Идея учиться за границей приходит, наверное, всем студентам. Модно получать высшее образование в Европе, но из-за этого подчас не замечают, какие сказочные возможности есть в соседней России.
С таким образованием не пропадешь. О том, с какими радостями и бедами сталкивается латвийский студент в легендарной морской академии им. адмирала Макарова, нам рассказал курсант-второкурсник Илья.
– Почему ты решил учиться именно в России?
– Учеба за границей – это возможность сменить обстановку.
Диплом, который получу, признан во всем мире. Перед тем, как принять решение, советовался с моряками. Вся необходимая информация для желающих поступать есть на сайте www.gma.ru . Очень хотелось попасть на парусное судно. Те, кто видел прошедшим летом регату в Риге, наверное, меня поймут. На ней, кстати, нашу академию представлял парусник «Мир».
Сдавал математику и русский язык. Причем, если россияне при поступлении пишут сочинение, то иностранцы, даже русскоязычные, изложение. Конечно, у студентов из других стран нет возможности учиться бесплатно, а программа в наших школах в Латвии не предоставляет необходимых для поступления знаний по математике. Занимался дополнительно. Вообще, в академии основная часть россиян учится на бюджете.
Песни про корабли
– Какие первые впечатления остались в памяти?
– У них сохранилась традиция ездить на «картошку». В сентябре мы отправились в Детско-сельский колхоз и собрали картофель на 30 га земли. Вернулись, получили форму курсантов, сразу сердца наполнились гордостью. Как мы примеряли и приводили форму в порядок! В ней чувствуешь себя по-другому, появляется осанка, как будто все время ходишь в официально-праздничном. Потом привыкаешь. У нашей формы очень долгая история, она почти не изменилась с царских времен – черная, военно-морская. Кстати, для иностранцев нет военной кафедры, но дисциплина военная.
– Как отдыхаете в академии?
– Создали свою группу и репетируем в очень хорошей студии. Но для того, чтобы играть в группе, нужно разрешение начальства. Конечно, с трудом нашли время на свое хобби.
На смотре рот поем «официальные» строевые песни про корабли.
Часто захожу в Эрмитаж. Гениальность произведений поражает и притягивает. В форме в музеи пускают бесплатно, что радует.
Первооткрыватели
– Откуда приезжают ребята учиться в академию?
– Тридцать человек с моего курса – питерцы. Родина остальных – от Находки до Калининграда. Когда общаемся, чувствуется, например, что в северных регионах страны совсем другой уровень жизни, другие традиции, культура и т. д. Они другие.
– Какие предметы изучаете?
– Инженерные: высшая математика, физика, химия, информатика (программирование), теоретическую и прикладную механику, электротехнику и др. Из гуманитарных наук – философия (от античности до Фрейда), история России, политология, правоведение, культурология, специальный английский. Оказалось, что в латвийских школах английский преподают на высоком уровне, у меня проблем не было, в отличие от многих других. На культурологии требовалось определить архитектурный стиль, архитектора и время постройки многих известных зданий. Сложно. Интересно изучать историю России, я, например, писал реферат про российских первооткрывателей Северной Америки и теперь знаю периоды правления всех русских царей. Еще изучаем экологию, от возникновения жизни на планете до способов предотвращения разливов нефти. Конечно, учим географию, порты и заливы.
Учиться сложно, нельзя накапливать долги, иначе вместо поездки домой придется оставаться на дополнительную сессию и заниматься хозяйственными работами. Практику мы проходили в Финском заливе на необитаемом острове Западный Березовый, каждый день ходили в море на шестивесельных ялах (шлюпках). Проходим пожарную подготовку и медицину. Сложные условия требуют быстрого принятия решения. От человека очень много зависит, но мы хорошие навыки и знания получаем в академии.
– Какими качествами надо обладать, чтобы удачно учиться в академии?
– Понадобится упорство, придется подчиниться порядкам. Надо перебороть свою гордость и рвение к независимости. Это жизнь в мужской среде. Умение проявить инициативу и взять на себя ответственность.
– Расскажи, пожалуйста, о распорядке дня.
– Курсанты просыпаются в 7 утра, дальше – зарядка и завтрак. Потом – поднятие флага, проверка формы одежды, кстати, в академии сохранилось военное обращение «товарищ». На построении делаются объявления. Начинаются занятия. Дисциплина сохраняется и на лекциях. После учебы обед, потом некоторые отправляются в наряд, а некоторые – дальше заниматься. Ужин в семь вечера, в 22.00 проверка и в одиннадцать отбой. Обычно 4-5 раз в месяц заступаем в наряд, охраняем учебный корпус. Уборкой, хозработами и чисткой картофеля занимаются тоже курсанты.
Внеочередные наряды дают за нарушения устава академии. Восьмичасовой сон – понятие условное, приходится учиться, в основном высыпаемся в воскресенье. Суббота – учебный день.
– Питаетесь нормально?
– Столовая у нас называется «камбуз». Кормят неплохо по меркам госучреждения. Но после дома трудно привыкнуть к такой еде.
– А девушки в академии учатся?
– Да, в основном на двух факультетах – арктическом (географии, геодезии и метеорологии) и радиотехническом. Потом они работают на суше, хотя могут и в море. Тоже носят форму, но живут дома, а не в экипаже (общежитии). Им сложно – вокруг столько внимательных взглядов. Здесь я познакомился со своей девушкой...
– Какие перспективы тебя ждут после окончания учебы?
– Ходить в море и быть востребованным специалистом. Получу рабочий диплом штурмана. По латвийским меркам буду магистром,
т. е. в латвийской армии служить не придется. Планирую продолжить обучение в Англии, когда заработаю. Возможно, когда-нибудь стану капитаном.