
Приходилось играть
по 10 часов в сутки
– Настя, часто говорят, что музыкальная школа губит детство. Ты никогда не завидовала своим сверстникам, у которых менее напряженные будни?
– У меня интересная жизнь. Не знаю, чем занимаются другие школьники, иногда кажется, что они ерундой страдают. По мне, так лучше бегать по репетициям и концертам, чем сидеть дома и смотреть телевизор. Телевизор в последний раз я смотрела, наверное, год назад.
– А какая обратная сторона профессии скрипача?
– В первую очередь нас выдают мозоли на шее – это своеобразный отличительный знак. У меня, видимо, из-за того, что слишком много начала заниматься, были проблемы с рукой, и пришлось обращаться к хирургу. Просили оставить игру на три месяца, но, конечно же, этого я сделать не могла и приступила к занятиям уже через два дня. К рукам надо вообще относиться очень бережно. Но ради некоторых приемов и техник, рождающих красивое звучание, руку приходится полностью зажимать, а это опасно и может в итоге сказаться на профессии. Иногда приходится много думать, особенно это касается произведений Баха и Шостаковича, и у меня часто болят виски. Скрипачам не следует заниматься экстремальными видами спорта. Знакомый музыкант, играя в футбол, сломал палец и потом долго восстанавливался. И когда падаешь, то руки стараешься не выставлять, как это делают другие люди – мы их всегда прячем.
– Чем занимаешься в свободное время?
– Его почти не бывает. Скажем, перед конкурсом приходилось играть по 10 часов в сутки. Иногда что-то читаю – либо связанное с музыкой, либо классическую литературу. Последнее, что прочла – "Богач, бедняк" Ирвина Шоу.
– Но у тебя ведь юность в разгаре, мальчики нравиться должны...
– Конечно, общение есть, но к этому я не очень серьезно отношусь. Неизвестно, где я буду учиться дальше, и потом будет тяжело расставаться.
Развлечение
неудобными
пассажами
– А каким ты видишь будущего избранника? Это должен быть человек из музыкальной среды?
– У меня был опыт общения с людьми, которые к музыке не имеют никакого отношения, и делиться с ними своими интересами, конечно, сложно. Безусловно, общаться с людьми из музыкальной среды проще. Потому, наверное, все мои друзья оттуда. Разумеется, мы и о жизни говорим, но также и о музыке можем в любой момент поговорить, если станет скучно.
– Чем музыканты отличаются от среднестатистических, так скажем, людей?
– Ой, они странные! Все звуки, будь то звонок или сигнализация, они слышат нотами. И, честно говоря, я не представляю, как можно слышать по-другому. Иногда мы идем по улице и что-то поем, а прохожие недоуменно пожимают плечами. Музыканты – еще и достаточно веселый народ, со своими приколами. На концертах мы делаем друг другу "подставы": можем неожиданно замедлить темп или сыграть неудобный пассаж, ожидая, подхватит твой оппонент игру или нет. Бывает, устраиваем соревнования: кто придумает самый неудобный музыкальный прием, тот и выиграл. Это достаточно популярная развлекаловка.
На удивление взрослые у нас молодые люди. Может, поэтому и более успешные. Они не гонятся за признанием и знают, чего хотят. Не оглядываются назад и идут лишь по собственному пути. И с таким подходом к жизни они действительно смогут все!
Ольга ЖЕРНАКОВА
Еще в XVIII веке крупнейший философ Вольтер озвучил актуальную до сей поры мысль: "Возможность творить зло предоставляется сто раз в день, а творить добро – раз в год". Так зачем ждать целый год, если благие дела можно делать уже сейчас? И помогает в этом проект "ШАНСА" "Они могут все!". Они – это живущие в нашей республике одаренные дети, родители которых не могут похвастать толстым кошельком и благоприятными условиями жизни. Это представители "золотой" в духовном и интеллектуальном смысле молодежи, которая в будущем могла бы сделать немало полезных дел для благополучия Хакасии и страны в целом. Это неравнодушные и целеустремленные юноши и девушки, мальчики и девочки, которым для развития природных данных и личностного роста не хватает самой малости – скрипки, палитры красок или, скажем, хорошего компьютера.
И у вас, дорогие читатели, есть возможность исполнить эту не самую заоблачную мечту. Приглашаем к сотрудничеству меценатов и просто сочувствующих людей, желающих оказать посильную помощь тем, кто действительно этого заслуживает.
С распростертыми объятиями ждем и потенциальных героев новой рубрики, а также их родителей, друзей и родственников.
Если среди ваших знакомых есть молодые таланты, которым может пригодиться наша помощь, пишите в редакцию по адресу: Абакан, улица Хакасская, 27, газета (с пометкой "Они могут все!"), или на e-mail: Lucky_number@yandex.ru